Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 10 марта 2017 г. по делу N 33а-49/2017
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Белкина И.В.,
Сафонова К.С.,
при секретаре Платоновой Е.С.,
с участием административного истца Якуниной Е.А., ее представителя - адвоката Хобни Н.И., представителя административного ответчика - Юсова В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации) на решение Самарского гарнизонного военного суда 19 декабря 2016 года, которым отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, внука военнослужащего Якуниной Е.А..
Заслушав доклад судьи Безбородова С.П., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы, выступление представителя административного ответчика - Юсова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также административного истца Якуниной Е.А. и ее представителя - адвоката Хобни Н.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
согласно решению суда и материалам дела Якунина, проходящая военную службу по контракту, имеющая общую продолжительность военной службы более 17 лет и подлежащая увольнению с военной службы по состоянию здоровья, а также ее бывший муж, двое детей и двое внуков, соответственно, 2014 г. и 2016 г. рождения, зарегистрированные с 25 декабря 2014 года и 8 июня 2016 года, проживают в предоставленном Якуниной 21 декабря 2005 года служебном жилом помещении - в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 73,54 кв. м.
Решением уполномоченного жилищного органа ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации от 2 ноября 2016 года N Якуниной отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ее внука - М. С.В., по тем основаниям, что отсутствуют данные, подтверждающие факт нахождения его у нее на иждивении и что он является членом ее семьи, а также по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации, то есть в связи с непредставлением документов, подтверждающих его право состоять на названном учете.
Полагая свои права нарушенными, Якунина в судебном порядке оспорила данное решение уполномоченного органа и просила суд обязать жилищный орган принять ее внука на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в качестве члена ее семьи.
Суд административное исковое заявление Якуниной удовлетворил частично. Признал решение 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации от 2 ноября 2016 года N в части отказа в принятии внука административного истца - М. С.В. на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, незаконным.
Обязал начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации установленным порядком рассмотреть вопрос о принятии внука административного истца - М. С.В. в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Также суд взыскал с федерального казенного учреждения "Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" в пользу Якуниной Е.А. N рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с оплатой услуг адвоката, отказав на сумму N рублей, и взыскал в ее пользу N рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при подаче административного искового заявления.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и принять новое, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В обоснование этого, ссылаясь на положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", Семейного кодекса Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, указывает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении внука на ее иждивении.
Отмечает, что на его родителей возложена обязанность по содержанию ребенка. В деле отсутствуют сведения о лишении их родительских прав либо об их нетрудоспособности. К участию в деле не был привлечен отец М. С.В. - М. В.Р., являющийся его законным представителем. Юсов В.В. считает это юридически значимым обстоятельством. Сам по себе факт проживания М. С.В. с Якуниной Е.А., по его мнению, доказательством нахождения на ее иждивении не является. Доказательств, подтверждающих нахождения внука на ее полном содержании также в деле не имеется. Кроме того, отсутствует запись в графе 21 послужного списка о М. С.В. как о члене семьи Якуниной Е.А., которая производится только на основании соответствующих документов, выдаваемых органами ЗАГСа или судом. На основании этого автор жалобы делает вывод о том, что внук административного истца - М. С.В. установленным порядком членом семьи военнослужащей не признан, в связи с чем оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не имеется, а поэтому просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Якуниной Е.А.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что гарантированное ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 69 ЖК Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Пунктом 2 ст. 20 ГК Российской Федерации установлено, что местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов.
На основании ст. 70 ЖК Российской Федерации на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
В подпункте "д" п. 41 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя (ч. 6 ст. 100 ЖК Российской Федерации). Принимая во внимание, что типовыми договорами найма специализированных жилых помещений нанимателю предоставлено право пользоваться жилым помещением вместе с членами семьи, он вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (например, супруга, детей, родителей) с соблюдением требований, установленных ст. 70 ЖК Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 25 вышеназванного постановления Пленума, к другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Частью 3 ст. 15 Закона определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-2 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Изложенное позволяет сделать вывод, что юридически значимыми обстоятельствами являются факт вселения нанимателем своих родственников в жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя и факт ведения ими общего хозяйства.
По делу установлено, что административному истцу, ее бывшему супругу и детям на основании договора найма служебного жилого помещения от 21 декабря 2005 года N было предоставлено для временного проживания служебное жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 73,54 кв. м., в котором они с указанной даты зарегистрированы и проживают.
В соответствии с под. "б" п. 3.1 вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, согласия остальных членов семьи и Наймодателя не требуется.
Согласно справке от 2 сентября 2015 года N, выданной Якуниной Е.А., в квартире "адрес" в качестве членов семьи нанимателя вселены в это жилое помещение, зарегистрированы и проживают вместе с ней - Я. С.А. (бывший муж), Я. Д.С. (сын), М (З.) О.Б. (дочь), М. И.В. (внук).
Это же подтверждается и имеющимся в деле финансовым лицевым счетом.
Факт проживания и соответственно ведения общего хозяйства внука - М. С.В. также подтверждается данным обстоятельством, поскольку, являясь малолетним, внук истицы не может вести хозяйство самостоятельно и отдельно от своей матери, проживающей совместно с Якуниной Е.А. и являющейся членом ее семьи.
Вопреки изложенному в апелляционной жалобе, учитывая то обстоятельство, что все проживающие в указанной выше квартире по отношению друг к другу являются близкими родственниками и членами одной семьи, не требуется в данном случае подтверждение факта нахождения внука - М. С.В. на иждивении административной истцы.
То обстоятельство, что в силу положений ст. 63 СК Российской Федерации обязанность по воспитанию внука и заботе о нем возложена на его родителей, не является препятствием к признанию его членом семьи Якуниной Е.А. по действующему жилищному законодательству.
С учетом фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспоренное административным истцом решение названного жилищного органа является незаконным.
Исходя из этого суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены постановленного судом решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции допущено не было. Поскольку в суде первой инстанции в качестве законного представителя принимала участие М. О.Б. - мать М. С.В., участие в качестве законного представителя его отца, вопреки утверждению представителя административного ответчика, не требовалось.
Руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Самарского гарнизонного военного суда от 19 декабря 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Якуниной Е.А. об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное жилищное обеспечение" Министерства обороны Российской Федерации от 2 ноября 2016 года N в части отказа в принятии внука административного истца - М. С.В. на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Юсова В.В. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда С.П. Безбородов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.