Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Шиловой О.М.
судей Аноприенко К.В., Порохового С.П.
при секретаре Никитченко С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о понуждении к совершению определённых действий,
по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения прокурора Максименко Е.В., представителя ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края Долговой Е.А., судебная коллегия
установила:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о понуждении к совершению определённых действий, возложению обязанности по установлению границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы) водного объекта реки Чегдомын, внести сведения о водоохранных зонах и прибрежной защитной полосе водного объекта в государственный кадстр недвижимости, установив срок исполнения решения суда в течении 12 месяцев с момента вступления его в законную силу.
В обоснование доводов ссылается на то, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения Министерством природных ресурсов Хабаровского края водного законодательства, в ходе которой выявлено, что в нарушение Водного кодекса Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не приняты меры по охране водных объектов.
С 01.01.2007 года, то есть с момента вступления в силу соответствующих положений Водного кодекса РФ, у уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации возникла обязанность по проведению мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Чегдомын.
Министерство природных ресурсов Хабаровского края письмом от 02.08.2016 года N сообщает, что в 2015 году на основании результатов выполненных работ по государственным контрактам в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов: реки Амур (протоки Сандинская, Еалбон (Старый Амур)), реки Болин, озера Падали в пределах г. Амурска, реки Амур и ее притоков в пределах г. Николаевска-на-Амуре. А также, в 2016 году проведена работа по заключению государственного контракта на выполнение работ по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Бикин и ее притоков в пределах г. Бикина.
Вместе с тем, прокуратурой установлено, что по информации отдела водных ресурсов Амурского бассейнового водного управления по Хабаровскому краю длинна водного объекта реки Чегдомын 93 километра, является притоком реки Ургал, водоохранная зона объекта составляет 200 метров, прибрежной защитной полосы 30, 40, 50 метров.
Согласно информации Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах водоохранной зоны и границах прибрежных защитных полос водного объекта - реки Чегдомын.
Таким образом, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не приняты меры по охране водного объекта - реки Чегдомын в части установления границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта).
Отсутствие границ зон с особыми условиями использования территорий и невнесение сведений в государственный кадастр недвижимости делает невозможным осуществление полномочий по охране водных объектов и их частей, находящихся в федеральной собственности, принятие мер по сохранению среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, а также может привести к неблагоприятным антропогенным воздействиям на водный объект, загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод.
Выявленные нарушения законодательства наносят существенный вред интересам Российской Федерации в сфере водопользования, а также нарушают принципы, в связи с которыми и создавались водоохранные зоны, в связи с чем, не могут быть оставлены без принятия мер прокурорского реагирования.
Просил суд обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края установить границы зон с особыми условиями использования территорий (водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы) водного объекта - реки Чегдомын, обязать внести сведения о водоохранных зонах и прибрежной защитной полосе водного объекта - реки Чегдомын в государственный кадастр недвижимости.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 6.12.2016 года иск удовлетворен..
Судом постановленообязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, установить границы зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы) водного объекта - река Чегдомын.
Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу внести сведения о водоохранных зонах и прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Чегдомын в государственный кадастр недвижимости.
В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов Хабаровского края просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и прекратить производство по делу.
В доводах жалобы ставит под сомнение оценку, данную судом первой инстанции относительно установленных по делу обстоятельств, полагает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и допустил грубые нарушения норм процессуального права.
В частности, ссылается на то, что суд первой инстанции оставил без внимания, что дело не подлежало рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению.
Ссылается на то, что Министерство природных ресурсов Хабаровского края полномочиями по внесению сведений в государственный кадастр недвижимого имущества, и полномочиями по предоставлению необходимых документов в орган государственного кадастрового учета для внесения сведений о границе водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, не обладает, и возложение на министерство данных обязанностей не соответствует нормам материального права и не может быть выполнено.
В письменных возражениях Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства природных ресурсов Хабаровского края Долгова Е.А. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил решение суда отменить, принять новое решение, которым производство по делу прекратить, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца Максименко Е.В., с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что основания для отмены решения суда отсутствуют, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, принимавших участие в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения не находит.
Из материалов дела следует, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения Министерством природных ресурсов Хабаровского края водного законодательства, в ходе которой выявлено нарушение Водного кодекса РФ, а именно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ не приняты меры по охране водных объектов. Водный объект - река Чегдомын длиной 93 километра, площадь водосбора 985 км2, находится в федеральной собственности и является водным объектом общего пользования.
Министерство природных ресурсов Хабаровского края, согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 года N 49-пр, является органом исполнительной власти Хабаровского края, проводящим государственную политику Хабаровского края и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий управление в сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в области обращения с отходами, организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти края в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Хабаровского края. Задачей его является, в том числе управление в сфере водных отношений.
В соответствии с п. 3.6.22 вышеуказанного Положения, Министерство природных ресурсов Хабаровского края разрабатывает и осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края.
Пунктом 3.6.28 Положения предусмотрено, что Министерство природных ресурсов Хабаровского края осуществляет в пределах компетенции края установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
В соответствии с ответом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю от 10.08.2016 года, по состоянию на 10.08.2016 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о 120 границах водоохранных зон и 83 границах прибрежных защитных полос водных объектов расположенных на территории Хабаровского края, однако сведения о границах водных зон и прибрежных защитных полос реки Чегдомын отсутствуют.
На основании статьи 9 Конституции Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Водные объекты (реки, ручьи, озера и др.) имеют водоохранную зону и прибрежную защитную полосу.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Частью 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" (далее - Правила) определен порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Согласно указанным Правилам, с целью информирования граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности, в границах водоохранных зон для каждого водного объекта определяется ширина водоохранной зоны в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, описывается ее граница с указанием координат и опорных точек, при этом граница водоохранной зоны устанавливается непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; граница водоохранных зон отображается на картографических материалах (пункты 2 и 4 Правил).
Пунктом 5(1) Правил определено, что границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Установление границ водных объектов, за исключением водохранилищ, осуществляется органами власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии (пункты 3, 6 Правил).
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: 1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; 2) описание местоположения границ таких зон; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; 5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона о кадастре, органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь соответствующими нормами материального права, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, и достоверно установив, что до настоящего времени, границы зон с особыми условиями использования территорий (водоохранная зона и прибрежная защитная полоса) реки Чегдомын Министерством природных ресурсов Хабаровского края не установлены, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не направлены, обоснованно удовлетворил иск.
Доводы жалобы о том, что дело не подлежало рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению, основаны на неверном толковании норм процессуального права, судебной коллегией во внимание не принимаются и основанием для отмены решения суда первой инстанции не являются.
По вышеизложенным основаниям, принимая во внимание пункт 2 части 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, пункт 3.6.28 Положения о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 года N 49-пр, иные доводы апелляционной жалобы, которые по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана соответствующая правовая оценка и оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 декабря 2016 года по гражданскому делу по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о возложении обязанности оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Хабаровского края без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.М. Шилова
Судьи К.В. Аноприенко
С.П. Пороховой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.