Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.-Н.К.,
судей - Хаваева А.Г. и Гончарова И.А.,
при секретаре - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "сельсовет Новосельский" Хасавюртовского района (далее - Администрация МО "сельсовет Новосельский) на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 21 декабря 2016 года по административному делу по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее - Управление Роспотребнадзора по РД) в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "сельсовет Новосельский" Хасавюртовского района о признании бездействия администрации МО незаконным и понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территории населенных пунктов, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "сельсовет Новосельский" Хасавюртовского района о признании бездействия администрации МО незаконным и понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территории населенных пунктов, удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации МО "сельсовет Новосельский" Хасавюртовского района по санитарной очистке территорий населенных мест.
Обязать администрацию МО "сельсовет Новосельский" в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в силу:
разработать и утвердить территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (ст. 13.3 ФЗ N 89);
в местах временного складирования ТБО и других отходов организовать проведение дератизационных мероприятий (ст.11 ФЗ N 89; п.2.3 СанПин 3223-И);
организовать раздельный сбор, транспортирование мусора и твердых бытовых отходов (ст. 13 ФЗ N 89);
на территории домовладений обустроить специальные площадки с твердым покрытием для временного складирования отходов (2.1.3 СанПин 4690-88)".
Заслушав доклад судьи Хаваева А.Г., судебная коллегия
установила:
Управления Роспотребнадзора по РД обратилось в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО "сельсовет Новосельский" о признании бездействия администрации МО незаконным и понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территории населенного пункта.
Хасавюртовским районным судом принято решение, резолютивная часть, которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Администрация МО "сельсовет Новосельский" просит указанное решение суда первой инстанции отменить как незаконное.
Извещённые в надлежащем порядке о месте и времени рассмотрения дела представители Управления Роспотребнадзора по РД и Администрации МО "сельсовет Новосельский" в судебное заседание не явились и причин неявки суду не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст.40 КАС РФ Роспотребнадзор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст.7 Федерального закона от 10 января 2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" также определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.7 указанного закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п.1.2, 1.8 и 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные Правила содержания территорий населённых мест" система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Планово-регулярная очистка должна проводиться по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждением санэпидслужбы. В каждом населённом пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Срок хранения отходов в дворовых сборниках в холодное время суток должен быть не более трёх суток, в тёплое время суток - не более одних суток.
Судом установлено, что решением Собрания Депутатов МО "Хасавюртовский район" N3-VI СД от 22.12.2015 года ответчику переданы с 01.01.2016г. сроком на 1 год полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.
Пунктом 1.1 соглашения между МО "Хасавюртовский район" и МО "сельсовет Новосельский" о передаче осуществления части полномочий от 23.12.2015г., закреплена передача администрации сельского поселения осуществление части полномочий органа местного самоуправления муниципального района.
Таким образом, с 1 января 2016 г. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, то есть в данном конкретном случае на администрацию МО "сельсовет Новосельский".
Вместе с тем, как следует из материалов дела, административным ответчиком не представлено суду доказательств надлежащего исполнения им санитарно-эпидемиологических требований. Отсутствие финансовых средств не освобождает ответчика от обязанности надлежащим образом выполнять возложенные на него законом обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 21 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "сельсовет Новосельский" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.