Верховный суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 16 марта 2017 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
в судебном заседании по административному делу по административному иску ИП Шарифуллиной С.Р. к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной стоимости,
установил:
ИП Шарифуллина С.Р. обратилась в Верховный суд Республики Башкортостан с указанным административным исковым заявлением, указав в обоснование своих требований, что является арендатором расположенных по адресу: адрес, земельных участков: с кадастровым номером N ... общей площадью 13281 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка", с кадастровым номером N ... общей площадью 119 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка", с кадастровым номером N ... общей площадью 8461 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка", с кадастровым номером N ... общей площадью 2494 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка", с кадастровым номером N ... общей площадью 19 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка", с кадастровым номером N ... общей площадью 167 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка". Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 646 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городских округов городов Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан и установлена кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером N ... - в размере 93878209,41 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 841459,71 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 59828492,49 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 134149,12 руб. по состоянию на 14.05.2015, с кадастровым номером N ... - 1179100,16 руб. по состоянию на 15.05.2015, с кадастровым номером N ... - 12644629,88 руб. по состоянию на 02.06.2014. Согласно отчету ООО "Финансово-экспертный центр "Деловой визит" N132 рыночная стоимость земельных участков составила: с кадастровым номером N ... - 27 332 000 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 245 000 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 17 413 000 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 40 000 руб. по состоянию на 14.05.2015, с кадастровым номером N ... - 355 000 руб. по состоянию на 15.05.2015, с кадастровым номером N ... - 5 133 000 руб. по состоянию на 02.06.2014. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков завышена, что нарушает ее права, так как ведет к необоснованному увеличению размера арендной платы. Просит установить кадастровую стоимость земельных участков, равной рыночной стоимости.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованных лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 03.02.2017 г. N00874 сообщило, что земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет: с кадастровым номером N ... с видом разрешенного использования соответственно "для строительства крытого рынка" категории земель: земли населенных пунктов и площадью 13281 кв.м. - 22.07.2013г.; с кадастровым номером N ... с видом разрешенного использования соответственно "для строительства крытого рынка" категории земель: земли населенных пунктов и площадью 119 кв.м. - 12.09.2013г.; с кадастровым номером N ... с видом разрешенного использования соответственно "для строительства крытого рынка" категории земель: земли населенных пунктов и площадью 8461 кв.м. - 12.09.2013г. В 2014 году в Республике Башкортостан проведен очередной тур работ по актуализации ГКОЗ ГО города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и МР Туймазинский район Республики Башкортостан. Результаты ГКОЗ определены по состоянию на 01.06.2014 г., утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 г. N646. В результате выполненных работ кадастровая стоимость земельных участков составила: с кадастровым номером N ... - 93878209,41 руб., с кадастровым номером N ... - 841459,71 руб., с кадастровым номером N ... - 59828492,49 руб. Земельные участки: с кадастровым номером N ... с видом разрешенного использования соответственно "под объекты общего пользования" категории земель: земли населенных пунктов и площадью 167 кв.м. и с кадастровым номером N ... с видом разрешенного использования соответственно "под общественную застройку" категории земель: земли населенных пунктов и площадью 19 кв.м. поставлены на государственный кадастровый учет 18.06.2003 г. 15.05.2015 г. внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка N ... на формулировку "для строительства крытого рынка"; 14.05.2015 г. внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования земельного участка N ... на формулировку "для строительства крытого рынка". Земельный участок с кадастровым номером N ... поставлен на учет 02.06.2014 г., имеет вид разрешенного использования "для строительства крытого рынка" категории земель населенных пунктов и площадь 2494 кв.м. Данный земельный участок не был включен в Перечень объектов оценки подлежащих ГКОЗ, который сформирован по состоянию на 01.06.2014 г., кадастровая стоимость участка не была определена в ходе работ по ГКОЗ. Кадастровая стоимость участков была рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 10.08.2006 г. N 222 с применением актуализированного УПКС, и составила: по земельному участку N ... в размере 1179100,16 руб., имеет дату определения 15.05.2015 г.; по земельному участку N ... в размере 134149,12 руб., имеет дату определения 14.05.2015 г., по земельному участку с кадастровым номером N ... в размере 12644629,88 руб., имеет дату определения - 02.06.2014 г. (л.д.363-373 т.1).
