Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Верхотуровой И.В.,
судей: Дорожкиной О.Б., Дорожко С.И.,
при секретаре: Ильчук Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к федеральному бюджетному учреждению "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" о возложении обязанности выполнить определенные действия,
с апелляционной жалобой ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16.11.2016 г.,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения представителя ФБУ "Администрации Амурского бассейна внутренних водных путей" по доверенности Есипчук И.А., старшего помощника прокурора Марченко Ю.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к федеральному бюджетному учреждению "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" (далее ФБУ "Администрация Амурводпуть") и просил обязать ответчика обеспечить исполнение ст.ст. 22, 212 ТК РФ, ч. 4 ст. 28 КВВТ РФ, п.п. 5 п. 12 Правил ОТ в части наличия на судне " "данные изъяты"" подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи; установить срок исполнения решения суда - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что по результатам проведенной в июне 2016 г. Хабаровской транспортной прокуратурой проверки установлено, что требования законодательства в области охраны труда членов экипажей эксплуатируемых ФБУ "Администрация Амурводпуть" судов соблюдаются не в полном объеме. Требованиями п.п. 5 п. 12 Правил по охране труда на судах морского и речного флота, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.06.2014 N 367н, установлено обязательное наличие на каждом судне подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи. Так, Федеральным Агентством морского и речного флота Министерства транспорта Российской Федерации во исполнение полномочий, предусмотренных п. 5.3.6 положения об Агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, в 2012 г. утверждена примерная программа "Подготовка по оказанию первой медицинской помощи", предусматривающая подготовку членов экипажей судов в объеме 30 часов. ФБУ "Администрация Амурводпуть" на праве оперативного управления принадлежит обстановочный теплоход " "данные изъяты"", который введен в эксплуатацию с 27.04.2016 и закреплен за администрацией Хабаровского района с целью своевременного и качественного выполнения путевых и иных работ. В нарушение ст. 22 ТК РФ, ч. 4 ст. 28 КВВТ РФ, п.п. 5 п. 12 Правил ОТ на судне " "данные изъяты"", судовладельцем которого является ФБУ "Администрация Амурводпуть", отсутствует подготовленное в установленном порядке лицо по оказанию первой медицинской помощи. С целью устранения выявленных нарушений в адрес начальника администрации Хабаровского района внутренних водных путей прокурором внесено представление, по результатам рассмотрения которого исчерпывающие меры по их устранению не приняты. В случае возникновения нештатной ситуации, данные нарушения законодательства могут повлечь за собой особо тяжкие последствия, которые находятся в причинной связи с причинением вреда здоровью работников предприятия, по причине несвоевременного или неквалифицированного оказания первой помощи пострадавшим.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 16.11.2016г. исковые требования удовлетворены. На ФБУ "Администрация Амурводпуть" возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие на судне " "данные изъяты"" подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи.
В апелляционной жалобе ФБУ "Администрация Амурводпуть" просит решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, его принятие с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что прокурор права на подачу иска не имеет, поскольку в данном случае, круг лиц, в интересах которых выступает прокурор, является определенным, так как представляет собой конкретных работников судна " "данные изъяты"", количество которых четко определено и составляет 5 человек. Подготовка членов экипажа морских судов и судов внутреннего водного транспорта различная. На внутреннем водном транспорте подготовка экипажей осуществляется в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 349, которым установлено, что лица командного состава судов, имеющие дипломы, должны не реже 1 раза в 5 лет проходить обучение на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Министерством транспорта РФ. Для реализации указанного Положения разработана Примерная программа повышения квалификации капитанов, помощников капитанов судов внутреннего водного плавания, которая утверждена 20.03.2006г. В этой программе вопросы оказания первой помощи отнесены к теме "1.3. Охрана труда и техника безопасности в следующем виде "Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Практическая подготовка и демонстрация компетентности на медицинском тренажере" (приложение 6). По итогам обучения выдается удостоверение о прохождении курсов квалификации. Программы, утвержденные приказом Минтранса РФ от 17.07.2014 N 188 не могут быть приняты в качестве нормативных правовых документов для подготовки командного состава экипажей судов внутреннего водного плавания, поскольку программы применяются для профессионального (первоначального) обучения и предназначены для обучения по профессиям "Вахтенный моторист", "Судовой электрик", "Судовой повар" экипажей морских судов. При отсутствии профессионального образования работник не может быть принят на работу на суда внутреннего водного транспорта. В силу ст.ст. 31, 33 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первая помощь оказывается лицами, обязанными ее оказывать и имеющими специальную подготовку, в то время как медицинская помощь может быть оказана лишь медицинскими работниками и медицинскими организациями. ФБУ "Администрация Амурводпуть" назначает на судах должностных лиц, ответственных за оказание первой помощи. Эти работники прошли соответствующую подготовку по оказанию первой помощи в рамках действующего российского законодательства.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что специализированное судно " "данные изъяты"", идентификационный номер N, 2013 года постройки, принадлежит ФБУ"Администрация Амурводпуть", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав на судно от 11.04.2014.
