Верховный суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 14 февраля 2017 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.,
при секретаре Шакировой Г.Р.,
с участием представителя ОАО УМУ "Промвентиляция" Даминова С.Ф.,
представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ Ташбулатовой Г.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО УМУ "Промвентиляция" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество Уфимское монтажное управление "Промвентиляция" (далее ОАО УМУ "Промвентиляция") обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, указав в обоснование своих требований, что является собственником объектов недвижимости - склада, ангара площадью 1103,2 кв.м, цеха площадью 1103,2 кв.м, нежилых помещений площадью 440,2 кв.м, мастерской площадью 103,8 кв.м, гаража площадью 155,7 кв.м, гаража, склада площадью 1283,3 кв.м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы, общей площадью 29901 кв. м., расположенного по адресу: адрес. Постановлением Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан и установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , в размере 89434190,01 рублей по состоянию на 01 июня 2014 года. Согласно выполненному ООО "Топограф" отчету об оценке от 29.02.2016 N ОН24/02-48-2016 рыночная стоимость спорного земельного участка на эту дату составляет 10718312,46 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка завышена, что нарушает его права, так как ведет к необоснованному увеличению размера арендных платежей. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.06.2014 г.
В судебное заседание представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 14 февраля 2017 года представитель ОАО УМУ "Промвентиляция" Даминов С.Ф. административное исковое заявление поддержал в полном объеме. Против выводов эксперта, проведшего исследование участка по определению суда, не возражал, заключение его не оспорил. Указал, что с выводами эксперта согласен. Пояснил, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной необходимо для уменьшения размера платы за землю. Просил удовлетворить иск с учетом проведенной экспертизы.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 19.12.2016 г. N 11266 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером N ... , поставлен на государственный кадастровый учет 17.11.2003 г. с видом разрешенного использования "под производственную базу" категории земель: земли населенных пунктов и площадью 29901 кв.м. В 2014 г. в Республике Башкортостан проведен очередной тур работ по актуализации ГКОЗ городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Исполнителем оценочных работ земельный участок оценен по 9-ой группе ВРИ. В результате выполненных работ кадастровая стоимость земельного участка составила 89434490,01 руб. Результаты ГКОЗ определены по состоянию на 01.06.2014 г, утверждены постановлением Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2014г. N5860. На основании решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ от 17.05.2016 г. N 1070рз в ГКН 23.05.2016 г. внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования на формулировку "Деловое управление, склады, производственная деятельность". Кадастровая стоимость участка пересчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 10.08.2006 г. N 222, с применением УПКС 7-ой группы ВРИ и составила 418827792,15 руб. (л.д.238-240 т.1).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости подлежащим удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В абзаце 8 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", разъяснено, что лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с положениями ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках имеют исключительное право на их приобретение в собственность или в аренду, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу пункта 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (ч.3).
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. N 275-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 0307.2014 г. N 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Действующее законодательство не содержит ограничений, препятствующих арендатору объекта недвижимости как лицу, имеющему самостоятельный правовой интерес, обратиться в установленном законом порядке в суд в целях установления кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости. При этом право на обжалование результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости арендаторами таких объектов не находится в прямой зависимости от того, применяется ли кадастровая стоимость арендуемого объекта для расчета арендных платежей в силу закона или в силу договора.
Установлено, что Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ОАО УМУ "Промвентиляция" 24.08.2010 г. заключено соглашение N ... о присоединении к договору аренды от 03.03.2009 г. N ... сроком по дата предметом договора является земельный участок с кадастровым номером N ... , общей площадью 29901 кв.м., для эксплуатации производственной базы, расположенный по адресу: адрес, станция Загородная (л.д. 208-210 т.1).
Соглашением от 18.06.2015 г. указанное выше соглашение расторгнуто (л.д. 211 т.1).
Из письма от 10.06.2016 г. N 5755 начальника Управления земельных и имущественных отношений ГО г. Уфа РБ следует, что на рассмотрении в Управлении находится обращение ОАО УМУ "Промвентиляция" о выкупе спорного земельного участка (л.д. 212 т.1).
