Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисовой А.В.,
судей: Куловой Г.Р. и Мартыновой Н.Н.,
при секретаре Даминовой Р.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Лапиной Л.И. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2016 года по административному исковому заявлению Лапиной Л.И. к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В., пояснения административного истца Лапиной Л.И. и ее представителя Валеева С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Хасановой Г.Д. и представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - Хазиевой Э.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, проверив материалы административного дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лапина Л.И. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование исковых требований указано, что 01 октября 1996 года она была уволена с военной службы - войсковой части N N ... , расположенной в пос. Сосьва Свердловской области, в связи с организационно-штатными мероприятиями, избрала город Уфу постоянным местом жительства и была поставлена органом местного самоуправления на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ранее занимаемую ею квартиру в пос. адрес сдала полностью воинской части. Выслуга в Вооруженных Силах на 01 октября 1996 года составила 13 лет 07 месяцев 12 дней в календарном исчислении. Выданным ей при увольнении удостоверением было подтверждено право на льготы, установленные Законом РФ "О статусе военнослужащего" от 22 января 1993 года, в том числе на обеспечение жилой площадью после увольнения при условии предоставления ею указанного выше удостоверения и справки о том, что она находилась на военной службе не менее 10 календарных лет. Жилищными органами Уфимского района РБ она была принята на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем ей Военным комиссариатом Уфимского района г. Уфы выданы справки N N ... от 14 июня 2002 года и N N ... от 12 ноября 2003 года. Письмом N N ... от 04 октября 2012 года ответчик сообщил о невозможности восстановления ее в списках граждан, состоящих на учете на улучшение жилищных условий в муниципальном районе Уфимский район со ссылкой на отсутствие оснований для обеспечения ее жильем в порядке, установленном Постановлением Правительства РБ от 25 августа 2011 года N 300, поскольку она зарегистрирована в Свердловской области, на воинском учете в комиссариате Уфимского района не состояла, рапорта о способе обеспечения жильем и других документов, подтверждающих право на получение жилья не представила, то Администрация района не может восстановить ее в очереди.
Истец обратилась в суд с иском о признании за ней права на улучшение жилищных условий и о возложении на Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обязанности восстановить ее на учете граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий с октября 1996 года. Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 23 мая 2013 года в удовлетворении исковых требований было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 26 ноября 2013 года решение Уфимского районного суда РБ от 23 мая 2013 года отменено в части отказа в удовлетворении требований Лапиной Л.И. о признании права на улучшение жилищных условий, в отмененной части принято новое решение о признании за Лапиной Л.И. права на улучшение жилищных условий. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Поскольку в судебном порядке за ней было признано право на улучшение жилищных условий, она обратилась в администрацию муниципального района Уфимский район РБ с заявлением о постановке на учет в качестве военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Письмом N N ... от 12 ноября 2014 года административный ответчик сообщил ей о невозможности принять ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному району Уфимский район РБ, поскольку, по мнению административного ответчика принятие граждан на учет осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства гражданина, а Лапина Л.И. зарегистрирована в Свердловской области, кроме того, участниками подпрограммы "Жилище" являются военнослужащие, признанные в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях, и вставших на учет не позднее 01 января 2005 года.
Лапина Л.И., считая данный отказ незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, просила суд решение Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N N ... от 12 ноября 2014 года об отказе в принятии Лапиной Л.И. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях признать незаконным и обязать Администрацию муниципального района Уфимский район РБ устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод и принять ее на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Уфимского районного суда РБ от 30.11.2015 года исковые требования Лапиной Л.И. были удовлетворены, постановлено:признать решение Администрации муниципального района Уфимский район N N ... от 12 ноября 2014 года об отказе в принятии Лапиной Л. И. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным и обязать Администрацию муниципального района Уфимский район РБ устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод и принять Лапину Л. И. на учет граждан уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 09 июня 2014 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 03 марта 2016 года решение Уфимского районного суда РБ от 30 ноября 2015 года оставлено без изменения.
Определением Уфимского районного суда РБ, решение суда от 30 ноября 2015 года отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований Лапиной Л. И. к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилым помещениях отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Лапина Л.И. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, указывая, что вывод суда об обеспечении ее жильем в городе Среднеуральск является ошибочным, поскольку жилищный сертификат был предоставлен ей не как военнослужащей, а по иному основанию.
Представитель третьего лица Правительства РБ, не явившийся на заседание судебной коллегии, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в полном объеме, законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Жилище бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами предоставляется не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
К категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений, относятся военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы.
Правовым основанием для предоставления жилых помещений этим гражданам в период возникновения спорных правоотношений являлся Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", устанавливавший, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и при увольнении в запас или отставку имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади. При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах определяемых Правительством Российской Федерации (статьи 6 и 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих").
В связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" признан утратившими силу.
С 01 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в статье 15 которого устанавливалось, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьями 6 и 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действующей на момент вступления закона в силу), предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
После введения в действие в Федерального закона "О статусе военнослужащих" Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).
Данными Правилами установлен единый порядок постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно Правилам (пункты 12, 13, 16) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
В силу пункта 28 указанных Правил жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.
Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N N ... от 01 октября 1996 года пос. адрес N N ... с/ч " ... ", Лапина Л.И. исключена из списков воинской части и направлена для постановки на воинский учет в Уфимский РВК. Выслуга лет в Вооруженных силах по состоянию на 01 октября 1996 года: календарная - 13 лет 07 месяцев 12 дней.
01 октября 1996 года командиром войсковой части N ... полковником Х, К.А. выдано удостоверение N N ... установленного образца, согласно которому Лапина Л.И. с 01 октября 1996 года уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выданным удостоверением на основании статей 15,16,17,19,20,22 Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 года, пользуется правом льготной оплаты жилой площади, безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения и т.д. Из примечания к удостоверению следует, что обеспечение граждан, уволенных с военной службы, жилой площадью производится при условии предоставления ими настоящего удостоверения и справки о том, что они находились на военной службе не менее 10 календарных лет (пункт 6 статьи 15 Закона РФ).
Как следует из справки войсковой части N N ... п. Сосьва от 03 октября 1996 года N N ... Лапина Л.И. сдала занимаемую ею жилую площадь - однокомнатную квартиру общей площадью - 31,9 кв.м., находящуюся по адресу: адрес.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений. 12 ноября 2014 года за N N ... ответчиком истцу дан ответ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Из сообщения Заместителя начальника Федеральной службы исполнения наказаний Главного управления по Свердловской области от 06.10.2016 г. следует, что Лапина Л.И. в августе 2013 года получила государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, как гражданин, подлежащий переселению из закрытых военных городской, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (пп. б п.5 Правил).
Лапиной Л.И. 19 августа 2013 года был выдан Государственный жилищный сертификат о предоставлении социальный выплаты на приобретение жилого помещения серии УВ N N ... , по которому в соответствии с Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, за счет федерального бюджета предоставлена выплата в размере 1659105 руб. для приобретения жилого помещения на состав семьи 2 человека, общая площадь жилого помещения 42 кв.м.
18 декабря 2013 года по договору купли-продажи Л. А.В., Лапина Л.И. приобрели у К. Д.К. двухкомнатную квартиру N N ... находящуюся в адрес, общей площадью 44 кв.м.
23.12.2013 г. зарегистрировано право собственности Л. А.В., Лапиной Л.И. по 1/2 доли на квартиру адрес, общей площадью 44 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права N ... и N ...
31 декабря 2013 года по договору купли-продажи Л. А.В., Лапина Л.И. продали В. П.А., В. М.А., В. В.П., В. А.Ю., В. М.П., В. Е.А. двухкомнатную квартиру N N ... находящуюся в адрес, общей площадью 44 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право истца на улучшение жилищных условий, как гражданина, уволенного с военной службы было реализовано, так как она была обеспечена жилым помещением за счет средств федерального бюджета, повторное обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета не предусмотрено.
Кроме того, действия истца Лапиной Л.И. по отчуждению жилого помещения, находящегося в ее собственности, являются намеренными действиями Лапиной Л.И., которые привели к ухудшению ее жилищных условий с целью последующего повторного получения жилого помещения на территории Уфимского района Республики Башкортостан за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, по смыслу ст. 51 ЖК РФ, истец Лапина Л.И. не могла быть признана гражданином, нуждающимся в жилых помещениях на момент обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет, а также на момент принятия оспариваемого решения.
Тот факт, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 26 ноября 2013 года было признано за Лапиной Л.И. право на улучшение жилищных условий, не является основанием для отмены решения суда, так как жилое помещение в собственность было приобретено истцом и ее дочерью 18 декабря 2013 года, после принятия названного выше судебного акта.
Довод административного истца Лапиной Л.И. о том, что данный сертификат был предоставлен ей не как военнослужащей, а по иному основанию не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку истец после возникновения у нее права на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о статусе военнослужащих, была обеспечена жилым помещением за счет средств федерального бюджета, а потому отпали основания для предоставления ей жилого помещения по иным основаниям.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о незаконности решения суда, либо опровергающих выводы суда, основана на ошибочном толковании норм материального права и противоречат материалам дела.
Принятое по делу решение является законным и обоснованным, постановленопри правильной оценке представленных в дело доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих правоотношения сторон. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 10 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лапиной Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Идрисова
судьи: Г.Р. Кулова
Н.Н. Мартынова
справка: судья Моисеева Г.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.