Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В. Кустовой
судей С.И. Железовского, А.А. Тарасовой
при секретаре А.Г. Чирковой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" об обязании выполнить определенные действия, по апелляционной жалобе ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения прокурора Ю.Н. Марченко, представителя ответчика И.А. Есипчук, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" об обязании выполнить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указал, что Хабаровской транспортной прокуратурой в июне 2016 года проведена проверка соблюдения Администрацией Хабаровского района внутренних водных путей - филиала ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" требований законодательства об охране труда. По результатам проведенной проверки установлено, что требования законодательства в области охраны труда членов экипажей эксплуатируемых судов Администрацией Амурводпуть соблюдаются не в полном объеме. Администрации Амурводпуть на праве оперативного управления принадлежит специализированное судно " "данные изъяты"", которое введено в эксплуатацию с 11.05.2016 г. В нарушение ст. 22 Трудового кодекса РФ, ч. 4 ст. 28 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, п.п. 5 п. 12 Правил по охране труда на судах морского и речного флота, на судне " "данные изъяты"", судовладельцем которого является Администрация Амурводпуть, отсутствует подготовленное в установленном порядке лицо по оказанию первой медицинской помощи. С целью устранения выявленных нарушений в адрес начальника Администрации Хабаровского района внутренних водных путей прокурором вынесено представление, по результатам рассмотрения которого исчерпывающие меры по их устранению не приняты. Подготовка лиц по программе оказания первой медицинской помощи запланирована на 2017 год. В письме руководитель Администрации Амурводпуть от 23.06.2016 г. N, указал, что требования Правил по охране труда на судах морского и речного флота не распространяются на судовладельцев речных судов, обучение членов экипажей эксплуатируемых Администрацией Амурводпуть судов в части оказания первой медицинской помощи не требуется. Однако данная позиция не соответствует требованиям Правил по охране труда на судах морского и речного флота. На основании изложенного, прокурор просил суд обязать ответчика обеспечить исполнение ст.ст. 22, 212 ТК РФ, ч. 4 ст. 28 КВВТ РФ, подп. 5 п. 12 Правил ОТ, в части наличия на судне " "данные изъяты"" подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи; установить срок исполнения решения суда в 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 ноября 2016 года исковые требования Хабаровского транспортного прокурора удовлетворены.
На ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие на судне " "данные изъяты"" подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи.
В апелляционной жалобе ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что у прокурора отсутствовало процессуальное право на подачу иска в суд в защиту неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, в интересах которых выступает прокурор, определен, так как представляет собой конкретных работников судна " "данные изъяты"" количество которых четко определено и составляет 6 человек. Подготовка членов экипажей морских судов и речных судов различная. На речных суднах лица командного состава судов, имеющие дипломы, должны не реже 1 раза в 5 лет проходить обучение на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Министерством транспорта РФ, в которую входят вопросы оказания медицинской помощи. Программы профессионального обучения, утвержденные Министерством транспорта РФ не могут быть применены для подготовки командного состава экипажей речных судов, поскольку применяются для профессионального (первоначального) обучения и предназначены для обучения по профессиям "Вахтенный моторист", "Судовой электрик", "Судовой повар" экипажей морских судов. При отсутствии профессионального образования работник не может быть принят на работу на речных судах. В данном случае применению подлежит ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", согласно которому оказание первой медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями, а первая помощь - лицами, обязанными оказывать первую помощь, тогда как в решении суда понятия первая медицинская помощь и первая помощь трактуются как равнозначные по смыслу. Все члены экипажа на судах проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, что свидетельствует об отсутствии у них противопоказаний (заболеваний) для занятия соответствующей должности в экипаже судна. На судах назначаются должностные лица, ответственные за оказание первой помощи, которые прошли соответствующую подготовку по оказанию первой помощи в рамках действующего российского законодательства.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, специализированное судно " "данные изъяты"", идентификационный номер N, 1959 года постройки принадлежит на праве оперативного управления ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей", что подтверждается свидетельством о нраве оперативного управления от 12.04.2013 г. N.
В ходе проверки, проведенной Хабаровской транспортной прокуратурой в июне 2016 года в ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" установлено несоблюдение последним требований законодательства в области охраны труда членов экипажей эксплуатируемых на внутренних водных путях судов, заключающееся в отсутствии на судне " "данные изъяты"" подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи, что является прямым нарушением ст. 22 Трудового кодекса РФ, п. 4 ст. 28 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, подп. 5 п. 12 Правил по охране труда на судах морского и речного флота.