Кроме того, представитель ОАО УМУ "Промвентиляция" пояснил, что административным истцом производится оплата за фактическое пользование спорным участком, которая также исчисляется из кадастровой стоимости.
Исчисление платы за землю исходя из кадастровой стоимости используемого земельного участка подтвердила в судебном заседании представитель Администрации городского округа г. Уфа РБ, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ Ташбулатова Г.Х.
Установлено также, что ОАО УМУ "Промвентиляция" является собственником объектов недвижимости - склада, ангара площадью 1103,2 кв.м, цеха площадью 1103,2 кв.м, нежилых помещений площадью 440,2 кв.м, мастерской площадью 103,8 кв.м, гаража площадью 155,7 кв.м, гаража, склада площадью 1283,3 кв.м, расположенных по адресу: адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права ( л.д. 13-19 т.1).
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером N ... , общей площадью 29901 кв.м., с разрешенным использованием: под производственную базу, расположенный по адресу: адрес, поставлен на государственный кадастровый учет 17.11.2003 г. (л.д. 162-163, 238-240 т. 1).
Постановлением Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе "КонсультантПлюс".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... согласно названному постановлению определена по состоянию на 01 июня 2014 года в размере 89434190,01 руб., что также подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.03.2016 года (л.д. 11 т.1).
ОАО УМУ "Промвентиляция" просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления платы за землю и ее выкупной цены, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, затрагивает права заявителя, как пользователя земельного участка и собственника, расположенных на нем объектов недвижимости.
Заявителем предоставлен отчет от 29.02.2016 N ОН24/02-48-2016 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Топограф", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 01 июня 2014 г. составляет 10718312,46 рублей (л.д.47-175 т.1).
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке, подтверждены положительным экспертным заключением от 17.12.2015 г. N 2500 эксперта Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Свободный оценочный департамент" (л.д.176-193 т.1).
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 24 мая 2016 г. N279 отклонено заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, поступившее в комиссию 06 мая 2016 г. (л.д.195-195 т.1).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 21.12.2016 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено экспертам ООО "Бюро права и оценки", на разрешение эксперта постановлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N ... категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственную базу, общей площадью 29901 кв. м., расположенного по адресу: адрес, по состоянию на 01.06.2014 года.
Согласно заключению эксперта ООО "Бюро права и оценки" от 20.01.2016 года N 123-16ЭЗ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... составляет 10758 рублей (л.д.3-75 т.2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО "Бюро права и оценки" от 20.01.2016 года N 123-16ЭЗ, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании 14 февраля 2017 года не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта ООО "Бюро права и оценки" от 20.01.2016 года N 123-16ЭЗ установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "Бюро права и оценки" от 20.01.2016 года N 123-16ЭЗ и отчет 29.02.2016 N ОН24/02-48-2016 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Топограф", представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО "Бюро права и оценки" от 20.01.2016 года N 123-16ЭЗ поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости участка экспертом произведены корректировки "на вид права", "на торг", "на площадь" (л.д. 45-48 т.2).
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "Бюро права и оценки" от 20.01.2016 года N 123-16ЭЗ.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как усматривается из материалов дела кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... установлена по состоянию на 01 июня 2014 года, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.03.2016 года (л.д. 11 т.1). На эту же дату экспертом определена рыночная стоимость земельного участка.
Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной ОАО УМУ "Промвентиляция" рыночной стоимости земельных участков лежит на административных ответчиках.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих
подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, права заявителя - пользователя земельного участка и собственника расположенного на нем объекта недвижимости, могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности ОАО УМУ "Промвентиляция", вытекающие из отношений по уплате платежей за землю, выкупу земельного участка.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Открытое акционерное общество ОАО УМУ "Промвентиляция" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 07.12.2016 года после обращения 06 мая 2016 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 июня 2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью 29901 кв. м., категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "под производственную базу", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес адрес, равной его рыночной стоимости, в размере 10758000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.