Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.
судей Мухаметовой Н.М., Якуповой Н.Н.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... Минздрава Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... Минздрава РБ к прокуратуре адрес Республики Башкортостан о признании незаконным представления прокуратуры адрес Республики Башкортостан от дата N ... д-2016, внесенное ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... Минздрава Республики Башкортостан дата, по всем перечисленным истцом доводам, установлении отсутствия полномочий прокуратуры адрес Республики Башкортостан осуществлять надзор и проводить проверки по вопросам, не являющимся предметом надзора прокуратуры, установленным ст. 21 ФЗ "О прокуратуре РФ", установлении отсутствия полномочий прокуратуры адрес Республики Башкортостан требовать у руководителя проверяемой организации принимать какие-либо кадровые решения отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО37, судебная коллегия
установила:
ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... Минздрава Республики Башкортостан обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре адрес Республики Башкортостан об отмене представления прокуратуры адрес РБ от дата N ... д-2016.
В обоснование иска указано, что дата прокуратурой адрес в адрес ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... Минздрава Республики Башкортостан вынесено представление о нарушении законодательства о наркотических средствах. В представлении не указан срок проведения проверки, кто присутствовал при проверке от диспансера. Вынесенное представление не соответствует действительности. В результате проведенной проверки в диспансере выяснилось, что представитель прокуратуры адрес РБ в наркологический кабинет адрес не приходил. Проверку не проводил.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... Минздрава Республики Башкортостан требования административного иска уточнил, просит суд признать незаконным представление прокуратуры адрес Республики Башкортостан от дата N ... д-2016, внесенное ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... Минздрава Республики Башкортостан дата по всем перечисленным истцом доводам, установлении отсутствия полномочий прокуратуры адрес Республики Башкортостан осуществлять надзор и проводить проверки по вопросам, не являющимся предметом надзора прокуратуры, установленным ст. 21 ФЗ "О прокуратуре РФ", установлении отсутствия полномочий прокуратуры адрес Республики Башкортостан требовать у руководителя проверяемой организации принимать какие - либо кадровые решения, указав следующее.
Сведения, содержащиеся в акте проверки, не соответствуют действительности. ГВА ознакомлена только со страницей, где имеется ее подпись. Взаимодействие между Минздравом и МВД прекратило существование в 2003 года. Приказ N ... признан недействующим, тогда как прокуратура на него ссылается.
В ответ на запрос в Управление ЗАГС Министерство юстиции Республики Башкортостан начальником был дан ответ о невозможности предоставления данных сведений. Из МВД ответ не получен. Из государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции было отказано во взаимодействии. Основания для проведения проверки у прокуратуры отсутствовали. Требование ответчика о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности является нарушением закона.
Судом постановленовышеприведенное решение.
Дополнительным решением Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата с ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... Минздрава Республики Башкортостан взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере N ... рублей.
Не соглашаясь с решением суда, представитель ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... Минздрава Республики Башкортостан ГВА подал апелляционную жалобу, просит его отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, грубо нарушены нормы материального права. Информация в акте проверки не соответствует информации отраженной в представлении, поскольку в акте проверки отсутствуют данные граждан, состоящих на учете. Кроме того, прокурор не имеет права обязывать работодателя принимать кадровые решения. Требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности работников учреждения - незаконно.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... Минздрава Республики Башкортостан - ГВА, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора ФИО35, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствие со ст. 1 Федерального закона N ... от дата "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в числе других полномочий надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Деятельность по противодействию распространения наркотических средств регламентирована Федеральным законом N 3-ФЗ от дата "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Согласно ст. 4 данного Федерального закона государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Статья 41 Федерального закона предусматривает, что противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.
В соответствие с вышеуказанными требованиями законодательства, а также на основании задания прокуратуры Республики Башкортостан N ... от дата "О проверке эффективности работы по пресечению каналов поступления психоактивных веществ, профилактике их потребления", которым поручено провести проверку, в том числе в органах здравоохранения, прокуратурой адрес дата в ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер N ... " проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии наркомании.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки помощником прокурора изучен список лиц, состоящих на учете в наркологическом диспансере, их медицинские карточки, использованы сведения из УФМС России по адрес, информация специализированного отдела ЗАГС адрес.
Проверкой установлено, что в наркологическом кабинете адрес ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер N ... " состоят на диспансерном учете граждане: ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата); ГВА ( N ... от дата) являвшиеся больными наркоманией, и в отношении которых в отделе ЗАГСа произведены записи об их смерти.Согласно сведениям органов ФМС, состоящие на учете ГВА, ГВА, ГВА, ГВА, ГВА, ГВА, ГВА, ГВА, ГВА, ГВА, ГВА, ГВА по месту регистрации не проживают в связи со смертью.