Согласно ответу Администрации Хабаровского района внутренних водных путей - филиала ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" от 31.05.2016 г. N, на 30.05.2016 г. в Администрации Хабаровского района внутренних водных путей принято в эксплуатацию 19 судов (в том числе по списку и судно " "данные изъяты""); заключен договор страхования членов экипажей судов на случай возможного вреда их жизни и здоровью со САО "ВС" от 06.04.2016 г., 05.05.2016 г. заключен договор добровольного медицинского страхования "антиклещ" со САО "ВС". 14.03.2016 г. ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" заключен договор страхования ответственности судовладельца с ПАО "СГ XOCKA" N. Перед приемом теплоходов в эксплуатацию каждому был выдан необходимый пакет документов, в том числе и системы управления охраной труда. В настоящее время с экипажами каждого эксплуатируемого судна проведен инструктаж по оказанию первой медицинской помощи. На 2017 год запланировано проведение процедуры закупок услуг по обучению лиц для каждого эксплуатируемого судна по оказанию первой медицинской помощи.
Из письма ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" от 23.06.2016 г. N, следует, что нет необходимости в закупке услуг на обучение лиц, ответственных за оказание первой медицинской помощи на судах управления в случаях непредусмотренных нормативными правовыми документами, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено оказание первой медицинской помощи лицами, не имеющими медицинское образование. И, кроме того, требования п. 12 Правил по охране труда на судах морского и речного флота, предназначены для экипажа морского судна, на которые распространяется Международная Конвенция ПДНВ.
Из письма начальника Администрации Хабаровского района внутренних водных путей - филиала ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" от 30.06.2016 г. N следует, что представление Хабаровской транспортной прокуратуры рассмотрено, в целях соблюдения законодательства о безопасности судоходства Администрация Хабаровского района запланировала в межнавигационный период (январь-март 2017 года) подготовку работников из числа экипажей судов, находящихся в эксплуатации, в сфере оказания первой медицинской помощи по примерной программе "Подготовка по оказанию первой медицинской помощи", с последующим их назначением ответственными за оказание первой доврачебной помощи на судах. В настоящее время решается вопрос финансирования данного направления с вышестоящей организацией ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей". За нарушение требований законодательства о безопасности судоходства и охраны труда к дисциплинарной ответственности привлечено лицо, ответственное за обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 2, 37 Конституции РФ, ст.ст. 1, 2, 3, 28 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ст.ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 2, 32 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п.п. 1, 4, 6, 12 Правил по охране труда на судах морского и речного флота, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.06.2014 г. N 367н, и исходил из того, что право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантировано Конституцией РФ, ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей", как судовладелец и работодатель, обязано обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда и охрану их здоровья, поскольку спасение пострадавшего в большинстве случаев зависит от того насколько быстро и правильно будет оказана первая медицинская помощь, отсутствие на судне подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком требований законодательства об охране труда, что влечет угрозу здоровью и жизни неопределенного круга лиц из числа членов экипажа и иных лиц, в случае возникновения на борту судна " "данные изъяты"" нештатной ситуации, указанные нарушения требований действующего законодательства в области охраны труда могут повлечь за собой причинение тяжких последствий как здоровью работников учреждения, так и, непосредственно, их жизни, а также жизни и здоровью иных лиц, вследствие несвоевременного или неквалифицированного оказания первой медицинской помощи.
С выводами суда, мотивами принятого решения судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими материалам дела и материальному закону.
Согласно п. 1 Правил по охране труда на судах морского и речного флота, утвержденных Приказом Минтруда России от 05.06.2014 г. N 367н, данные Правила распространяются на работодателей (судовладельцев), экипажи судов морского и речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации, находящихся в эксплуатации, отстое, ремонте, реконструкции, независимо от их типа и форм собственности, зарегистрированные в установленном порядке, за исключением судов, занятых рыбным или аналогичным промыслами, военных кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота.
Согласно подп. 5 п. 12 Правил работодатель (судовладелец) обязан обеспечить наличие на судне подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи и лица по осуществлению медицинского ухода в соответствии с национальными и международными требованиями.
Согласно п. 8 Правил на каждом судне должны находиться документы по обучению вопросам охраны труда, в том числе сертификат об окончании курсов по оказанию медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание медицинской помощи на судне.
Данное требование предусмотрено в целях реализации пункта 4(с) стандарта А4.1 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, в соответствии с которым суда, не имеющие врача на борту, должны иметь в составе экипажа, по крайней мере, одного моряка, ответственного за медицинское обслуживание, назначение и применение лекарств как часть своих обычных обязанностей, или, по крайней мере, одного моряка на борту судна, обладающего навыками для оказания первой медицинской помощи. Кроме того, лица, ответственные за обеспечение медицинского обслуживания на борту судна, которые не являются врачами по своей специальности, должны удовлетворительно завершить курс подготовки по медицинскому уходу.
