Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Голубевой И.В.,
судей Низамовой А.Р. и Свистун Т.К.,
при секретаре Медведевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции по иску Потлова 1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда.
Заслушав доклад судьи Свистун Т.К., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
установила:
Потлов 1 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее по тексту - УФК по РБ) о компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что в период времени с 21 марта 2012 г. по 12 ноября 2015 г. истец периодически содержался в ИВС ОМВД РФ по Иглинскому району Республики Башкортостан, куда его этапировали для участия в судебных заседаниях Иглинского районного суда Республики Башкортостан. Полагает, что в ИВС условия содержания не соответствуют требованиям законодательства РФ, ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 и другим актам.
По прибытию в ИВС не производится санитарная обработка вновь прибывших, не оборудован санитарный пропускник с парафармалиновой камерой. В отсутствие штатного медицинского работника не проводятся первичные медицинские осмотры на наличие инфекционных заболеваний, не проверяются личные дела и медицинские предписания о наличии хронических заболеваний у вновь прибывших лиц, вследствие чего лиц, страдающих серьезными инфекционными заболеваниями могут разместить в одной камере с лицами, не страдающими подобными заболеваниями, подвергая их опасности.
В ИВС отсутствует комната обыска и кабинет при комнате обыска, в связи с чем, обыск вновь прибывших проводится сотрудниками ИВС в коридоре, на столе, не предназначенном для подобных целей, вещи часто оказываются разбросанными и падают на пол. Обыск проводится на глазах у всех вновь прибывших, что унижает человеческое достоинство.
Лица, вновь прибывшие в ИВС, не обеспечиваются постельными принадлежностями (часто выдаются не в полном комплекте или порванном, грязном виде, а полотенца не выдаются вообще). Матрацы, одеяла и подушки в порванном грязном виде, спать на которых практически невозможно, вследствие чего не удается отдохнуть в полной мере.
В камерах отсутствуют необходимые сантехнические условия. Унитазы не оборудованы сливными бачками, а слабый напор воды не позволяет смыть нечистоты в канализацию. В некоторых камерах ИВС (N 5,7,10,11) унитаз не огорожен ничем от единственного в камере стола, который находится не далее 1 метра от стола. Оправление естественных потребностей происходит на глазах у всех находящихся в камере, что вынуждает пользоваться туалетом как можно реже.
В весеннее, осеннее и зимнее время года в камерах ИВС не соблюдается необходимый в указанное время года установленный температурный режим. В зимнее время года в камерах нестерпимо холодно. Стены камер покрывает грибок и плесень, которыми приходится дышать.
Нормы питания категорически не соблюдаются. На завтрак выдается минимальное количество крупы (каши). В обед выдают суп, который больше напоминает воду, второе блюдо также выдается в минимальной порции. На ужин также выдают крупу в минимальных порциях. Ни рыбы, ни картофеля, ни овощей не выдают вообще. Молоко, яйца не выдавались ни разу.
Бытовые условия в ИВС не отвечают требованиям гигиены и санитарным нормам. Подозреваемые, обвиняемые не обеспечиваются мылом, туалетной бумагой. В камерах отсутствуют бачок для питьевой воды, тазы для гигиенических целей и стирки белья. Камеры находятся в антисанитарных условиях. Стены камер покрывают пятна непонятного происхождения. В камерах обитают мыши, вши, пауки, тараканы. В камерах также отсутствуют светильники ночного освещения закрытого типа, в связи с чем, спать в ночное время приходится при ярком освещении. Для написания жалоб, заявлений, предложений письменные принадлежности не выдаются.
Штатный медицинский работник в ИВС отсутствует. Из всех лекарственных препаратов в медицинской аптечке ИВС имеется только бинт.
По всем вышеперечисленным нарушениям его прав, связанных с ненадлежащими, бесчеловечными условиями содержания в ИВС он неоднократно обращался к руководству ОМВД РФ по Иглинскому району с просьбой хоть частично устранить имеющиеся нарушения. Однако никаких мер принято не было. Кроме того, он обращался в прокуратуру Иглинского района, где ему пояснили, что в адрес начальника ОМВД России по Иглинскому району вносились представления об устранении допущенных нарушений, но до настоящего времени данные нарушения не устранены.
Полагает, что действиями (бездействиями) должностных лиц органа исполнительной власти были ему причинены физические, душевные страдания.
