Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 14 марта 2017 г. по делу N 33а-46/2017
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Ляпина Н.А.,
судей: Белкина И.В.,
Пака И.Э.,
при секретаре Самодуровой Е.И., рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Дубинина А.Б. на решение Уфимского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Нозимова Д.А. об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с предоставлением ему основного отпуска за 2016 год в меньшем размере.
Заслушав доклад судьи Ляпина Н.А., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и поданных относительно неё возражений, окружной военный суд
установил:
Нозимову Д.А., проходящему военную службу по контракту, командиром войсковой части N в мае и октябре 2016 года был предоставлен основной отпуск за 2016 год суммарной продолжительностью 45 суток (с учётом его увеличения на 5 суток за службу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями), то есть как военнослужащему, имеющему общую продолжительность военной службы в льготном исчислении от 15 до 20 лет. При исчислении выслуги лет для предоставления отпуска период прохождения им военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации на территории Республики Таджикистан с 4 августа 2007 года по 14 апреля 2009 года был включён в общую продолжительность военной службы из расчёта один месяц военной службы за полтора месяца.
Полагая, что указанный период прохождения им военной службы подлежал включению в общую продолжительность военной службы из расчёта один месяц военной службы за три месяца, в связи с чем таковая в льготном исчислении превысила бы 20 лет на момент предоставления отпуска за 2016 год, Нозимов Д.А. обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнённых в судебном заседании требований, просил признать названные действия командира войсковой части N незаконными и обязать административного ответчика предоставить ему дополнительно 5 суток отпуска.
Рассмотрев административное исковое заявление Нозимова Д.А., Уфимский гарнизонный военный суд решением от 27 декабря 2016 года его требования удовлетворил.
Не согласившись с таким решением суда, представитель командира войсковой части N майор юстиции Дубинин А.Б. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильным применением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование этого, приводя собственный анализ положений Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-? "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах" и приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооружённых конфликтах", представитель административного ответчика указывает, что названные нормативные акты связывают льготное исчисление продолжительности военной службы из расчёта один месяц службы за три месяца с фактическим выполнением военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, оформляемым приказами командиров соответствующих воинских частей.
Поскольку приказы о непосредственном участии Нозимова Д.А. в фактическом выполнении таких задач в его личном деле отсутствуют и административным истцом в ходе судебного разбирательства таковые не представлены, оснований для зачёта периода прохождения Нозимовым Д.А. военной службы на территории Республики Таджикистан с 4 августа 2007 года по 14 апреля 2009 года в общую продолжительность военной службы из расчёта один месяц службы за три месяца, по мнению автора жалобы, не имеется.
В поданных относительно апелляционной жалобы возражениях административный истец Нозимов Д.А., считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя административного ответчика и поданных относительно неё возражений, окружной военный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований Нозимова Д.А., вопреки мнению представителя административного ответчика, основаны на правильном установлении существенных обстоятельств административного дела, верном толковании и применении норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения.
Из содержания пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и пункта 2 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, следует, что продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, зависит от общей продолжительности их военной службы в льготном исчислении и составляет при общей продолжительности военной службы от 15 до 20 лет - 40 суток, а более 20 лет - 45 суток.
В соответствии с абзацем первым статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-? "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.
Абзацем вторым той же статьи Закона установлено, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
При этом статьёй 7 названного Закона определение порядка установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (далее по тексту - Постановление) дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооружённого конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооружённого конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооружённого конфликта, определённых Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Пунктом 3 того же Постановления установлено, что военнослужащие, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в Приднестровском регионе Республики Молдова и в Республике Таджикистан, находятся в зонах вооружённых конфликтов, в связи с чем предписано предоставлять им соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.
Таким образом, поскольку прохождение военной службы на территории Республики Таджикистан, сопряжённое с выполнением задач по установлению мира и поддержанию правопорядка, действующим законодательством само по себе отнесено к выполнению задач в зоне вооружённого конфликта, дополнительного подтверждения этого факта приказами соответствующих воинских должностных лиц для предоставления предусмотренных названными правовыми нормами дополнительных гарантий и компенсаций не требуется, к обоснованному выводу о чём пришёл суд первой инстанции, а мнение представителя административного ответчика об обратном, основанное на неверном толковании закона, является ошибочным.
В связи с тем, что период прохождения Нозимовым Д.А. военной службы в Республике Таджикистан с 4 августа 2007 года по 14 апреля 2009 года подтверждён имеющимися в материалах дела и исследованными судом первой инстанции доказательствами, не оспаривался представителем командира войсковой части N в судебном заседании и не оспаривается в апелляционной жалобе, а исчисленная с применением вышеуказанных норм общая продолжительность военной службы административного истца в льготном исчислении на момент предоставления основного отпуска за 2016 год превысила 20 лет, что подтвердил свидетель Е. А.А. с приведением соответствующих расчётов (л.д. 72 - 74), решение суда первой инстанции о необходимости удовлетворении требований Нозимова Д.А. является правильным и оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
Решение Уфимского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Нозимова Д.А. об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с предоставлением ему основного отпуска за 2016 год в меньшем размере, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Дубинина А.Б. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Заместитель председателя Приволжского окружного военного суда Н.А. Ляпин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.