Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Свистун Т.К.
судей Гильмановой О.В. и Куловой Г.Р.
при секретаре Салимгареевой Л.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Файрушиной Ф.В. к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан Н.Г.Э., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан по ... о признании незаконной приостановления государственной регистрации права и отказа в государственной регистрации права, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, по апелляционной жалобе Файрушиной Ф.В. на решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., выслушав представителя Файрушиной Ф.В. - Г.И.И., поддержавшего жалобу, возражения представителя Управления Росреестра по ... Г.Г.И., судебная коллегия
установила:
Файрушина Ф.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... Н.Г.Э., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ (далее - Управление Росреестра по ... ) о признании незаконной приостановления государственной регистрации права и отказа в государственной регистрации права, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование указала, что Файрушина Ф.В. имела на праве собственности 1/2245, 1/449, 1/3592, 1/858, 1/858, 1/429, 1/429 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ... В целях выдела земельных долей Файрушина Ф.В. произвела межевание, разместила извещение в газете "Родник" от ... о месте и порядке ознакомления с межевым планом, поставила выделенные земельные участки на кадастровый учет, вновь образованному земельному участку присвоен кадастровый номер
... Файрушина Ф.В. обратилась в Управление Росреестра по ... с заявлением о регистрации права собственности на образованный в результате выдела земельный участок площадью 344630+/-5137 кв.м с кадастровым номером ... , адрес местоположения относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом ориентира: ... , сельское поселение Алкинский сельсовет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для возделывания сельскохозяйственных культур.
Управление Росреестра по ... уведомлением от ... приостановило государственную регистрацию, указав, что в соответствии с частью 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации при образовании земельных участков необходимо письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
... Управление Росреестра по РБ отказало Файрушиной Ф.В. в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... , указав, что Файрушина Ф.В. не представила письменного согласия арендатора - ООО СХП "Нерал-Чишмы".
Считает приостановление и последующий отказ в государственной регистрации права собственности незаконным и препятствующим к осуществлению ее прав, свобод и законных интересов, полагает ссылку Управление Росреестра по ... на часть 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае неприменимой к данным отношениям, поскольку согласно пункту 3.2 статьи 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" согласие арендатора не требуется. Указывает, что в статье 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусмотрена обязанность получения письменного согласия арендатора.
В порядке уточнения требований просила суд признать незаконным приостановление ... Управлением Росреестра по ... государственной регистрации права собственности Файрушиной Ф.В. на земельный участок площадью 344630+/-5137 кв.м с кадастровым номером ... , адрес местоположения относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом ориентира: ... Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: для возделывания сельскохозяйственных культур; признать незаконным отказ от ... Управления Росреестра по ... в государственной регистрации права собственности Файрушиной Ф.В. на указанный земельный участок; обязать Управление Росреестра по ... устранить в полном объеме допущенное нарушение и произвести регистрацию права собственности Файрушиной Ф.В. на земельный участок с кадастровым номером ...
Решением Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... требования Файрушиной Ф.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Башкортостан от ... решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд ( ввиду не привлечения к участию в деле арендатора земельного участка ООО СХП "Нерал-Чишмы").
Решением Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Файрушиной Ф.В. к государственному регистратору Управления Росреестра по ... Н.Г.Э., Управлению Росреестра по ... о признании незаконной приостановления государственной регистрации права и отказ в государственной регистрации права - отказать.
В апелляционной жалобе Файрушина Ф.В. просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ... решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... отменено, принято новое решение об удовлетворении требований Файрушиной, приостановление от ... и отказ от ... управления Росреестра по ... в государственной регистрации права собственности Файрушиной Ф.В. на спорный земельный участок признаны незаконным. На Управление Росреестра по ... возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение, рассмотреть вопрос о государственной регистрации права собственности Файрушиной Ф.В. на вновь образованный земельный участок.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от ... Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ... отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1. об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2. об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Рассматривая доводы административного истца, суд исходил из того, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, при этом, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
На основании статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Законом о регистрации установлено, что к компетенции органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 3 статьи 9). При осуществлении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 13);
Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов (пункт 1 статьи 17).
Как следует из пункта 1 статьи 28 Закона N122-ФЗ, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
По смыслу части 1 статьи 17 Закона N122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Положениями пункта 1 статьи 18 Закона N122-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Статьей 16 Закона N122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; свидетельства о праве на наследство; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9, пунктом 1 статьи 17 Закона N122-ФЗ к компетенции регистрирующего органа относится правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как следует из пункта 1 статьи 13 Закона N122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
По смыслу пункта 1 статьи 19 Закона N122-ФЗ, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
На основании пунктов 2, 2.1 статьи 19 Закона N122-ФЗ, в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи. В случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.
