Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Милютина В.Н.
судей: Мухаметовой Н.М.
Низамовой А.Р.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 28 декабря 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска ФИО1 о признании незаконным отказа адрес городского округа адрес Республики Башкортостан в принятии ФИО1 (и членов её семьи) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязании адрес городского округа адрес Республики Башкортостан принять ФИО1 (и членов её семьи) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании заявлений (от дата. и дата г.) и представленных документов; обязании адрес городского округа адрес Республики Башкортостан выделить ФИО1 (и членам ее семьи) жилое помещение предоставляемое по договору социального найма - отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО15, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к адрес городского округа адрес Республики Башкортостан, которым просит признать незаконным отказ адрес городского округа адрес Республики Башкортостан в принятии ФИО1 (и членов её семьи) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязать адрес городского округа адрес Республики Башкортостан принять ФИО1 (и членов её семьи) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании заявлений (от дата г. и дата г.) и представленных документов; обязать адрес городского округа адрес Республики Башкортостан выделить ФИО1 (и членам ее семьи) жилое помещение предоставляемое по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что истец ФИО1 в дата году обратилась в адрес ГО адрес Республики Башкортостан с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, также повторно обратилась в дата году. На обращения получила письменный отказ от дата N ... , от дата N ... и от дата N ... , в связи с тем, что не предоставила все необходимые сведения, а именно на брата ФИО2. Истец является матерью детей-инвалидов: ФИО3 24она не может предоставить документы на ФИО17 P.P. в связи с тем, что он находится на работе в Охотском море, о его местоположении ФИО1 сведений не имеет. Телефонной связи с братом нет и в связи с этим она не может предоставить документы, запрашиваемые адрес городского округа адрес РБ.
ФИО1 не имеет собственного жилья и в данное время проживает у брата ФИО17 P.P. по адресу адрес. В данном жилом помещении проживает и зарегистрировано 6 человек, жилая площадь составляет 34,6 кв.м. Фактически ФИО1 в указанной квартире имеет только право пользования. Проживание в таких условиях с двумя детьми инвалидами считает невозможным как для детей так и других членов семьи. Дети страдают заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства N ... от дата, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения, доказательств неявки по уважительной причине не представлено, в соответствии с положениями ст.ст.167,327 ГПК РФ коллегия находит возможным рассмотрение дела.
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого просит ФИО1, указывая на его незаконность, ссылаясь на обстоятельства, приведенные в иске, а также на приоритет Закона "О социальной защите инвалидов".
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ФИО1, ее представителя ФИО5 (по устному заявлению), поддержавших жалобу, представителя адрес ГО адрес ФИО6 (по доверенности), поддержавшего решение, обсудив доводы жалобы, не усматривает оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст.5 ч.2 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее - Правила). Постановление опубликовано 5 августа 1996 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, 10 августа 1996 г. в "Российской газете".
Согласно пункту 1 Правил инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями Правил.
Правилами установлены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет (пункт 2), порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (пункт 3), перечень документов, которые необходимо представить для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (пункт 4).
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Принятие на учет граждан является первым и необходимым условием последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом органы местного самоуправления, обязанные осуществлять учет всех категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено судом в муниципальной квартире общей площадью 61,8 кв.м., жилой площадью 34,8 кв.м. по адресу адрес зарегистрированы ФИО1, ее сыновья ФИО7, дата г.р., ФИО3, дата г.р., отец ФИО8, брат ФИО17 P.P., племянник ФИО9
Квартира предоставлена по договору социального найма N ... от дата, нанимателем квартиры является ФИО17 P.P., в качестве членов семьи вселяемых совместно с нанимателем в квартиру указаны вышеперечисленные лица.
Согласно справок медико-социальной экспертизы от дата., от дата ФИО7, дата.р, является ребенком инвалидом, инвалидность установлена на срок до дата, ФИО3, дата р., является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до дата.
В соответствии с заключениями врачебной комиссии Республиканской клинической психиатрической больницы от дата N ... , 114 ФИО3 и ФИО7 по состоянию здоровья имеют право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч.2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от дата N ... и право на пользование дополнительной жилплощадью на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. N817.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 02.12.2005 N 250-3 "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан" малоимущие граждане -граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
П ... 2 ст. 4 указанного Закона Республики Башкортостан от 02.12.2005 N 250-3 установлены полномочия органов местного самоуправления при установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Ст. 5 указанного Закона РБ перечислены документы, подлежащие представлению для признания гражданина малоимущим., а именно:
1) копии паспорта гражданина-заявителя или иного документа, удостоверяющего личность гражданина-заявителя, заверенные органом местного самоуправления;
2) документа о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства гражданина-заявителя;
копии финансово-лицевого счета;
документов, подтверждающих размеры и источники доходов гражданина-заявителя и членов его семьи, за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о признании гражданина малоимущим;
5) документов, подтверждающих наличие или отсутствие у гражданина-заявителя и членов его семьи, имущества, подлежащего налогообложению.
