Верховный суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 16 марта 2017 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
с участием представителя ООО ПКФ "Агрохимконтракт" Ахметова И.С.,
представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ Ташбулатовой Г.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО ПКФ "Агрохимконтракт" к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Агрохимконтракт" (далее - ООО ПКФ "Агрохимконтракт") обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан с указанным административным иском, указав в обоснование своих требований, что является собственником объектов недвижимости с кадастровым номером N ... - нежилое двухэтажное здание общей площадью 3549,9 кв.м., с кадастровым номером N ... - нежилое одноэтажное здание общей площадью 1514,9 кв.м., расположенных на земельных участках: с кадастровым номером N ... общей площадью 1637 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "объекты складского назначения II-III классов вредности", расположенного по адресу: РБ, адрес; с кадастровым номером N ... общей площадью 7006 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности: машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность и обработка древесины, производства легкой промышленности", расположенного по адресу: РБ, адрес; с кадастровым номером N ... общей площадью 1807 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под административно-лабораторные корпуса", расположенного по адресу: РБ, адрес. Постановлением Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан и установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере: по состоянию на 01.11.2016 года с кадастровым номером N ... - 3952176,36 руб., с кадастровым номером N ... - 16914445,68 руб., по состоянию на 01.06.2014 года с кадастровым номером N ... - 4576498,55 руб. Согласно выполненному ФИО6. отчету об оценке от 01.12.2016 г. N07/112016 рыночная стоимость спорных земельных участков на эти даты составляет соответственно 1380000 руб., 5900000 руб., 843000 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков завышена, что нарушает его права, так как ведет к необоснованному увеличению размера выкупной цены и арендной платы. Просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В судебное заседание представители административных ответчиков - ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 16.03.2017 года представитель ООО ПКФ "Агрохимконтракт" Ахметов И.С. административное исковое заявление поддержал. Против выводов эксперта, проведшего исследование участков по определению суда, не возражал, заключение его не оспорил, о назначении повторной экспертизы не ходатайствовал. Просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, в соответствии с заключением эксперта.
В судебном заседании 09.03.2017 года представитель Администрации ГО г.Уфа РБ Ташбулатова Г.Х. возражала против иска, указала, что установленная кадастровая стоимость достоверна и обоснованна, считает результат экспертизы явно заниженным. Просила принять решение в соответствии с законом.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 301.01.2017 г. N00169 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером N ... поставлен на государственный кадастровый учет 13.07.2005 года, имеет вид разрешенного использования "под административно-лабораторные корпуса", категории земель населенных пунктов и площадь 1807 кв.м. Земельные участки с кадастровыми номерами N ... поставлены на государственный кадастровый учет 01.11.2016 года, имеют вид разрешенного использования и площадь соответственно: "объекты складского назначения II-III классов вредности", 1637 кв.м. и "промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности: машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность и обработка древесины, производства легкой промышленности", 7006 кв.м. Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером N ... была определена в ходе работ по ГКОЗ, утверждена постановлением Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан N5860 от 30.12.2014г. и составила 4576498,55 руб., имеет дату определении 01.06.2014 г. Кадастровая стоимость участков с кадастровыми номерами 02 N ... рассчитана при постановке их на учет с применением утвержденного приведенным выше постановлением УПКС, рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости, имеет дату определения - 01.11.2016 года и составила по участку N ... в размере 3952176,36 руб., по участку N ... в размере 16914445,68 руб. (л.д.224-226 т.1).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости подлежащим удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу пункта 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В абзаце 8 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", разъяснено, что лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В силу положений ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках имеют исключительное право на их приобретение в собственность или в аренду, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Согласно 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (ч.3).
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с 24.19 приведенного закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В силу положений 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. N 275-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 г. N 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Действующее законодательство не содержит ограничений, препятствующих арендатору объекта недвижимости как лицу, имеющему самостоятельный правовой интерес, обратиться в установленном законом порядке в суд в целях установления кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости. При этом право на обжалование результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости арендаторами таких объектов не находится в прямой зависимости от того, применяется ли кадастровая стоимость арендуемого объекта для расчета арендных платежей в силу закона или в силу договора.
Установлено что, ООО ПКФ "Агрохимконтракт" является собственником объектов недвижимости: с кадастровым номером N ... - нежилое двухэтажное здание общей площадью 3549,9 кв.м., с кадастровым номером N ... - нежилое одноэтажное здание общей площадью 1514,9 кв.м., расположенных по адресу: адрес (л.д. 19, 20 т.1).
Согласно представленным кадастровым паспортам на указанные объекты недвижимости они расположены на земельных участках с кадастровыми номерами N ... (л.д. 311-314 т.1).
Земельные участки с кадастровыми номерами N ... образованы из земельного участка с кадастровым номером N ... , разделенного на основании решения Арбитражного суда РБ от дата (л.д. 15-18, 26-31 т.1).
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером N ... общей площадью 1807 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "под административно-лабораторные корпуса", расположенный по адресу: РБ, адрес поставлен на государственный кадастровый учет 13.07.2005 года (л.д.13-14 том 1).
