Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 24 марта 2017 г. по делу N 33а-65/2017
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Яицкого Р.А.,
судей: Вагапова Р.К.,
Семенова О.М.,
при секретаре Масловой О.В., с участием представителей административного истца Кия Е.В. и Тарасенко О.Е. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Витченко А.В. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 11 января 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Витченко А.В. об оспаривании действия врио начальника управления кадров Центрального военного округа и заместителя начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжильё"), связанных с расчётом выслуги лет для предоставления жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Яицкого Р.А., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, объяснения представителей административного истца Кия Е.В. и Тарасенко О.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
в соответствии с решением врио начальника управления кадров Центрального военного округа от 19 октября 2016 года N из общей выслуги лет Витченко были исключены периоды прохождения им военной службы в Вооружённых Силах Республики К. (с 12 июня 1991 года по 6 января 1997 года и с 31 мая 1997 года по 25 августа 1998 года). В связи с этим решением заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжильё" от 24 октября 2016 года N Витченко был произведён расчёт суммы причитающейся ему жилищной субсидии, которая выплачена с применением поправочного коэффициента 2,25, исходя из общей продолжительности военной службы 17 лет 8 месяцев, а всего в размере 602 ... рублей.
Считая свои права нарушенными, Витченко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнённых требований просил признать указанные выше решения должностных лиц незаконными и обязать произвести ему перерасчёт жилищной субсидии, исходя из 24 лет 6 месяцев военной службы и поправочного коэффициента 2,675, а всего в сумме 716 ... рублей N копеек.
Рассмотрев данное административное исковое заявление, Оренбургский гарнизонный военный суд решением от 11 января 2017 года в удовлетворении требований Витченко отказал.
Не согласившись с таким решением, Витченко подал апелляционную жалобу, в которой в связи с нарушением норм материального права просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его административного искового заявления.
В обоснование апелляционной жалобы Витченко приводит собственный анализ обстоятельств дела и положений, содержащихся в приказе Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года, которым утверждён Порядок предоставления военнослужащим субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, Федеральных законах "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе", Положении о порядке прохождения военной службы, Соглашении "О создании Содружества Независимых Государств", а также постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", при этом утверждает, что административными ответчиками неправильно произведён расчёт размера соответствующей денежной субсидии, поскольку его выслуга лет на военной службе исчислена без учёта прохождения таковой в Вооружённых Силах Республики К..
На апелляционную жалобу представителем административного ответчика ФГКУ "Центррегионжильё" Крюковой С.М. и руководителем Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области Колесниковой Е.В., которая привлечена к участию в деле в качестве соответчика, поданы возражения, в которых они просят оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поданных на неё возражениях, заслушав объяснения прибывших в суд лиц, суд апелляционной инстанции находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Вопреки мнению в жалобе, суд принял решение на основе установленных в судебном заседании фактических данных и в соответствии с нормами действующего законодательства, приведя в обоснование своих выводов надлежащую аргументацию.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что Витченко в настоящее время проходит военную службу по контракту, установленным порядком признан нуждающимся в жилом помещении и подлежит увольнению по достижении предельного возраста. В период с 23 ноября 1987 года по 21 октября 1989 года он проходил военную службу по призыву в Вооружённых Силах СССР, а с 12 июня 1991 года по 6 января 1997 года и с 31 мая 1997 года по 25 августа 1998 года проходил действительную (сверхсрочную) военную службу в Вооружённых Силах Республики К., откуда был уволен в запас. В 1999 году Витченко поступил на военную службу в Вооружённые Силы Российской Федерации и заключил соответствующий контракт с Министерством обороны Российской Федерации.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно п. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка её расчёта в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 года N 76 утвердило Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчёт субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учётом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемого в соответствии с п. 7 - 9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при её общей продолжительности от 16 до 20 лет - 2,25, то есть для категории военнослужащих, к которой относится административный истец.
Вопреки ошибочному мнению Витченко, общая продолжительность его военной службы для расчёта жилищной субсидии и применения соответствующего поправочного коэффициента исчислена верно.
Как обоснованно указал суд первой инстанции в решении, в соответствии с подп. "в" п. 10 "Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения из вооружённых сил или других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года).
14 февраля 1992 года государства - участники СНГ заключили Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, где в ст. 3 определено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания. Однако данное соглашение не содержит норм, которые регламентируют вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства.
Вместе с тем, в целях реализации Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 года N 4455-1 статьёй 56 указанного Закона и постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" был установлен срок переходного периода до 31 декабря 1994 года. В соответствии со ст. 62 того же Закона гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жильём, только до окончания переходного периода.
19 мая 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" N 4983-1, п. 5 которого определено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же указанных в Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до 31 декабря 1994 года.
Соответствующее двустороннее соглашение было заключено, в том числе между Российской Федерацией и Республикой К., однако стороны не выполнили внутригосударственные процедуры для вступления его в законную силу. В связи с этим обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из названной республики после 31 декабря 1994 года, к которым относится административный истец, может быть разрешён исключительно в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что поскольку Витченко проходил военную службу в Вооружённых Силах Республики К. после 31 декабря 1994 года, в переходный период не был переведён в воинское формирование, находящееся под юрисдикцией Российской Федерации, уволен из Вооружённых Сил Республики К. после 31 декабря 1994 года и поступил на военную службу в Вооружённые Силы Российской Федерации только в 1999 году, периоды его военной службы с 12 июня 1991 года по 6 января 1997 года и с 31 мая 1997 года по 25 августа 1998 года не могут быть учтены при расчёте его выслуги лет для исчисления размера жилищной субсидии.
Не согласиться с таким решением суда первой инстанции оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе и в суде апелляционной инстанции доводы не могут быть признаны убедительными и ставить под сомнение законность принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, которые привели бы к принятию неверного решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 11 января 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Витченко А.В. об оспаривании действия врио начальника управления кадров Центрального военного округа и заместителя начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с расчётом выслуги лет для предоставления жилищной субсидии, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Витченко А.В. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Заместитель председателя Приволжского окружного военного суда В.Г. Ментов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.