Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Троценко Ю.Ю.
судей Куловой Г.Р. и Пономаревой Л.Х.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Гильмутдиновой И.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по ... Б.Н.В. к Ардаширову И.Р. об установлении административного надзора, по апелляционной жалобе Ардаширова И.Р. на решение Калининского районного суда ... Республики Башкортостан от ...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по ... Б.Н.В. обратился в суд с административным иском к Ардаширову И.Р. об установлении административного надзора.
В обосновании иска указал, что осужденный Ардаширов И.Р. является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В ФКУ ИК-3 УФСИН России по ... отбывает уголовное наказание по приговору Кармаскалинского районного суда Республики Башкортостан от ... по части 1 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам 10 месяцам лишения свободы, по части 1 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам лишения свободы, по части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам 3 месяцам лишения свободы. Он же, осужден приговором от ... мировым судьей судебного участка N ... по ... Республики Башкортостан по части 1 статьи 139 Уголовного кодекса Российской Федерации к штрафу 5 000 рублей. Апелляционным постановлением Кармаскалинского районного суда Республики Башкортостан от ... приговор от ... изменен по части 1 статьи 139 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 месяцам исправительных работ с удержанием 5% из заработка в доход государства, (снят с учета в связи с применением амнистии) Осуждённый Ардаширов И.Р., ... рождения, подлежит освобождению из мест лишения свободы ... в связи с отбытием срока наказания. После освобождения он намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: ... , д.Сарт-Наурузово, ...
Просил суд установить в отношении Ардаширова И.Р. административный надзор сроком в 3 года, одновременно установив следующие ограничения: запрещение пребывания в местах распития алкогольных напитков, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещение пребывания вне места жительства в период с 22.00 часов до 07.00 часов, запрещения выезда за пределы места регистрации без разрешения отдела полиции, обязания являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 4 раза в месяц.
Решением Калининского районного суда ... Республики Башкортостан от ... постановлено:
административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по ... Б.Н.В. к Ардаширову И.Р. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Ардаширова И.Р., ... года рождения, административный надзор с возложением на него следующих административных ограничений:
обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 до 07.00 часов;
запрещение выезда за пределы населенного пункта по месту жительства или пребывания поднадзорного без согласия органа, осуществляющего административный надзор;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных общественных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Административный надзор в отношении Ардаширова И.Р., ... года рождения, установить сроком на три года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет Ардаширова И.Р., ... года рождения, в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В апелляционной жалобе Ардаширова И.Р. просит решение отменить, так как не принимал участия в суде первой инстанции. Кроме того, после отбытия наказания намерен проживать по адресу: ...
В судебное заседание лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 2 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
тяжкого или особо тяжкого преступления;
преступления при рецидиве преступлений;
умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (часть 3 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
На основании пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", решая вопрос об установлении административного надзора за лицом, указанным в части 1 статьи 3 Федерального закона N64-ФЗ, признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, необходимо учитывать, что пункт 1 части 3 статьи 3 Закона связывает возможность установления административного надзора только с фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания независимо от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим не имеет значения, считается ли лицо на время рассмотрения дела об административном надзоре имеющим дисциплинарное взыскание либо не имеющим его в соответствии с частью 8 статьи 117 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не входит в предмет доказывания по делам данной категории (пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре").
Как следует из статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Судом установлено, что в ФКУ ИК-3 УФСИН России по ... Ардаширов И.Р. отбывает уголовное наказание по приговору Кармаскалинского районного суда Республики Башкортостан от ... по части 1 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам 10 месяцам лишения свободы, по части 1 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам лишения свободы, по части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам 3 месяцам лишения свободы. Он же, осужден приговором от ... мировым судьей судебного участка N ... по ... Республики Башкортостан по части 1 статьи 139 Уголовного кодекса Российской Федерации к штрафу 5 000 рублей. Апелляционным постановлением Кармаскалинского районного суда Республики Башкортостан от ... приговор от ... изменен по части 1 статьи 139 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 месяцам исправительных работ с удержанием 5% из заработка в доход государства, (снят с учета в связи с применением амнистии)
Согласно представленной администрацией исправительного учреждения характеристике, осужденный Ардаширов И.Р. отбывает уголовное наказание в местах лишения свободы с ... Находясь в следственном изоляторе, неоднократно допускал нарушения режима содержания, за что были наложены дисциплинарные взыскания в виде выговоров, и водворений в карцер, характеризовался отрицательно. В ФКУ ИК-3 прибыл ... из СИЗО-3 ... Находясь в учреждении, был трудоустроен швеем на участке пошива спецодежды ЦТ АО ФКУ ИК-3, трудовой стаж составляет 03 месяца 25 дней. Исполнительных листов в учреждение не поступало. Свою вину в совершенном преступлении по приговору признал частично. За период своего нахождения в учреждении неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что были наложены дисциплинарные взыскания, в виде устных выговоров и водворения в ШИЗО. Требования установленного порядка отбывания наказания и правила внутреннего распорядка выполняет во избежание дисциплинарного взыскания. С ... был переведен в строгие условия отбывания наказания, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В культурно-массовых и спортивных мероприятиях, участия не принимает. Находясь в учреждении, проходит обучение в 10 классе Филиала N ... ВСОШ. Отношения в отряде поддерживает с отрицательно настроенной частью осужденных. Самооценка адекватная, эмоционально не устойчив. Интеллектуальный и культурный уровень развития соответствует имеющемуся образованию. Личную гигиену и правила санитарии соблюдает во избежание получения дисциплинарного взыскания. По характеру скрытен, хитер. В среде осужденных уживчив. Поддерживает устойчивые отношения с родственниками путем переписки.
Установив, что Ардаширов И.Р. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и осужден за совершение тяжкого преступления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу для установления административного надзора на срок 3 года.
С учетом характера совершенного преступления, суд первой инстанции правомерно установилАрдаширову И.Р. административные ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 до 07.00 часов; запрещения выезда за пределы населенного пункта по месту жительства или пребывания поднадзорного без согласия органа, осуществляющего административный надзор; запрещения посещения мест проведения массовых и иных общественных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Доводы жалобы о рассмотрении дела без его участия, не могут повлечь отмену решения, поскольку уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрено этапирование осужденных на судебные заседания по гражданским делам.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с установлением административного надзора, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда ... Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Ардаширова И.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.