Просил суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
Судом постановленорешение, которым исковые требования Потлова 1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по РБ о возмещении морального вреда удовлетворены частично.
Данным решением постановленовзыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Потлова 1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Потлов ... просит в апелляционной жалобе отменить его, указывая на незаконность и необоснованность судебного постановления.
В суде апелляционной инстанции было установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации не было привлечено к участию в деле, тогда как непосредственно данное ведомство является распорядителем бюджетных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства являются основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
С учетом изложенного и в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определением от 01 февраля 2017 г. перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции Потлов ... поддержал исковые требования в полном объеме. Пояснил, что компенсация морального вреда должны быть взыскана с Министерства внутренних дел Российской Федерации, уточнил исковые требования, указав в качестве соответчика Министерство внутренних дел Российской Федерации
Представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации Насыров ... в суде апелляционной инстанции исковые требования Потлова ... не признал, просил в их удовлетворении отказать. Он пояснил, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, из представленных документов следует, что изоляторы временного содержания соответствуют всем действующим нормам.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации - Борисовская ... в суде апелляционной инстанции исковые требования Потлова ... не признала, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что, если суд сочтет исковые требования, подлежащими удовлетворению, то компенсация морального вреда подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Представитель Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иглинскому району Республики Башкортостан Канбеков ... в суде апелляционной инстанции исковые требования Потлова ... также не признал, просил в их удовлетворении отказать. Он пояснил, что имеются договоры на техническое обслуживание ИВС. Раз в полгода проводятся необходимые ремонтные работы. За температурным режимом следят дежурные. Жалобы от Потлова ... на ненадлежащие условия не поступали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает.
Как следует из материалов дела, судебное разбирательство по данному гражданскому делу было проведено без привлечения к участию в деле Министерства внутренних дел Российской Федерации, тогда как непосредственно данное ведомство является распорядителем бюджетных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционных жалобы, представления в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Таким образом, решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 сентября 2016 г. подлежит отмене с принятием нового решения.
В соответствии со статьёй 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц.
Реализуя указанные принципы, законодатель в статье 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации установил, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и порядке, которые предусмотрены статьёй 1069 настоящего Кодекса.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из содержания главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что ответственность по обязательствам вследствие причинения вреда возникает только при наличии определенных, указанных в законе условий. Основанием возникновения обязательства из причинения вреда является факт причинения вреда. А условиями, при наличии которых на правонарушителя или иное указанное в законе лицо возлагается ответственность, являются противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между этим поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше норм истец, полагающий, что незаконными действиями должностных лиц ему причинен вред, обязан, в силу положений части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказать ряд обстоятельств: факт причинения ему вреда, размер вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом. Отсутствие одного из названных элементов является основанием для отказа в иске.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В силу статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьёй 13 вышеприведенного закона подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в период времени с 22 марта 2012 г. по 12 ноября 2015 г. Потлов ... периодически содержался в изоляторе временного содержания Отдела Министерства внутренних дел России по Иглинскому району Республики Башкортостан.
Согласно акту обследования ИВС МО МВД России "Иглинский" на предмет инженерно технической укрепленности, исправности систем охранной и тревожной сигнализации, пожаротушения, видеонаблюдения от 10 октября 2014 г. и акту обследования ИВС МО МВД России "Иглинский" на предмет инженерно-технического состояния от 11 декабря 2013 г. установлено, что камеры ИВС ОМВД России по Иглинскому району оборудованы всем необходимым имуществом: индивидуальными спальными местами, столами и скамейками по лимиту мест, урнами для мусора, кранами с холодным водоснабжением, вешалками для верхней одежды, навесными шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопками для вызова дежурного, полками для туалетных принадлежностей, радиоточками. Горячая водопроводная вода в камерах отсутствует. В связи с чем, в соответствии с "Практическим пособием для членов общественных наблюдательных комиссий" от 2012 г. горячая вода (температурой не более + 50 С), а так же кипяченая вода для питья выдается сотрудниками ИВС ежедневно с учетом потребности лиц содержащихся в камерах ИВС. В каждой камере ИВС ОМВД России по Иглинскому району имеются санитарные узлы с необходимыми условиями приватности.
