Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего И.И. Хуснутдиновой
судей Н.В. Пестовой, Е.А. Бузыновской
при секретаре В.Л. Арабаджи
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горохова А. Ю. к ФГКУ "Востокрегионжилье", территориальному отделению ФГКУ "Востокрегионжилье" г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, признании за истцом и членами его семьи права состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений в избранном месте жительства, возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
по апелляционной жалобе Горохова А. Ю. на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 29 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, объяснения представителя истца А.Ю. Горохова - В.С. Якубович, действующего на основании доверенности от 15.11.2016 г., представителя ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ - Н.В. Юдиной, действующей на основании доверенности от 27.02.2017 г., судебная коллегия
установила:
Горохов А.Ю. обратился в суд с иском к ФГКУ "Востокрегионжилье", территориальному отделению ФГКУ "Востокрегионжилье" г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, признании за истцом и членами его семьи права состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений в избранном месте жительства, возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Требования мотивировал тем, что проходил военную службу. Приказом от 24.10.2014 г. уволен с военной службы с зачислением в запас по пп. "а" п.1 ст.51 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе) и исключен из списков личного состава части с 28.02.2015 г. Перед увольнением, 18.05.2014 г. обратился с рапортом об обеспечении жилым помещением по нормам жилищного законодательства. Однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. 28.07.2015 г. им подано заявление и документы к ответчику с просьбой поставить на учет для обеспечения постоянным жилым помещением с составом семьи из 3 человек. Решением от 26.08.2016 г. ему отказано в постановке на учет, в связи с отсутствием оснований, т.к. он обеспечен по нормам жилищного законодательства жилым помещением, а также сообщено, что с целью реализации права обеспечения постоянным жилым помещением до написания рапорта об увольнении необходимо было обратиться по месту прохождения службы и заявить о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Считает данное решение незаконным, т.к. нарушается право истца и членов его семьи на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства после увольнения с военной службы.
Просит суд признать незаконным решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, признать за истцом и членами его семьи права состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений в избранном месте жительства, возложить на ответчика обязанность по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 3 человека.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 29 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований Горохову А.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Горохов А.Ю., ссылаясь на незаконность, необоснованность решения суда, просит удовлетворить исковые требования, при этом указывает, что он, как военнослужащий, не обеспеченный на момент увольнения постоянным жилым помещением, должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства и поставлен на учет в соответствии со ст.15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и пунктом 7 Правил о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас. Полагает, что им был соблюден порядок обращения об обеспечении его жилым помещением по нормам жилищного законодательства до исключения из списков личного состава войсковой части.
Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился Горохов А.Ю., о явке извещался по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял. Судебная коллегия, руководствуясь ст.167 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 г. N 13 "О применении судами норм Гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", с учетом мнения лиц, участвующих в деле, явившихся в суд апелляционной инстанции, признает причины неявки неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Горохова А.Ю.
Представитель Горохова А.Ю. - Якубович В.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал. Просил решение суда отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Юдина Н.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены принятого судом решения не имеется.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что для обеспечения истца жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ, помимо соответствующей продолжительности военной службы и основания увольнения, истец должен был на момент увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилого помещения, такой статус он мог приобрести при признании его таковым в порядке, установленном действующим законодательством. Также суд пришел к выводу, что истец и члены его семьи по нормам жилищного законодательства обеспечены жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Горохов А.Ю. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Приказом от 24.10.2014 г. уволен с военной службы по пп. "а" п.1 ст.51 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе), исключен из списков личного состава части с 28.02.2015 г. Продолжительность военной службы истца в календарном исчислении на момент увольнения с военной службы составила 28 лет 09 месяцев, в льготном исчислении 41 год 08 месяцев.
Горохов А.Ю. и члены его семьи: супруга ФИО1, дочь ФИО2 зарегистрированы в квартире по "адрес".
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" Горохову А.Ю. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно Правилам признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Порядок принятия на жилищный учет в Вооруженных Силах Российской Федерации урегулирован приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
Согласно пункту 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной вышеуказанным приказом Министра обороны Российской Федерации, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, с приложением необходимых документов, подтверждающих их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Возможность принятия на жилищный учет лиц, уволенных с военной службы, Инструкция не предусматривает.
Истец обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после увольнения с военной службы.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06 сентября 1998 года.
Согласно Правилам (п.п. 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед уполномоченным органом о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган.
Таким образом, статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривая жилищные гарантии для лиц, нуждающихся в жилье и подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, в то же время предполагает, что военнослужащие по своему усмотрению принимают решения о реализации жилищных гарантий и эти решения оформляются соответствующим образом. Необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является обращение военнослужащего в установленном порядке до увольнения с военной службы с требованиями о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений или о предоставлении жилищных гарантий.
Данных о постановке истца на такой учет или об обращении истца с соответствующим рапортом и необходимыми документами в установленном законом порядке до его увольнения с военной службы, судом не установлено.
Положения ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не содержат указания на возможность обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и не принятых на жилищный учет в период военной службы.
Также судом установлено, что истец и члены его семьи зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по "адрес", общей площадью 43,6 кв.м. по договору социального найма.
Наличия совокупности необходимых условий, свидетельствующих о соблюдении истцом определенной законом процедуры постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и намерения его при увольнении быть обеспеченным жильем в избранном ином месте жительства, при рассмотрении данного спора не установлено.
Каких-либо достоверных доказательств того, что Горохов А.Ю. на основании рапорта в установленном законом порядке был признан нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства (то есть, что до увольнения с военной службы поданный им рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца и членов его семьи нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, и это решение жилищной комиссии, оформленное протоколом, было утверждено военным комиссаром), равно как и доказательств подачи рапорта при увольнении о подтверждении избранного постоянного места жительства, в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено.
Вопреки ошибочным доводам истца, представленные суду рапорт и лист беседы при увольнении с военной службы, в котором истец просил предоставить жилое помещение в соответствии с законодательством РФ не могут служить доказательствами, свидетельствующими о признании нуждающимися в получении жилого помещения, в связи с тем, что данные документы не являются относимыми доказательствами. Как было указано выше, для такого включения необходимо решение жилищной комиссии, которого в данном случае не имеется.
Более того, как следует из материалов дела, после подачи рапорта истец в течение длительного времени не оспаривал в установленном порядке бездействие командира войсковой части, не принявшего решения по его рапорту до момента увольнения. В этой связи на момент увольнения истец не был признан нуждающимся в получении жилого помещения, что исключает возникновение у него права на получение жилого помещения по договору социального найма, как ранее принятого на учет в (период прохождения службы).
Соответственно, поскольку на момент увольнения истец в установленном законом порядке по последнему перед увольнением месту военной службы не признавался нуждающимся в получении жилого помещения, в том числе, по избранному месту жительства, и не состоял в соответствующих списках очередников, то, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление ответчиком жилого помещения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены по существу правильного судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 29 ноября 2016 года, постановленное по гражданскому делу по иску Горохова А. Ю. к ФГКУ "Востокрегионжилье", территориальному отделению ФГКУ "Востокрегионжилье" г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, признании за истцом и членами его семьи права состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений в избранном месте жительства, возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма оставить без изменения, апелляционную жалобу Горохова А. Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий И.И. Хуснутдинова
Судьи Н.В. Пестова
Е.А. Бузыновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.