ГВА, дата выписан с места регистрации в Республику Адыгея, ГВА дата выписан в адрес, ГВА дата выписан в адрес, ГВА дата выписана в адрес.
Проверка в наркологическом кабинете проведена при участии заведующей ДПО N ... по Кировскому и адресм адрес ГБУЗ РНД N ... ГВА, по результатам проверки составлен акт, с которым ознакомилась ГВА, о чем имеется ее роспись в акте проверки.
Для устранения выявленных нарушений в деятельности в ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... дата внесено представление с требованием устранения нарушений законодательства о наркотических средствах.
Как установилсуд, Акт проверки состоит из двух листов, первый лист содержит страницы "1" и "2", таким образом, вторая страница акта находится на оборотной стороне первого листа, соответственно, нумерация "2" на втором листе является верной, что опровергает доводы истца о том, что 2 лист акта проверки заведующим наркологическим кабинетом ГВА подписан, но в 1 листе акта подписи ГВА нет и что это свидетельствует, что она с ним не ознакомилась, а третий лист акта пронумерован цифрой "2", что свидетельствует о том, что 2 лист акта изготовлен в отсутствие ГВА
Представитель ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер N ... " Минздрава Республики Башкортостан в суде первой инстанции пояснил, что прокуратурой района в ходе проверки был использован не актуальный на момент проверки 2015 года изготовления список граждан, состоящих на диспансерном учете в наркологическом кабинете.
Между тем, данный список лиц прокуратурой района истребован из ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер N ... ".
Так, ГВА, умерший в N ... году, более 13 лет после смерти состоит на учете в наркологическом диспансере. Также как и граждане, умершие год - два года назад, состоят на учете как наркопотребители. Аналогичная ситуация в отношении ГВА, который дата выписался из адрес и почти 6 лет проживает в адрес, и в отношении ГВА, который 4 года проживает в другом субъекте России.
Согласно разд. 2 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР N ... от дата "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и таксикоманиями" снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам:
- стойкая ремиссия (выздоровление);
- изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение);
- осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года;
- направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями);
- в связи со смертью.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд обоснованно пришел к выводу, что прокуратурой адрес проверка проведена законно, на основании Федерального закона "О прокуратуре РФ" и задания прокуратуры Республики Башкортостан, правомерно выявлены нарушения закона, обоснованно потребовано от руководителя ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер N ... " их устранения.
Поскольку деятельность ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... Минздрава Республики Башкортостан находится под надзором прокуратуры адрес, она имела все законные основания для проведения проверки ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер N ... ".
Вместе с тем, доказательств того, что вышеперечисленные лица сняты с наркологического учета в установленном законом порядке, на момент вынесения решения суда представлено административным истцом не было.
Вопреки доводам ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер N ... " о необоснованности использования прокуратурой района в представлении приказа Минздрава СССР N ... от дата "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и таксикоманиями", суд верно указал, что согласно письму Минздрава России от дата N N ... "О медицинских ограничениях к управлению транспортным средством и владению оружием", организация диспансерного наблюдения за больными наркологического профиля регламентируется приказом Минздрава СССР от дата N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями".
Кроме того, законность и обоснованность данного приказа подтверждена решением Верховного Суда РФ от дата N АКПИ13-466 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца девятого раздела 2 Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утв. Приказом Минздрава СССР от дата N ... ", определением Верховного Суда РФ от дата N АПЛ13-29 "Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от дата NАКПИ12-1306, которым было оставлено без удовлетворения заявления о признании недействующим Приказа Минздрава СССР от дата N ... "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", решением Верховного Суда РФ от дата N АКПИ12-1306 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим Приказа Минздрава СССР от дата N ... "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями".
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что приказ Минздрава СССР от дата N ... юридическую силу не утратил, прокуратурой района в представлении верно указано на нарушения требований данного приказа.
Утверждение административного истца о незаконности требования прокуратуры адрес о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности судом также верно не принято во внимание по следующим основаниям.
Согласно ст. 22 Федерального закона N ... от дата "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 названного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона, а согласно ч. 4 этой же статьи должностные лица органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, в том числе органов управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона РФ от дата N 2202-1 "О прокуратуре РФ", представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Статья 192 Трудового кодекса РФ предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания.
Кроме того, данными о привлечении прокуратурой адрес кого - либо из работников ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... " Минздрава Республики Башкортостан к дисциплинарной ответственности материалы дела не располагают.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования прокурора не основаны на нормах действующего законодательства, подлежат отклонению, поскольку при рассмотрении дела факт нарушения закона ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... " Минздрава Республики Башкортостан и правомерность требований прокурора нашли свое подтверждение, то суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного постановления, предусмотренных ст. 310 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309 - 309 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... Минздрава Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т.Нурисламов
Судьи Н.М.Мухаметова
Н.Н.Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.