Согласно п.п. 1, 2 Руководящего принципа В4.1.1. при определении уровня медицинской подготовки, которую должны получать моряки на борту судов, не имеющих в своем экипаже судового врача, компетентный орган должен требовать, чтобы: a) на судах, которые обычно могут получить квалифицированную медицинскую помощь и медицинское обслуживание в пределах восьми часов, был, по крайней мере, один назначенный моряк, имеющий подготовку в области оказания первой медицинской помощи, соответствующую требованиям Конвенции ПДНВ, которая дает таким лицам возможность принимать безотлагательные эффективные меры при несчастных случаях или заболеваниях, которые могут произойти на борту судна, и использовать медицинскую консультацию по радио или по спутниковой связи; b) на всех других судах должен быть, по крайней мере, один назначенный моряк, имеющий подготовку в области медицинского ухода, соответствующую требованиям Конвенции ПДНВ, включающую практическую подготовку и подготовку по таким методам спасения жизни, как внутривенная терапия, что дает таким лицам возможность эффективно участвовать в координированных системах оказания медицинской помощи на борту находящихся в море судов и обеспечивать больным или травмированным лицам удовлетворительный уровень медицинского обслуживания в период их вероятного нахождения на борту судна.
Подготовка, упомянутая в п. 1 настоящего руководящего принципа, должна проводиться на основе содержания самых последних изданий Международного медицинского руководства для судов, Руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях, связанных с опасными веществами, Инструкции - Международного руководства по обучению моряков, а также медицинского раздела Международного свода сигналов и на основе аналогичных национальных руководств.
Подготовка по оказанию первой помощи для членов экипажей судов является обязательной и в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года.
Достаточных, допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что на судне " "данные изъяты"" имеется лицо, ответственное за оказание первой медицинской помощи, и, имеющее подготовку, соответствующую национальным и международным требованиям по оказанию первой медицинской помощи, ответчиком не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что прокурор не имеет права на подачу иска в связи с определенностью круга лиц - 6 работников судна, в интересах которых выступает прокурор, судебная коллегия отклоняет, поскольку вопрос обеспечения наличия на судах подготовленного лица по оказанию первой медицинской помощи затрагивает права членов экипажа судов, круг которых не ограничен постоянным составом в связи с увольнением (в том числе в связи с выходом на пенсию, по состоянию здоровья, по уходу за детьми до достижения 1,5 и 3-ех лет, в качестве меры дисциплинарной ответственности и по другим основаниям), переводом работников, временной нетрудоспособностью и принятием на работу новых работников.
Доводы апелляционной жалобы о том, что программы обучения членов экипажей морских судов и речных судов различны, и о том, что на речных суднах лица командного состава судов, имеющие дипломы, должны не реже 1 раза в 5 лет проходить обучение на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Министерством транспорта РФ, в которую входят вопросы оказания медицинской помощи, не могут быть приняты во внимание, поскольку Правила по охране труда на судах морского и речного флота распространяются на работодателей (судовладельцев), экипажи судов как морского, так речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации, согласно которым работодатель должен обеспечить наличие на каждом судне подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи, тогда как курсы повышения квалификации проводятся для поддержания и повышения уровня знаний и навыков, знакомства с новыми разработками моряков, ответственных за оказание первой медицинской помощи и любых других моряков.
Довод апелляционной жалобы о прохождении всеми членами экипажей судов медицинских осмотров, свидетельствующих об отсутствии у них противопоказаний (заболеваний) для занимаемых должностей, не влияет на правильность постановленного судом решения и не освобождает ответчика, как судовладельца и работодателя членов экипажей судов, от исполнения предусмотренной законом обязанности обеспечить наличие на судах лица, который может безотлагательно оказать первую медицинскую помощь, в том числе и в случаях травмирования годных по состоянию здоровья членов экипажей судов.
Довод апелляционной жалобы о назначении на судах должностных лиц, ответственных за оказание первой помощи, прошедших соответствующую подготовку по оказанию первой помощи, не влечет отмену решения суда, как не подтвержденный допустимыми доказательствами наличия на судне " "данные изъяты"" лица, ответственного за оказание первой медицинской помощи, имеющего подготовку, соответствующую национальным и международным требованиям по оказанию первой медицинской помощи.
Иные изложенные доводы апелляционной жалобы также не опровергают выводы суда первой инстанции, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств и на основании правильного применения материального закона, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 ноября 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному Бюджетному учреждению "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" об обязании выполнить определенные действия - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи С.И. Железовский
А.А. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.