В представленном письменном отзыве на административный иск КУС Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Октябрьскому указал, что постановление Правительства РБ, в соответствии с которым установлена кадастровая стоимость земельных участков не отменено, является действующим, заявленная рыночная стоимость участков несоразмерна установившимся ценам в городском округе, просил в иске отказать (л.д.162-165 т.2).
В представленном в предварительное судебное заседание письменном возражении на административный иск Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, указав, что заявленные требования на основании представленных суду документов (отчет оценщика и экспертное заключение на него) не могут быть удовлетворены, просило в удовлетворении иска отказать (л.д.322-327 т.1).
Исследовав представленные доказательства, суд находит требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, подлежащим удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В абзаце 8 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", разъяснено, что лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу пункта 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц - в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В силу положений ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. N 275-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 г. N 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Действующее законодательство не содержит ограничений, препятствующих арендатору объекта недвижимости как лицу, имеющему самостоятельный правовой интерес, обратиться в установленном законом порядке в суд в целях установления кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости. При этом право на обжалование результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости арендаторами таких объектов не находится в прямой зависимости от того, применяется ли кадастровая стоимость арендуемого объекта для расчета арендных платежей в силу закона или в силу договора.
Установлено, что МО ГО г.Октябрьский РБ в лице Администрации ГО г.Октябрьский РБ и ИП Шарифуллиной С.Р. и ООО "Селена - Групп" в лице директора Шарифуллиной С.Р. дата заключен договор аренды NРБ-57-84-2015 сроком действия по дата земельных участков с кадастровыми номерами N ... общей площадью 13281 кв.м., N ... общей площадью 119 кв.м., N ... общей площадью 8461 кв.м., N ... общей площадью 2494 кв.м., N ... общей площадью 19 кв.м., N ... общей площадью 167 (л.д.32-42 том 1).
Согласно п. 3.1 приведенного договора арендная плата исчисляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка и на процентную ставку арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка с учетом вида разрешенного использования земель.
Исчисление арендной платы исходя из кадастровой стоимости арендуемых земельных участков подтверждается представленными расчетами, являющимися неотъемлемой частью договора (л.д. 271-276 том 1).
Данные обстоятельства административными ответчиками, заинтересованными лицами не оспорены.
Доказательства иного расчета размера арендной платы, отсутствия учета при этом кадастровой стоимости административными ответчиками, заинтересованными лицами суду не представлены.
Материалами дела подтверждается, что расположенные по адресу: адрес земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет: с кадастровым номером N ... общей площадью 13281 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка" - 22.07.2013 г. (л.д. 13-14 т.1); с кадастровым номером N ... общей площадью 119 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка" - 12.09.2013 г. (л.д. 15-19 т.1); с кадастровым номером N ... общей площадью 8461 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка" - 12.09.2013 г. (л.д. 20-25 т.1); с кадастровым номером N ... общей площадью 2492 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка" - 02.06.2014 г. (л.д. 26-27 т.1); с кадастровым номером N ... общей площадью 19 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка" - 18.06.2003 г. (л.д. 28-29 т.1); с кадастровым номером N ... общей площадью 167 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка" - 18.06.2003 г. (л.д. 30-31 т.1).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N646 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе "КонсультантПлюс".
Кадастровая стоимость земельных участков установлена в размере: с кадастровым номером N ... - 93878209,41 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 841459,71 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 59828492,49 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 134149,12 руб. по состоянию на 14.05.2015, с кадастровым номером N ... - 1179100,16 руб. по состоянию на 15.05.2015, с кадастровым номером N ... - 12644629,88 руб. по состоянию на 02.06.2014., что также подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости от 13.12.2016, 14.12.2016 года (л.д.7-12 т.1).
ИП Шарифуллина С.Р. просит установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления арендной платы, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельных участков, затрагивает права заявителя, как плательщика арендной платы.
Заявителем предоставлен отчет N132 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Финансово-экспертный центр "Деловой визит" N132, согласно которому рыночная стоимость земельных участков составила: с кадастровым номером N ... - 27 332 000 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 245 000 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 17 413 000 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 40 000 руб. по состоянию на 14.05.2015, с кадастровым номером N ... - 355 000 руб. по состоянию на 15.05.2015, с кадастровым номером N ... - 5 133 000 руб. по состоянию на 02.06.2014 (л.д.44-232 т.1).
