Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Искужиной Г.Р.,
с участием ФИО1. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
защитника ФИО2., допущенного к участию в деле по ходатайству ФИО3.,
ФИО4. - представителя Отдела МВД России по Уфимскому району,
рассмотрев жалобу ФИО5. на постановление судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 15 марта 2017 года, которым:
ФИО6, дата рождения, уроженец и гражданин Республики ... , признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей в доход государства, с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
протоколом об административном правонарушении инспектора полицейского ОВ ППСП ОМВД России по Уфимскому району Калимуллина В.В. от 15 марта 2017 года в отношении гражданина Республики ... ФИО7. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в нахождении в Российской Федерации без постановки на миграционный учет, уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении 7 января 2014 года определенного срока пребывания (л.д.1).
Судьей Уфимского районного суда Республики Башкортостан 15 марта 2017 года вынесено вышеприведенное постановление о назначении наказания (л.д.14-16).
Не соглашаясь с постановлением судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 15 марта 2017 года, с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан обратился ФИО8., предлагая его отменить в части выдворения за пределы Российской Федерации, указывая на наличие на территории Российской Федерации близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, с которыми ведет совместное хозяйство, выдворение влечет нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО9., его защитника ФИО10., поддержавших доводы жалобы, проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ФИО11. является временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, прибывшим на территорию России в порядке, не требующем получения визы, получившим миграционную карту, но не имеющим вид на жительство или разрешение на временное проживание.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Обстоятельств, установленных статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при наличии которых иностранному гражданину мог быть продлен срок временного пребывания, не имеется.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФИО12. въехал в Российскую Федерацию 18 октября 2013 года, срок пребывания установлен по 07 января 2014 года, встал на миграционный учет по адресу: ... до 07 января 2014 года. 15 марта 2017 года на автодороге ... около с. ... района РБ выявлено, что ФИО13. пребывает в России, нарушая режим пребывания, незаконно, уклоняясь от выезда за пределы Российской Федерации по истечении установленного срока пребывания, вне миграционного учета, что образует в его действиях состав вмененного административного правонарушения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Такие документы, подтверждающие законность пребывания ФИО14. на территории Российской Федерации, отсутствуют.
Обстоятельства нарушения режима пребывания подтверждаются признательными показаниями ФИО15. при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела.При рассмотрении дела, в настоящей жалобе не оспаривается, что ФИО16. пребывает на территории России незаконно, уклоняясь от выезда за пределы Российской Федерации.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства оценены судьей первой инстанции на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия ФИО17. квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Оснований для освобождения ФИО18. от административной ответственности не имеется.
Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах годичного срока давности по делам данной категории с момента его выявления соблюден. Дело судьей первой инстанции рассмотрено с участием ФИО19.
При составлении протокола об административном правонарушении ФИО20. были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе право на защитника и услуги переводчика, об обеспечении которыми он не ходатайствовал (л.д.5).
Вместе с тем при вынесении постановления о назначении ФИО21. дополнительного административного наказания судьей районного суда не учтены указанные в части 2 статьи 4.1 КоАП РФ обстоятельства.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Конвенции от 04 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод" каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно приложенным к жалобе документам, у ФИО22. в Республике Башкортостан проживает сын ФИО23 с супругой ФИО24 и дочерью ФИО25, являющиеся гражданами Российской Федерации (л.д.23,24,25).
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права ФИО26 на уважение семейной жизни.
Учитывая наличие близких родственных отношений у заявителя на территории Российской Федерации, назначение ФИО27. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие сведений о привлечении ФИО28. ранее к административной ответственности за нарушение режима пребывания, постановление судьи в отношении ФИО29. подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Существенных нарушений процессуальных требований административного законодательства, влекущих отмену постановления судьи районного суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
постановление судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 15 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО30 изменить, исключить указание на его выдворение за пределы Российской Федерации, в остальном - оставить без изменения, жалобу ФИО31. - удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Медведев А.Б.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.