Исходя из пункта 3 статьи 19 Закона N122-ФЗ, в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, в частности, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Пунктом 5 статьи 2 Закона N122-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Судом установлено, что Файрушина Ф.В. имеет на праве собственности 1/2245, 1/449, 1/3592, 1/858, 1/858, 1/429, 1/429 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ... согласно приобретенных ею на основании договора купли-продажи у граждан Х.Л.М., Ш.Э.Р., Ш.Д.Р., М.А.З., Х.Г.З., М.А.З.
В целях выдела долевой собственности в счет единой земельной доли путем объединения указанных земельных участков, Файрушина Ф.В. произвела межевание, разместила извещение в газете "Родник" от ... о месте и порядке ознакомления с межевым планом, поставила выделенные земельные участки на кадастровый учет, земельному участку был присвоен кадастровый N ...
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, статус записи данного земельного участка имеет временный характер.
... представитель Файрушиной Ф.В. по доверенности Ю.Г.Р. обратилась в Управление Росреестра с заявлением о прекращении права собственности на земельный участок категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером ... , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: для возделывания сельскохозяйственных культур общая площадь 23355423 кв.м адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ... К заявлению приложены доверенность, свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Также ... Файрушина Ф.В. обратилась в Управление Росреестра с заявлением о регистрации общей долевой собственности, доля в праве 5/3, на земельный участок площадью 344630=/-5137 кв.м с кадастровым номером ... , адрес местоположения относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом ориентира: ... , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: для возделывания сельскохозяйственных культур. К заявлению приложены доверенность кадастровый паспорт земельного участка, проект межевания от ... , квитанция от
... Управление Росреестра по ... приостановило государственную регистрацию, указав, что в соответствии с частью 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации при образовании земельных участков необходимо письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а именно Файрушина Ф.В. не представила письменное согласие арендатора земельного участка с кадастровым номером ... - ООО СХП "Нерал-Чишмы".
... Управление Росреестра по ... на основании заявления представителя Файрушиной Ф.В. по доверенности Ю.Г.Р. приостановило государственную регистрацию, указав в обоснование, что в соответствии с частью 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации при образовании земельных участков необходимо письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а именно Файрушина Ф.В. не представила письменное согласие арендатора земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером ... - ООО СХП "Нерал-Чишмы". Далее по заявлению представителя Файрушиной Ф.В. по доверенности Ю.Г.Р. в связи с подготовкой необходимых документов, срок приостановления продлен до ...
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... сообщением от ... N ... на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N122-ФЗ отказало в государственной регистрации прекращения права на объект недвижимого имущества - на земельный участок категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером ... , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для возделывания сельскохозяйственных культур общая площадь 23355423 кв.м адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ... , с/с Алкинский, по причине: не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно сообщению, причиной отказа послужило то, что на земельный участок с кадастровым номером ... , из которого осуществляется выдел, зарегистрировано обременение права - аренда в пользу ООО "СХП "Нерал-Чишмы" на основании договора аренды земельного участка от ... N ... , дата регистрации ... , N ... , вместе с тем согласие арендатора на выдел земельного участка не представлено.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... сообщением от ... N ... на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - на земельный участок площадью 344630=/-5137 кв.м с кадастровым номером ... , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для возделывания сельскохозяйственных культур адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, Почтовый адрес ориентира: ... , с/с Алкинский по причине: не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно сообщению причиной отказа послужило то, что на земельный участок с кадастровым номером ... , из которого осуществляется выдел, зарегистрировано обременение права - аренда в пользу ООО "СХП "Нерал-Чишмы" на основании договора аренды земельного участка от ... N ... , дата регистрации ... N ... , вместе с тем согласие арендатора на выдел земельного участка не представлено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку ответчиком в соответствии с Законом N122-ФЗ правомерно было приостановлено и отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, по следующим основаниям.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Общие правила и условия образования земельных участков определены положениями статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации. Положениями частей 1 и 4 данной нормы установлено, что образование земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Частью 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что особенности процедуры выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются Федеральным законом от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N101-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N101-ФЗ, правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Таким образом, процедура выделения земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения должна отвечать как общим нормам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации для образования земельных участков, так специальным правилам, закрепленным Федеральном законе N101-ФЗ.
