Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника главы Администрации сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет адрес Республики Башкортостан БХГ - СРР на решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым
постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан НГФ N ... от дата о привлечении главы Администрации сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет адрес Республики Башкортостан БХГ к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба защитника главы Администрации сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет адрес Республики Башкортостан БХГ - СРР- без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан НГФ N ... от дата глава Администрации сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет адрес Республики Башкортостан БХГ привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
Судьей Баймакского районного суда Республики Башкортостан по жалобе защитника главы Администрации сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет адрес Республики Башкортостан БХГ - СРР принято вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан НГФ и с решением судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от дата защитник главы Администрации сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет адрес Республики Башкортостан БХГ - СРР обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая их отменить, как незаконные и необоснованные, в обоснование указывая, что администрация не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами и не является субъектом правонарушения.
В судебное заседание БХГ Х.Г., его защитник СРР, старший государственный инспектор Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан НГФ не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно, надлежащим образом. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статьи 1 Федерального закона от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу ч.2 ст.8 названного Федерального закона, ч.2 ст.7 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п.14 ч. 1 ст.15 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Частью 2 ст.13 Федерального закона от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон), предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Согласно ст. 9 Закона лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от дата N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с учетом положений настоящего Федерального закона.
Юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов 1 - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
В силу ст. 14 Закона юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 15 Закона установлено, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Как предусмотрено положениями ст. 18 Закона юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с ч.1 ст.19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 51 Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В ходе проведенной плановой выездной проверки Администрации сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан на предмет соблюдения природоохранного законодательства согласно распоряжению N ... /СТК-2016 от датаг. в период с дата по датаг., проведенной Управлением Росприроднадзора по адрес, были установлены нарушения требования ст.ст. 8, 9,14,15,18,19,20 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В ходе осмотра территорий и помещений установлено следующее:
не представлен порядок организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп от населения, утвержденный решением Совета сельского поселения;
у Администрации сельского поселения не имеется лицензии на сбор и транспортировку отходов производства и потребления, не заключено договора со специализированным предприятием на выполнение работы по сбору и транспортировке отходов;
не установлены контейнеры для сбора отходов в жилищном фонде;
на территории сельского поселения имеется свалка, сведения о которой не внесены в Единый государственный реестр размещения отходов,
- не организованы мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок,
- отсутствует ответственное лицо за соблюдение требований в области охраны окружающей среды и проведением экологического производственного контроля, отсутствует свидетельство о повышении квалификации должностного лица, допущенного к обращению с
отходами 1-4 классов опасности по программе "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами 1-4 класса опасности";
- не ведется журнал учета движения отходов;
- отсутствуют паспорта, подтверждающие класс опасности отходов производства и потребления;
отсутствует проект нормативов и лимитов размещения отходов, не получено разрешение на размещение отходов производства и потребления;
не организованны места сбора от населения отходов от жилищ;
не организованна регулярная очистка территории населенного пункта;
не предоставлена информация о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировки и размещении отходов производства и потребления за 2015 год, сведения об использовании воды за 2015 год;
- не предоставлены данные для формирования Порядка ведения республиканского кадастра отходов и потребления за 2015 год, не представлены сведения о выявленных и ликвидированных несанкционированных свалках на территории сельского поселения и рекультивации нарушенных земель.
Вышеуказанные нарушения, выявленные на момент проверки у Администрации сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет адрес Республики Башкортостан в области отходов производства и потребления, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подтверждаются: распоряжением о проведении плановой выездной проверки N ... /СТК-2016 от дата, приказом N ... от дата о проведении проверки, протоколом N ... осмотра помещений, территорий от дата с фототаблицей, протоколом N ... осмотра принадлежащих помещений, территорий от дата, протоколом N ... Б осмотра помещений, территорий от дата, протоколом N ... Б осмотра помещений, территорий от дата с фототаблицей, актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды N ... -Б от дата, предписанием N ... -Б об устранении нарушения от дата, протоколом об административном правонарушении N ... от дата.
Данные доказательства получены в установленном законом порядке, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив имеющиеся доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности главы Администрации сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет адрес Республики Башкортостан БХГ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При получении доказательств, положенных в основу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы свидетельствовать об их недопустимости, допущено не было.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей назначено судьей в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, требований ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что администрация сельского поселения не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами и не является субъектом данного правонарушения является необоснованным.
Согласно Уставу сельского Абдулкаримовский сельсовет адрес Республики Башкортостан, зарегистрированного в Минюсте РФ по Приволжскому федеральному округу N N ... от дата, одним из вопросов местного значения является п. 4 - организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжение населения, водоотведения, снабжение населения топливом; п. 18 - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; п. 19 -организация благоустройства и озеленения территории сельского поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов сельского поселения,
Таким образом, в силу указанных обстоятельств и приведенных положений нормативно-правовых актов, БХГ Х.Г., являясь должностным лицом - главой Администрации сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет адрес Республики Башкортостан, допустил нарушение требований ч. 8,9,14,15,18,19,20 Федерального закона от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и на основании ст. 2.4 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей несет административную ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Субъектный состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, субъектами административной ответственности являются любые лица, которые в своей деятельности не соблюдают экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим природоохранным законодательством.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в жалобе не приведено.
Порядок привлечения главы Администрации сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет адрес Республики Башкортостан БХГ к административной ответственности не нарушен, постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ, соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛА:
постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан НГФ N ... от дата и решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном нарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении главы Администрации сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет адрес Республики Башкортостан БХГ оставить без изменения, жалобу его защитника СРР - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда РБ или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б.Соболева
Справка: судья Утарбаев А.Я.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.