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке, подтверждены положительным экспертным заключением от 11.01.2017 года N008/2017/Уфа эксперта Общероссийской общественной организации "Российской общество оценщиков" (л.д.246-269 т.1).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 07.02.2017 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручено экспертам ООО "РегионЗемОценка", на разрешение эксперта постановлен вопрос об определении рыночной стоимости расположенных адресу: адрес земельных участков: по состоянию на 01 июня 2014 года: с кадастровым номером N ... общей площадью 13281 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка"; с кадастровым номером N ... общей площадью 119 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка"; с кадастровым номером N ... общей площадью 8461 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка"; по состоянию на 14 мая 2015 года; с кадастровым номером N ... общей площадью 19 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка"; по состоянию на 02 июня 2014 года с кадастровым номером N ... общей площадью 2494 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка"; по состоянию на 15 мая 2015 года с кадастровым номером N ... общей площадью 167 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка".
Согласно заключению эксперта ООО "РегионЗемОценка" от 28.02.2017 г. N12/02/17-ЗЭ рыночная стоимость земельных участков составила: с кадастровым номером N ... - 25871000 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 338000 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 20603000 руб. по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... - 75000 руб. по состоянию на 14.05.2015, с кадастровым номером N ... - 658000 руб. по состоянию на 15.05.2015, с кадастровым номером N ... - 6362000 руб. по состоянию на 02.06.2014 (л.д.4-152 т.2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО "РегионЗемОценка" от 28.02.2017 г. N12/02/17-ЗЭ, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании 16.03.2017 года не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта ООО "РегионЗемОценка" от 28.02.2017 г. N12/02/17-ЗЭ установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "РегионЗемОценка" от 28.02.2017 г. N12/02/17-ЗЭ и отчет N132 об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненный ООО "Финансово-экспертный центр "Деловой визит", представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО "РегионЗемОценка" от 28.02.2017 г. N12/02/17-ЗЭ, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельного участка экспертом произведены корректировки "на право на объект", "на условия продажи", "на площадь", "на местоположение" (л.д.84-95 т.2).
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельных участков необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "РегионЗемОценка" от 28.02.2017 г. N12/02/17-ЗЭ.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как усматривается из материалов дела, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N ... установлена по состоянию на 01.06.2014, с кадастровым номером N ... по состоянию на 14.05.2015, с кадастровым номером N ... по состоянию на 15.05.2015, с кадастровым номером N ... по состоянию на 02.06.2014года, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.12.2016, 14.12.2016 года (л.д.7-12 т.1). На эти же даты экспертом определена рыночная стоимость земельных участков.
Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной ИП Шарифуллиной С.Р. рыночной стоимости земельных участков лежит на административных ответчиках.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, права заявителя - арендатора земельного участка, могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности ИП Шарифуллиной С.Р., вытекающие из отношений по уплате арендных платежей.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18- 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ИП Шарифуллиной С.Р. к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 29.12.2016 года, удовлетворить.
Установить по состоянию на 01.06.2014 года кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
N ... общей площадью 13281 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка", адрес местоположения: адрес, равной его рыночной стоимости в размере 25 871 000 руб.;
N ... общей площадью 119 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка", адрес местоположения: адрес, равной его рыночной стоимости в размере 338 000 руб.;
N ... общей площадью 8461 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка", адрес местоположения: адрес, равной его рыночной стоимости в размере 20 603 000 руб.;
по состоянию на 14.05.2015 земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью 19 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка", адрес местоположения: адрес, равной его рыночной стоимости в размере 75 000 руб.,
по состоянию на 15.05.2015 земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью 167 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка", адрес местоположения: адрес, равной его рыночной стоимости в размере 658 000 руб.,
по состоянию на 02.06.2014 земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью 2494 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства крытого рынка", адрес местоположения: адрес, равной его рыночной стоимости в размере 6 362 000 руб.
Взыскать с ИП Шарифуллиной С.Р. в пользу ООО "РегионЗемОценка" расходы по проведению судебной экспертизы в размере 40000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.