ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2017 года город Уфа
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
с участием представителя Хаматдинова З.М. - Коровкина А.В.,
представителя Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан Ташбулатовой Г.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хаматдинова З.М. к ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Башкортостан, Управлению Росреестра по Республике Башкортостан, Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости,
установил:
Хаматдинов З.М. обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с указанным административным иском, указав в обоснование своих требований, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью 2 500 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "магазины товаров первой необходимости", расположенного по адресу: адрес. Постановлением Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан и установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... в размере 15419700 руб. по состоянию на 25.06.2015 года. Согласно выполненному ООО "Центр-Консалтинг" отчету об оценке от 29.11.2016 года N12262 рыночная стоимость спорного земельного участка на эту дату составляет 3173000 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка завышена, что нарушает его права, так как ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 25.06.2015 года равной рыночной стоимости.
В судебное заседание представители административных ответчиков - ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 09.03.2017 года представитель Коровкин А.В. административное исковое заявление поддержал. Против выводов эксперта, проведшего исследование участка по определению суда, не возражал, заключение его не оспорил, с выводами эксперта согласился. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной согласно заключению эксперта.
В судебном заседании 09.03.2017 года представитель Администрации ГО г.Уфа РБ Ташбулатова Г.Х. возражала против иска, указала, что установленная кадастровая стоимость достоверна и обоснованна, считает результат экспертизы явно заниженным. Просила вынести решение в соответствии с законом.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 13.01.2017 г. N00230 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером N ... поставлен на государственный кадастровый учет 06.04.2011 г. имеет вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" категории земель населенных пунктов и площадью 2500 кв.м. В 2014 году проведен очередной тур работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Результаты ГКОЗ определены по состоянию на 01.06.2014 г., утверждены постановлением Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2014 года N5860. 25.06.2015 года было внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования данного земельного участка на формулировку "магазины товаров первой необходимости, универсамы, торговые комплексы, универмаги, автостоянки для постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей". Кадастровая стоимость земельного участка была пересчитана согласно Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года N222 с применением актуализированного удельного показателя кадастровой стоимости 5-ой группы видов разрешенного использования. В результате кадастровая стоимость составила 44 573 306,82 руб., определена по состоянию на 25.06.2015 года, рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости (л.д.183-185 т.1).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости подлежащим удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу пункта 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц - в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с 24.19 приведенного закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В силу положений абзацев 3, 4, 5 статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. N 275-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 г. N 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Установлено, что Хаматдинов З.М. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от дата Nб/н, является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата, запись регистрации N ... (л.д.14 том 1).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке земельный участок с кадастровым номером N ... поставлен на государственный кадастровый учет 01.01.1999 года, имеет вид разрешенного использования "магазины товаров первой необходимости" категории земель населенных пунктов и площадь 2500 кв.м. (л.д.9-13 том 1).
Постановлением администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе "КонсультантПлюс".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... в соответствии с приведенным постановлением Администрации городского округа г.Уфа РБ определена по состоянию на 25.06.2015 г. в размере 15 419 700 руб., что также подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22.11.2016 года (л.д.8 том 1).
Хаматдинов З.М. просит установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления налога на землю, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, затрагивает права заявителя, как плательщика земельного налога.
Заявителем предоставлен отчет от 29.11.2016 года N12262 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Центр-Консалтинг", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 25.06.2015 г. составляет 3173000 рублей (л.д.17-105 том 1).
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке, подтверждены положительным экспертным заключением от 20.12.2016г. N8017 Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Деловой Союз Оценщиков" (л.д.106-128 том 1).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 17.01.2017 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено экспертам ООО "Информ-эксперт", на разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью 2500 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "магазины товаров первой необходимости", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, по состоянию на 25.06.2015 г.
Согласно заключению эксперта ООО "Информ-эксперт" от 10.02.2017 года N13/17 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 25.06.2015 года составляет 3654950 руб. (л.д.10-140 том 2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО "Информ-эксперт" от 10.02.2017 года N13/17, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта ООО "Информ-эксперт" от 10.02.2017 года N13/17 установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "Информ-эксперт" от 10.02.2017 года N13/17 и отчет от 29.11.2016 года N12262 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Центр-Консалтинг", представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО "Информ-эксперт" от 10.02.2017 года N13/17, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным доказательством размера кадастровой стоимости спорного земельного участка. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющимся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельного участка экспертом произведены корректировки "на вид права", "на торг", "на доступность объекта", "на районное местоположение", "на площадь", "на доступность коммуникаций" (л.д.84-92 том 2).
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "Информ-эксперт" от 10.02.2017 года N13/17.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как усматривается из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... установлена по состоянию на 25.06.2015 г., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22.11.2016 г. (л.д.8 том 1). На эту же дату экспертом определена рыночная стоимость земельного участка.
Исходя из ч. 5 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной Хаматдиновым З.М. рыночной стоимости земельного участка лежит на административных ответчиках.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено.
С учетом изложенного, права заявителя - собственника земельного участка, могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности Хаматдинова З.М., вытекающие из отношений по уплате налогов.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Хаматдинова З.М. к ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Башкортостан, Управлению Росреестра по Республике Башкортостан, Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 26.12.2016 года, удовлетворить.
Установить по состоянию на 25.06.2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью 2500 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "для ведения личного подсобного хозяйства", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес равной его рыночной стоимости, в размере 3654950 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.