Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего: Устаевой Н.Х.
судей: Багаутдиновой Ш.М. и Магадовой А.В.
при секретаре: Джамалдиновой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по РД Омарова Ш.Х. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата", которым постановлено:
"Исковые требования Амирова И. Ч. удовлетворить.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан возобновить начисление и выплату Амирову И. Ч. пенсии за выслугу лет с "дата"".
Заслушав доклад судьи Багаутдиновой Ш.М., судебная коллегия
установила:
Рамазанова Н.Г. в интересах Амирова И.Ч. обратилась с иском к МВД по РД об обязании начислить и выплатить пенсию за выслугу лет.
В обоснование иска указано, что Приказом Управления ФСКН России по РД N-лс от "дата" майор полиции, старший оперуполномоченный 7 отдела ОС истец Амиров И.Ч. был уволен со службы в соответствии с п.п.3 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии.
"дата" пенсионное дело Амирова И.Ч. было передано отделу пенсионного обслуживания ЦФО МВД по РД, после чего начисление и выплата пенсии истцу были прекращены.
Как усматривается из ответа МВД по РД N/а-18 от "дата" на обращение истца, основанием прекращения начисления и выплаты пенсии Амирову И.Ч. послужило обнаружение ошибки в расчете выслуги лет.
Амиров И.Ч. получал пенсию в течение 9 лет, которая являлась единственным источником дохода Амирова И.Ч. и прекращение ее выплаты существенно скажется на уровне его жизни.
Амиров И.Ч. был уволен со службы в связи с тем, что именно по расчетам уполномоченного на то органа, у него возникло право на получение пенсии за выслугу лет. В противном случае его служба не была бы прекращена незадолго до достижения стажа службы, необходимого для назначения пенсии.
Просит суд обязать Министерство внутренних дел по РД возобновить начисление и выплату пенсии за выслугу лет Амирову И. Ч. с "дата"
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МВД по РД Омаров Ш.Х. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца. В обоснование жалобы указывает, что согласно материалам дела, расчет выслуги лет Амирова Н.Ч. был составлен кадровым подразделением управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан, в котором проходил службу истец.
Пенсионные дела сотрудников УФСКН по Республике Дагестан были переданы для осуществления пенсионного обслуживания Министерству внутренних дел по Республике Дагестан с "дата", как правопреемнику. Центром финансового обеспечения МВД по Республике Дагестан при проверке дел подготовленных для передачи в отдел пенсионного обслуживания, была обнаружена ошибка в расчете выслуги лет для назначения пенсии. Согласно расчету, Амирову Н.Ч. был ошибочно зачтен период учебы, пересекающийся со службой в армии и службой в налоговой полиции, в результате чего выслуга лет составила 20 лет 8 месяцев 14 дней. Фактическая же выслуга лет для назначения пенсии при проверке пенсионного дела Амирова Н.Ч. составила 19 лет 8 месяцев 27 дней.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав по доводам жалобы представителя МВД по РД Омарова Ш.Х., объяснения Амирова И. и его представителя по доверенности Рамазановой Н.Г., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, приказом Управления ФСКН России по РД N-лс от "дата" Амиров И.Ч. - майор полиции, старший оперуполномоченный 7 отдела ОС -был уволен со службы в соответствии с п.п.3 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии.
При увольнении истца Управлением ФСКН России по РД был составлен расчет выслуги лет на пенсию от "дата", согласно которому общая выслуга лет истца на "дата" составила 20 лет 8 месяцев и 14 дней.
Также установлено, что с "дата" ответчик, являющийся правопреемником Управления ФСКН России по РД, прекратил выплату пенсии по выслуге лет истцу, мотивировав это неправильным расчетом выслуги лет, что усматривается из письма начальника ЦФО МВД по РД от "дата" N/а-18.
В связи с этим, пенсионные дела сотрудников УФСКН по Республике Дагестан были переданы для осуществления пенсионного обслуживания Министерству внутренних дел по Республике Дагестан с "дата". Центром финансового обеспечения МВД по Республике Дагестан при проверке дел, подготовленных для передачи в отдел пенсионного обслуживания, была обнаружена ошибка в расчете выслуги лет для назначения пенсии. Согласно расчету, Амирову Н.Ч. был ошибочно зачтен период учебы, пересекающийся со службой в армии и службой в налоговой полиции, в результате чего выслуга лет составила 20 лет 8 месяцев 14 дней. Фактическая же выслуга лет для назначения пенсии при проверке пенсионного дела Амирова Н.Ч. составила 19 лет 8 месяцев 27 дней.