В ИВС имеется вытяжная вентиляция с механическим побуждением организованного притока с подогревом в холодный период года. На момент проверки вытяжка в исправном состоянии. Во всех камерах ИВС ОМВД России по Иглинскому району имеются оконные проемы размером 1,2 м х 0,9 м, которые отвечают требованиям в соответствии с СП 12-95 Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России. На всех окнах установлены металлические просечки, решетки из круглой стали, диаметром 16 мм, пластиковое окно с пуленепробиваемыми стеклами. В каждой камере установлены светильники дневного и ночного освещения закрытого типа, защищенные решетками. Соответственно, в дневное время используется светильник дневного освещения, в ночное время ночного освещения. В Отделе МВД России по Иглинскому району, в том числе и в ИВС отдела МВД России по Иглинскому району установлено центральное отопление. Заключен договор N5/1 от 30 декабря 2013 г. на проведение санитарно-профилактических работ на дератизацию (борьба с бытовыми грызунами) и дезинсекацию (борьба с бытовыми насекомыми) помещений ИВС ОМВД России по Иглинскому району и автомобилей "A3" с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан". Санитарно - профилактические работы проводятся ежемесячно. В конце коридора ИВС расположена душевая комната для помывки содержащихся в ИВС лиц. Данная комната оборудована водонагревателем емкостью 100 литров. Комната разделена на 2 отсека, где имеются смесители для подачи воды. Стены обшиты пластиковыми панелями белого цвета. Санитарная обработка вновь доставленных в ИВС проводится в душевой кабине в течении первых суток. Пароформалиновая дезинфекционная электрическая камера отсутствует. Опрос, осмотр и изучение личных дел вновь поступающего спецконтингента проводит дежурный ИВС.
Согласно государственному контракту N 83 от 30 декабря 2013 г. питание лиц, содержащихся в ИВС, осуществляется ежедневно, обед состоит из двух блюд (первое и второе). Завтрак и ужин - каша, чай и хлеб. Готовые блюда доставляются из ПО "Кондитер". Для доставки используются три пищевых термоса (первое, второе, третье блюдо).
Данными актами установлено, что необходимо провести капитальный ремонт оконных проемов в камерах ИВС ОМВД России по Иглинскому району с целью утепления в связи с разрушением штукатурного покрытия.
Кроме того, в соответствии с выводами комиссии изолятор временного содержания не типовой и по технической и противопобеговой укрепленности частично соответствует требованиям, предъявляемым ФЗ РФ N103-95, приказам МВД РФ N 140дсп от 07 марта 2006 г. и N 950 от 2005 г., и Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России СП 12-95.
Таким образом, доводы иска Потлова ... о нарушении его прав в части отсутствия специальной комнаты для осмотра и обыска лиц, прибывших в ИВС, отсутствии штатного медицинского работника подтверждаются указанными актами проверки. Кроме того, подтверждаются доводы о несоблюдении температурного режима в камерах, поскольку имелась необходимость в проведении капитального ремонта оконных проемов в камерах ИВС ОМВД России по Иглинскому району с целью утепления в связи с разрушением штукатурного покрытия.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, в связи с содержанием истца в ИВС отдела МВД России по Иглинскому району в вышеуказанный период в условиях, не полностью соответствующих требованиям Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ, судебная коллегия приходит к выводу о наличии нарушения прав истца и частичному удовлетворению иска.
Факт содержания истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным нормам, влечет нарушение его прав, гарантированных законом, и является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что, в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами, является основанием для признания требований истца о взыскании компенсации морального вреда правомерными в части.
Судебная коллегия при определении размера денежной компенсации исходит из оценки характера и степени причиненных истцу нравственных страданий, из степени вины ответчика, фактических обстоятельств дела, периода времени, в течение которого истец находился в ненадлежащих условиях содержания, индивидуальных особенностей потерпевшего. С учетом принципов разумности и справедливости, судебная коллегия полагает, что размер компенсации морального вреда следует определить в размере 3 000 рублей.
Удовлетворение требований Потлова ... подлежит за счет казны Российской Федерации, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 сентября 2016 г. отменить. Принять новое решение.
Исковые требования Потлова 1 к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о компенсации морального вреда удовлетворить частично. Взыскать в пользу Потлова 1 с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Председательствующий И.В. Голубева
Судьи А.Р. Низамова
Т.К. Свистун
Справка: судья Манапова Г.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.