Земельные участки с кадастровыми номерами N ... общей площадью 1637 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "объекты складского назначения II-III классов вредности" и N ... общей площадью 7006 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности: машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность и обработка древесины, производства легкой промышленности", расположенные по адресу: адрес, поставлены на государственный кадастровый учет 01.11.2016 года (л.д.15-18 том 1).
Административным истцом представлены копии обращений к собственникам земельных участков о предоставлении их в долгосрочную аренду с отметками о получении их адресатами (л.д. 32-36 т.1, л.д. 90 т.2), копия приказа Минземимущества Республики Башкортостан от 03.03.2017 г. о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами N ... в аренду и проекты договоров аренды в отношении них (л.д.91,92-99, 100-108 т.2).
Постановлением администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе "КонсультантПлюс".
Кадастровая стоимость земельных участков согласно названному постановлению определена по состоянию на 01.11.2016 года с кадастровым номером N ... в размере 3952176,36 руб., с кадастровым номером N ... в размере 16914445,68 руб., по состоянию на 01.06.2014 года с кадастровым номером N ... в размере 4576498,55 руб., что также подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 07.12.2016 года (л.д.10-12 том 1).
ООО ПКФ "Агрохимконтракт" просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления арендных платежей, выкупной цены исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, затрагивает права заявителя, как плательщика за пользование земельным участком, собственника расположенных на нем объектов недвижимости.
Административным истцом предоставлен отчет от 01.12.2016 г. N07/112016 об определении рыночной стоимости земельных участков, выполненный ИП ФИО2, согласно которому рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером N ... в размере 1380000руб., с кадастровым номером N ... в размере 5900000 руб., с кадастровым номером N ... в размере 843000 руб. (л.д.38-188 том 1).
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке, подтверждены положительным экспертным заключением от 05.12.2016г. N3877/2016-1 эксперта Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" (л.д.189-210 том 1).
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 27.12.2016 г. N1260 отклонено заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, поступившее в комиссию 09.12.2016 года (л.д.213-215 т.1).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 02.02.2017 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручено экспертам ООО "СоюзОценка", на разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельных участков: по состоянию на 01.11.2016 года: с кадастровым номером N ... общей площадью 1637 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "объекты складского назначения II-III классов вредности", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, адрес; с кадастровым номером N ... общей площадью 7006 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности: машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность и обработка древесины, производства легкой промышленности", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, адрес; по состоянию на 01.06.2014 года: с кадастровым номером N ... общей площадью 1807 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под административно-лабораторные корпуса", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, адрес.
Согласно заключению эксперта ООО "СоюзОценка" от 13.02.2017 года N17-108 рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером N ... в размере 1406000руб., с кадастровым номером N ... в размере 6018000 руб., с кадастровым номером N ... в размере 898000 руб. (л.д.5-56 том 2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО "СоюзОценка" от 13.02.2017 года N17-108, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта ООО ""СоюзОценка" от 13.02.2017 года N17-108 установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "СоюзОценка" от 13.02.2017 года N17-108 и отчет от 01.12.2016 г. N07/112016 об определении рыночной стоимости земельных участков, выполненный ИП ФИО2, представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО "СоюзОценка" от 13.02.2017 года N17-108, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельных участков экспертом произведены корректировки "на торг", "на качество прав", "на площадь" (л.д. 68-82 т.2).
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "СоюзОценка" от 13.02.2017 года N17-108.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как усматривается из материалов дела, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N ... установлена по состоянию на 01.11.2016 г., с кадастровым номером N ... по состоянию на 01.06.2014 г., что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 07.09.2015 г. (л.д.14, 15 том 1). На эти же даты экспертом определена рыночная стоимость земельных участков.
Исходя из ч. 5 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной ООО ПКФ "Агрохимконтракт" рыночной стоимости земельных участков лежит на административных ответчиках.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено.
С учетом изложенного, права заявителя - пользователя земельных участков, собственника расположенных на них объектов недвижимости могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности ООО ПКФ "Агрохимконтракт", вытекающие из отношений по уплате арендных платежей за землю.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
В силу положений ч.5 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса (установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость), лежит на административном истце.
В связи с изложенным расходы по оплате судебной экспертизы суд относит на административного истца.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст.
24.18 - 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Агрохимконтракт" к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 13.01.2017 года, после обращения 09 декабря 2016 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
по состоянию на 01.11.2016 года:
с кадастровым номером N ... общей площадью 1637 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "объекты складского назначения II-III классов вредности", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, адрес, равной его рыночной стоимости, в размере 1406000 руб.;
с кадастровым номером N ... общей площадью 7006 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности: машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность и обработка древесины, производства легкой промышленности", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, адрес, равной его рыночной стоимости, в размере 6018000 руб.;
по состоянию на 01.06.2014 года:
с кадастровым номером N ... общей площадью 1807 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под административно-лабораторные корпуса", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, адрес, равной его рыночной стоимости, в размере 898000 руб.
Взыскать с ООО ПКФ "Агрохимконтракт" в пользу ООО "СоюзОценка" расходы по проведению судебной экспертизы в размере 30000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.