Ст. 6 Закона РБ от 02.12.2005 N 250-3 указаны основания для отказа в признании гражданина-заявителя малоимущим в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и в постановке на учет гражданина-заявителя и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении - представление гражданином-заявителем неполных и (или) недостоверных сведений.
Решение, принятое по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, выдается или направляется гражданину-заявителю в соответствии с федеральным законодательством и может быть обжаловано им в установленном порядке.
Судом установлено судом и подтверждается материалами дела, что дата ФИО1 обратилась в адрес ГО адрес РБ с заявлением о признании её малоимущей в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указав в качестве членов своей семьи отца ФИО8, брата ФИО18 племянника ФИО9, сыновей ФИО3, ФИО7, и зарегистрированных по другому адресу мужа ФИО10, деда ФИО11, бабушку ФИО12
Письмом администрации от дата ФИО1 было предложено представить документы подтверждающие размеры и источники доходов членов семьи ФИО10, ФИО17 P.P. за последних 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о признании гражданина малоимущим.
Распоряжением главы администрации адрес ГО адрес РБ от дата N ... в признании малоимущими гражданами в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма по месту жительства ФИО1.Р. зарегистрированной по адресу адрес - отказано.
дата ФИО1 вновь обратилась в адрес ГО адрес РБ с заявлением о признании ее малоимущей, указав в качестве членов своей семьи граждан указанных в первичном заявлении.
Распоряжением главы администрации адрес ГО адрес РБ от дата N ... в признании малоимущими гражданами в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма по месту жительства ФИО1.Р. проживающей по адресу адрес - отказано.
Из письменного ответа первого заместителя главы администрации адрес ГО г Уфа РБ от дата N ... в удовлетворении заявления ФИО1 о признании малоимущими отказано ввиду непредоставления сведений о доходах ФИО10, ФИО17 P.P. за 12 месяцев и документов, подтверждающих право обладания мужем ФИО10 объектами недвижимости
Указанные распоряжения ФИО1 в установленном законом порядке не обжалованы, недействительными не признаны.
дата ФИО1 обратилась в адрес ГО адрес РБ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, рассмотрении данного заявления в установленный законом срок, предоставлении ей субсидии на приобретение жилья. В качестве основания постановки на учет, ФИО1 указано на нахождении квартиры по адресу адрес, ул. адрес собственности ее отца, отсутствии иного жилья, наличие двух детей - инвалидов.
Письмом от дата адрес ГО адрес РБ предложено ФИО1 представить заявление о признании малоимущей в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, документы предусмотренные приведенной ст. 5 Закона РБ от 02.12.2005 N 250-з.
В ответ на указанное письмо ФИО1 в своем заявлении от дата (вх. от дата) сообщил, что является матерью детей инвалидов в соответствии с заключениями врачебной комиссии имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья, не относится к категории "малоимущие граждане", при которой необходимо предоставление указанного перечня документов, в связи с чем требует постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставления субсидии.
Распоряжением главы администрации адрес ГО адрес РБ от дата N ... , ФИО1 проживающей по адресу адрес принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма по месту жительства - отказано в связи с не предоставлением предусмотренных ч.4 ст. 52 ЖК РФ документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма в дата г., дата г. ФИО1 не обращалась, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент обращений ФИО1 в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска ФИО1, ее доводы о несогласии с решением основаны на неправильном толковании норм материального права.
Наличие детей инвалидов не является безусловным правом на принятие на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма и предоставлении указанного жилья.
Документы, подтверждающие право ФИО1 состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалы дела стороной истца представлены не были, малоимущей в установленном порядке ФИО1 не признавалась, отказа в признании ее малоимущей ФИО1 не оспорен.
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и материалах дела, судебная коллегия соглашается с ними и не принимает довод апелляционной жалобы о том, что суд вынес решение, не установив всех обстоятельств по делу.
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, несостоятельность доводов апелляционной жалобы отражена в решении суда, правильность выводов которого они не опровергают. Судебная коллегия с данными выводами согласна в полной мере, и не может принять во внимание доводы жалобы, направленные на переоценку исследованных судом доказательств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 28 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: В.Н.Милютин
Судьи: Н.М.Мухаметова
А.Р.Низамова
Справка: судья Шакиров А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.