В ходе проверки, проведенной Хабаровской транспортной прокуратурой в июне 2016 г. в ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей", установлено несоблюдение ответчиком требований законодательства в области охраны труда членов экипажей эксплуатируемых на внутренних водных путях судов, заключающееся в отсутствии на судне " "данные изъяты"" подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи, что является прямым нарушением ст. 22 ТК РФ, п. 4 ст. 28 КВВТ РФ, подп. 5 п. 12 Правил по охране труда на судах морского и речного флота.
Согласно ответа администрации Хабаровского района внутренних водных путей - филиала ФБУ "Администрация Амурводпуть" от 31.05.2016 г. - на 30.05.2016 г. в администрации Хабаровского района внутренних водных путей принято в эксплуатацию 19 судов (в том числе по списку и судно " "данные изъяты""); заключен договор страхования членов экипажей судов на случай возможного вреда их жизни и здоровью со Страховым акционерным обществом "ВС" от 06.04.2016г., 05.05.2016г. заключен договор добровольного медицинского страхования "антиклещ" со Страховым акционерным обществом "ВС". 14.03.2016 ФБУ "Администрация Амурводпуть" заключен договор страхования ответственности судовладельца с ПАО "Страховая группа XOCKA" N. Перед приемом теплоходов в эксплуатацию каждому был выдан необходимый пакет документов, в том числе и системы управления охраной труда. В настоящее время с экипажами каждого эксплуатируемого судна проведен инструктаж по оказанию первой медицинской помощи. На 2017 г. запланировано проведение процедуры закупок услуг по обучению лиц для каждого эксплуатируемого судна по оказанию первой медицинской помощи.
Из письма ФБУ "Администрация Амурводпуть" от 23.06.2016, адресованного заместителю транспортного прокурора Хабаровской транспортной прокураты, следует, что нет необходимости в закупке услуг на обучение лиц, ответственных за оказание первой медицинской помощи на судах управления в случаях непредусмотренных нормативными правовыми документами, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено оказание первой медицинской помощи лицами, не имеющими медицинское образование. И, кроме того, требования пункта 12 Правил по охране труда на судах морского и речного флота, предназначены для экипажа морского судна, на которые распространяется Международная Конвенция ПДНВ.