Общее правило о необходимости при образовании земельных участков получить согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, предусмотренное как первоначальной, так и действующей редакцией пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N499-ФЗ) и призванное обеспечить защиту прав указанных лиц, соответствует требованиям статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2013 года N1196-О и от 29 января 2015 года N162-О).
Пункт 1 статьи 13 и пункт 5 статьи 14 Федерального закона N101-ФЗ, предусматривающие право участника долевой собственности на выдел земельного участка в счет своей земельной доли и условия реализации данного права, обеспечивают с учетом специфики этой сферы земельных и имущественных отношений необходимый баланс интересов всех участников долевой собственности, а также арендаторов земельных участков.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о соблюдении вышеуказанных положений законодательства при выделе земельных участков Файрушиной Ф.В. за счет земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в аренде у ООО "СХП "Нерал-Чишмы" административным истцом в суды первой и апелляционной инстанций не представлено.
На основании статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, обладающее долей в общей долевой собственности, вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
Согласно пункту 2 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных указанной статьей, а также статьями 13 и 14 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N101-ФЗ (в редакции на период проведения общего собрания и заключения договора аренды от 29 декабря 2010 года N435-ФЗ), владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Согласно пункту 3 статьи 14 данного Федерального закона участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения: в т.ч. - об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности (пункт 7).
На основании положений пункта 5 статьи 14 Федерального закона N101-ФЗ, участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 данного Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется. От имени участников долевой собственности дополнительное соглашение к данному договору аренды заключает уполномоченное общим собранием лицо, срок осуществления полномочий которого не истек.
Содержание этой нормы права, вышеприведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, дают основания для вывода, что право на выдел земельного участка переданного з аренду имеют только те участники долевой собственности, которые на общем собрании участников долевой собственности, когда решался вопрос о передаче земельного участка в аренду выражали свое несогласие на передачу в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности или с условиями договора аренды такого земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, условия заключения договора аренды земельного участка, переданного ООО "СХП "Нерал-Чишмы" в аренду сроком на 49 лет, приняты на общем собрании участников долевой собственности.
При этом данных, которые бы свидетельствовали о проведении собрания с нарушением действующего законодательства, лицами, участвующими в деле, в т.ч. административным истцом не представлено, как не представлено таковых о несогласии Файрушиной Ф.В., так и продавцов земельных долей Х.Л.М., Ш.Э.Р., Ш.Д.Р., М.А.З ... Х.Г.З ... М.А.З. с передачей в аренду земельного участка.
Довод жалобы о том, что ответчиком оставлены без внимания положения пункта 3.2 статьи 22.2 Закона N122-ФЗ является несостоятельным, так как данная норма предусматривает определенные правовые основания, дает право на выдел земельного участка в счет земельной доли из земельного участка переданного в аренду только участнику долевой собственности, выразившему на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, а таковых доказательств административным истцом не представлено, как не приведено и таковых фактов.
Довод о том, что Х.Л.М., Ш.Э.Р., Ш.Д.Р., М.А.З., Х.Г.З., М.А.З. в собрании участия не принимали, о проведении собрания надлежащим образом извещены не были, существенные условия договора аренды с ООО СХП "Нерал-Чишмы" не согласовывали, свои земельные доли по акту приема-передачи арендатору не передавали, опровергается материалами дела, а именно указанными гражданами были выданы доверенности на подписание договора аренды, протоколом общего собрания. Тот факт, что данные граждане не принимали участия в собрании, является несостоятельным, так как участие в собрании является правом, а не обязанностью. Протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от ... никем не оспаривался, фактов незаконности принятых решений общего собрания не представлено.
Из вышеизложенного следует, что приостановление и отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 3 4463 0=/-5137 кв.м с кадастровым номером ... , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для возделывания сельскохозяйственных культур адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, Почтовый адрес ориентира: ... - осуществлен административным ответчиком в пределах своих полномочий, предоставленных действующим законодательством, в порядке, предусмотренном Законом о регистрации и требованиями закона.
Ввиду признания приостановления и отказа в государственной регистрации права собственности законным, оснований для обязания административного ответчика совершить регистрацию права собственности за Файрушиной Ф.В. на земельный участок площадью 344630=/-5137 кв.м с кадастровым номером ... , адрес местоположения относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом ориентира: ... не имеется.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, были предметом исследования суда и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального закона, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могут служить основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Файрушиной Ф.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.