Согласно ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от "дата" N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 N 1-П по делу о проверке конституционности ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина И., ч.1 ст.13 указанного Закона РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьями 1 (ч.1), 2, 7, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (ч.3), в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с п.5 ст.24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), при том, что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов.
При этом Конституционный суд указал, что по своему характеру стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел - это специальный стаж, приобретаемый именно в процессе службы. В качестве особого юридически значимого обстоятельства он подлежит учету в правоотношениях различной отраслевой принадлежности - как в отношениях по прохождению службы, так и в отношениях по социальному обеспечению уволенных со службы сотрудников. В частности, стаж службы продолжительностью 20 лет и более не только выступает условием, определяющим право на пенсию за выслугу лет лица, проходившего службу в органах внутренних дел, но и признается в качестве самостоятельного основания расторжения контракта и увольнения этого лица со службы (п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации). Соответственно, наличие стажа службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, освобождает сотрудника от необходимости продолжения службы.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые в силу статьей 22 и 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на основании представленных им документов, необходимых для назначения пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, оценивают фактические обстоятельства, обусловливающие возникновение у гражданина права на пенсионное обеспечение, соответствие представленных документов установленным законом требованиям, а также вправе проверить обоснованность их выдачи и достоверность содержащихся в них сведений.
В целях назначения сотруднику органов внутренних дел пенсии за выслугу лет стаж его службы (выслуга лет) исчисляется уполномоченными государством органами (кадровыми подразделениями и пенсионными органами по последнему месту службы) в порядке, установленном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Именно на основании действий уполномоченных органов, направленных на установление продолжительности стажа службы (выслуги лет), и подготовленных ими документов сотрудник органов внутренних дел получал (и в настоящее время получает) официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет.
Соответственно, расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел по выслуге лет на основании решений уполномоченных органов порождает у гражданина определенные законные ожидания относительно своевременного назначения пенсии за выслугу лет. В результате принятия пенсионным органом решения о назначении этому гражданину пенсии за выслугу лет он реализует свое субъективное право на пенсионное обеспечение, а у пенсионного органа возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии на весь срок установления, т.е. применительно к пенсии за выслугу лет - пожизненно.
Представленными материалами также подтверждается, что при принятии решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет не были приняты во внимание отсутствие какой-либо вины Амирова И.Ч. в назначении пенсии за выслугу лет без законных оснований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что прекращение выплаты пенсии было обусловлено ошибкой, допущенной сотрудниками кадрового обеспечения Управления ФСКН России по РД, а также принимая во внимание добросовестность действий со стороны истца, значительный по продолжительности период получения гражданином пенсии (9 лет), достигнутого на момент прекращения выплаты возраста, наличие инвалидности и незначительность по продолжительности периода, недостающего до 20 лет выслуги (3 месяца и три дня), с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение ответчика о прекращении выплаты пенсии является незаконным, в связи с чем требования истца о возобновлении выплаты пенсии с "дата" подлежат удовлетворению.
Доказательств факта злоупотребления или недобросовестности со стороны истца при расчете выслуги лет ответчиком не представлены.
Судом правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, правильно применены нормы права, регулирующие спорные отношения сторон, выводы суда соответствуют обстоятельствам настоящего дела.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального права Российской Федерации
определила:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Арсланалиев А.Х.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от "дата" по делу N
(Резолютивная часть)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего: Устаевой Н.Х.
судей: Багаутдиновой Ш.М. и Магадовой А.В.
при секретаре: Джамалдиновой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по РД Омарова Ш.Х. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата", которым постановлено:
"Исковые требования Амирова И. Ч. удовлетворить.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан возобновить начисление и выплату Амирову И. Ч. пенсии за выслугу лет с "дата"".
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального права Российской Федерации
определила:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.