Из письма начальника администрации Хабаровского района внутренних водных путей - филиала ФБУ "Администрация Амурводпуть" от 30.06.2016 следует, что представление Хабаровской транспортной прокуратуры рассмотрено, в целях соблюдения законодательства о безопасности судоходства администрация Хабаровского района запланировала в межнавигационный период (январь-март 2017 г.) подготовку работников из числа экипажей судов, находящихся в эксплуатации, в сфере оказания первой медицинской помощи по примерной программе "Подготовка по оказанию первой медицинской помощи", с последующим их назначением ответственными за оказание первой доврачебной помощи на судах. В настоящее время решается вопрос финансирования данного направления с вышестоящей организацией ФБУ "Администрация Амурводпуть". За нарушение требований законодательства о безопасности судоходства и охраны труда к дисциплинарной ответственности привлечено лицо, ответственное за обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.2, 37, 41 Конституции РФ, ст.ст. 1, 3, 28 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ст.ст. 20, 22, 209, 212 Трудового кодекса РФ, ст. ст. 45, 88, 103, 206 ГПК РФ, ст.ст. 2, 32 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правил по охране труда на судах морского и речного флота, утвержденных Приказом Минтруда России от 05.06.2014 N 367н, Приказом Минтранса России от 17.07.2014 N 188 "Об утверждении типовых основных программ профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями" и исходил из того, что право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантировано Конституцией РФ, ФБУ "Администрация Амурводпуть", как судовладелец и работодатель, обязано обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда и охрану их здоровья, обязанность ответчика обеспечить наличие на судне подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи, которое в настоящее время на судне " "данные изъяты"" отсутствует, установлена действующим законодательством, отсутствие у ФБУ "Администрация Амурводпуть" финансовых средств на обучение членов экипажа по программе оказания первой медицинской помощи, не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности исполнения установленных требований в области охраны труда.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с принятым решением и с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для изменения или отмены решения суда, поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку, оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется, поскольку спасение пострадавшего в большинстве случаев зависит от того насколько быстро и правильно будет оказана первая помощь, отсутствие на судне подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком требований законодательства об охране труда, что влечет угрозу здоровью и жизни неопределенного круга лиц из числа членов экипажа и иных лиц, в случае возникновения на борту судна " "данные изъяты"" нештатной ситуации, указанные нарушения требований действующего законодательства в области охраны труда могут повлечь за собой причинение тяжких последствий как здоровью работников учреждения, так и, непосредственно, их жизни, а также жизни и здоровью иных лиц, вследствие несвоевременного или неквалифицированного оказания первой медицинской помощи.
Согласно п. 1 Правил по охране труда на судах морского и речного флота, утвержденных Приказом Минтруда России от 05.06.2014 N 367н (далее Правила), - данные Правила распространяются на работодателей (судовладельцев), экипажи судов морского и речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации, находящихся в эксплуатации, отстое, ремонте, реконструкции, независимо от их типа и форм собственности, зарегистрированные в установленном порядке (далее - суда), за исключением судов, занятых рыбным или аналогичным промыслами, военных кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота.
Согласно п.п. 5 п. 12 Правил работодатель (судовладелец) обязан обеспечить наличие на судне подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи и лица по осуществлению медицинского ухода в соответствии с национальными и международными требованиями.
Согласно п.8 Правил на каждом судне должны находиться документы по обучению вопросам охраны труда, в том числе сертификат об окончании курсов по оказанию медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание медицинской помощи на судне.
Данное требование предусмотрено в целях реализации пункта 4(с) стандарта А4.1 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, в соответствии с которым суда, не имеющие врача на борту, должны иметь в составе экипажа, по крайней мере, одного моряка, ответственного за медицинское обслуживание, назначение и применение лекарств как часть своих обычных обязанностей, или, по крайней мере, одного моряка на борту судна, обладающего навыками для оказания первой медицинской помощи. Кроме того, лица, ответственные за обеспечение медицинского обслуживания на борту судна, которые не являются врачами по своей специальности, должны удовлетворительно завершить курс подготовки по медицинскому уходу.
Согласно п. 1, 2 Руководящего принципа В4.1.1. при определении уровня медицинской подготовки, которую должны получать моряки на борту судов, не имеющих в своем экипаже судового врача, компетентный орган должен требовать, чтобы:
a) на судах, которые обычно могут получить квалифицированную медицинскую помощь и медицинское обслуживание в пределах восьми часов, был, по крайней мере, один назначенный моряк, имеющий подготовку в области оказания первой медицинской помощи, соответствующую требованиям Конвенции ПДНВ, которая дает таким лицам возможность принимать безотлагательные эффективные меры при несчастных случаях или заболеваниях, которые могут произойти на борту судна, и использовать медицинскую консультацию по радио или по спутниковой связи;
b) на всех других судах должен быть, по крайней мере, один назначенный моряк, имеющий подготовку в области медицинского ухода, соответствующую требованиям Конвенции ПДНВ, включающую практическую подготовку и подготовку по таким методам спасения жизни, как внутривенная терапия, что дает таким лицам возможность эффективно участвовать в координированных системах оказания медицинской помощи на борту находящихся в море судов и обеспечивать больным или травмированным лицам удовлетворительный уровень медицинского обслуживания в период их вероятного нахождения на борту судна.
Подготовка, упомянутая в пункте 1 настоящего руководящего принципа, должна проводиться на основе содержания самых последних изданий Международного медицинского руководства для судов, Руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях, связанных с опасными веществами, Инструкции - Международного руководства по обучению моряков, а также медицинского раздела Международного свода сигналов и на основе аналогичных национальных руководств.
Подготовка по оказанию первой помощи для членов экипажей судов является обязательной и в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г.
Достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что на судне " "данные изъяты"" имеется лицо, ответственное за оказание первой медицинской помощи, и, имеющее подготовку, соответствующую национальным и международным требованиям по оказанию первой медицинской помощи, ответчиком не представлено.
Доводы жалобы о том, что прокурор не имеет права на подачу иска в связи с определенностью круга лиц - работников заявленного в исковом заявлении судна, в интересах которых выступает прокурор, судебная коллегия отклоняет, поскольку вопрос обеспечения наличия на судах подготовленного лица по оказанию первой медицинской помощи затрагивает права членов экипажа судов, круг которых не ограничен постоянным составом в связи с увольнением (в том числе в связи с выходом на пенсию, по состоянию здоровья, по уходу за детьми до достижения 1,5 и 3-ех лет, в качестве меры дисциплинарной ответственности и по другим основаниям), переводом работников, временной нетрудоспособностью и принятием на работу новых работников.
Доводы апелляционной жалобы о том, что программы обучения членов экипажей морских судов и судов внутреннего водного транспорта различны, и о том, что на внутреннем водном транспорте лица командного состава судов, имеющие дипломы, должны не реже 1 раза в 5 лет проходить обучение на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Министерством транспорта РФ, в которую входят вопросы оказания медицинской помощи, - судебная коллегия отклоняет, поскольку правила по охране труда на судах морского и речного флота распространяются на работодателей (судовладельцев), экипажи судов как морского, так речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации, согласно которым работодатель должен обеспечить наличие на каждом судне подготовленного в установленном порядке лица по оказанию первой медицинской помощи, тогда как курсы повышения квалификации проводятся для поддержания и повышения уровня знаний и навыков, знакомства с новыми разработками моряков, ответственных за оказание первой медицинской помощи и любых других моряков.
Доводы жалобы о назначении ФБУ "Администрация Амурводпуть" на судах должностных лиц, ответственных за оказание первой помощи, прошедших соответствующую подготовку по оказанию первой помощи, судебная коллегия отклоняет, как не подтвержденные допустимыми доказательствами наличия на судне " "данные изъяты"" лиц, ответственных за оказание первой медицинской помощи, имеющих подготовку, соответствующую национальным и международным требованиям по оказанию первой медицинской помощи.
Доводы жалобы о прохождении всеми членами экипажей судов медицинских осмотров, свидетельствующих об отсутствии у них противопоказаний (заболеваний) для занимаемых должностей, судебная коллегия отклоняет, как не влияющие на правильность постановленного судом решения и не освобождающие ответчика, как судовладельца и работодателя членов экипажей судов, от исполнения предусмотренной законом обязанности обеспечить наличие на судах лица, могущего безотлагательно оказать первую медицинскую помощь, в том числе и в случаях травмирования годных по состоянию здоровья членов экипажей судов.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и основанием для отмены решения суда являться не могут.
Решение суда мотивировано и постановленос соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16.11.2016 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального бюджетного учреждения "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.В. Верхотурова
Судьи: О.Б. Дорожкина
С.И. Дорожко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.