Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой Ю.Ю.,
судей
Подгорной Е.П.,
Сухаревой С.И.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 марта 2017 года гражданское дело N 2-4001/2016 по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и апелляционной жалобе Дорохина В. В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2016 года по иску Дорохина В. В. к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю., объяснения представителя Дорохина В.В. - Дорохиной Т.Н., поддержавшей доводы жалобы об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, представителя ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Бойцовой О.Н., поддержавшей доводы жалобы об отмене решения суда в удовлетворенной части требований, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Дорохин В.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании денежной компенсации за двенадцать месяцев найма жилого помещения по месту прохождения службы по договору от 15 июля 2014 года в размере " ... " рублей, денежной компенсации за тринадцать месяцев найма жилого помещения по договору от 16 июля 2015 года в размере " ... " рублей, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, является бойцом оперативного взвода 1 О/Б ОМОН ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с 2009 года по июль 2014 года как сотрудник, не имеющий жилого помещения по месту службы, получал компенсацию за наем жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1228, 15 июля 2014 года истец заключил договор найма жилого помещения, распложенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", жилое помещение было предоставлено истцу в пользование на срок с 15 июля 2014 года по 15 июля 2015 года, сумма ежемесячной платы определена в размере " ... " рублей. 16 июля 2015 года вышеуказанный договор найма был перезаключен на новый срок с 16 июля 2015 года по 16 июля 2018 года, сумма ежемесячной платы за пользование жилым помещением составила " ... " рублей. Жилое помещение предоставлялось в пользование истцу и его семье, состоящей из его жены - Дорохиной Т.Н., дочери Дорохиной А.В. и сына Дорохина В.В. В марте 2015 года истцом были собраны и представлены ответственным в ОМОН за прием документов лицам, необходимые для получения компенсации за наем жилого помещения, документы, однако истцу было указано, что прием документов временно приостановлен, письменный отказ в приеме документов не оформлен. В соответствии с протоколом от 10 сентября 2015 года комиссией принято решение об отказе в предоставлении служебного жилого помещения. 02 октября 2015 года истцом на имя командира ОМОН ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковника полиции В.А. Голубева был направлен рапорт для решения вопроса о предоставлении ежемесячной выплаты сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежной компенсации за наем жилого помещения, аналогичный рапорт подан 27 ноября 2015 года, а также с заявлением аналогичного содержания 01 декабря 2015 года к начальнику тыла обратилась жена истца. В досудебном порядке денежная компенсация за наем жилья выплачена не была.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2016 года исковые требования Дорохина В.В. удовлетворены в части со взысканием с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области денежной компенсации за период с июля 2015 года по июль 2016 года в размере " ... " рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Дорохин В.В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании компенсации по договору от 15 июля 2014 года в размере " ... " рублей, считая его незаконным, постановленным при нарушении норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований истца, считая его незаконным, постановленным при нарушении норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дорохин В.В. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации в должности бойца оперативного взвода 1 оперативного батальона ОМОН ГУ МВД России с 24 октября 2010 года по настоящее время.
Согласно представленной в дело выписке из протокола N 93\9311 от 09 апреля 2014 года заседания Комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам, 17 октября 2009 года между Дорохиным В.В. и Федоровой (Дорохиной) Т.Н. заключен брак, Дорохина Т.Н. зарегистрирована (постоянно) совместно с отцом Федоровым Н.В., матерью Федоровой Н.В. в 2-х комнатной квартире по адресу: "адрес", где ей принадлежит 1/5 доли в общей долевой собственности, что также подтверждается выпиской из ЕГРП.
Дорохин В.В., несовершеннолетние Дорохина А.В. и Дорохин В.В. не имеют прав на объекты недвижимого имущества.
На основании решения комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от 09 апреля 2014 года, Дорохин В.В. в составе семьи из 3-х человек (он, жена -Дорохина Т.Н., дочь Дорохина А.В.) приняты на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения.
С рапортом о предоставлении по договору безвозмездного пользования жилого помещения для временного проживания до 20 июля 2015 года Дорохин В.В. не обращался.
20 июля 2015 года Дорохиным В.В. подан рапорт о предоставлении жилого помещения специализированного фонда на состав семьи из 4-х человек по месту прохождения службы.
Согласно решению Комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от 10 сентября 2015 года на дату вынесения решения жилые помещения находящиеся в оперативном управлении ГУ МВД России для предоставления Дорохину В.В. по договору безвозмездного пользования на период трудовых отношений, отсутствуют.
15 октября 2015 года Дорохин В.В. обратился на имя начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с рапортом о рассмотрении вопроса о выплате ежемесячной денежной компенсации в размере " ... " рублей за наем жилого помещения, распложенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", занимаемого совместно с членами семьи: женой Дорохиной Т.Н. и детьми Дорохиной А.В., Дорохиным В.В.
На рапорте имеется ходатайство командира ОМОН ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 17 декабря 2015 года.
Истцом представлена суду копия договора найма жилого помещения от 15 июля 2015 года, заключенного между ним и Абрамовым В.К., по условиям которого последний предоставляет истцу жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", за плату для проживания.
Согласно п. 3.2 договора определено, что за пользование квартирой наниматель уплачивает наймодателю " ... " рублей в месяц, договор заключен на срок с 16 июля 2015 года по 16 июля 2018 года.
Также истцом представлены расписки Абрамова В.К., подтверждающие оплату истцом жилого помещения в установленном договором найма размере за период с июля 2015 года по июль 2016 года на общую сумму " ... " рублей.
Разрешая исковые требования Дорохова В.В., суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что принадлежащее ему право на обеспечение служебным жильем истец до 20 июля 2015 года реализовал по своему усмотрению не обратившись с рапортом о предоставлении ему жилого помещения из специализированного фонда на безвозмездной основе, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для оплаты расходов по найму жилого помещения за период с 15 июля 2014 года по 15 июля 2015 года. В части компенсации расходов по договору от 16 июля 2015 года, суд учел отсутствие у ответчика жилых помещений специализированного фонда для из предоставления истцу, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных требований компенсации понесенных расходов и произвел расчет выплаты с 16 июля 2015 года по июль 2016 года (дату обращения с иском в суд).
С доводом жалобы ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о необходимости исчисления периода компенсации с 10 сентября 2015 года, когда было принято решение жилищной комиссии об отказе истцу в предоставлении жилого помещения по месту работы в связи с отсутствием таких помещений, судебная коллегия согласиться не может, поскольку Правила выплаты денежной компенсации в п.9 определяют начало периода расчета выплаты датой заключения договора найма.
Кроме того, указанная позиция подтверждена в письме МВД России от 24 марта 2016 года, направленном в адрес Дорохиной Т.Н., с разъяснением о начислении компенсации за наем жилого помещения со дня найма жилого помещения и указанием на отсутствие правовых оснований для назначения выплаты со дня отказа жилищно-бытовой комиссии в предоставлении сотруднику жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы Дорохина В.В. о неправомерности отказа во взыскании компенсации за период с 15 июля 2014 года по 15 июля 2015 года подлежат отклонению ввиду следующего.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник: 1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.
Сотрудник, которому предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключает с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на получение выплаты в размере денежной компенсации за наем жилого помещения предоставляется сотруднику, не имеющему в пользовании жилого помещения, только в случае, если сотрудника невозможно обеспечить по месту службы служебным жилым помещением.
Согласно п. 2 Правил выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1228, денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, если ему не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, формируемого Министерством внутренних дел Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Пунктом 2 вышеуказанного Постановления Правительства установлен размер ежемесячной платы за жилое помещение, предусмотренной договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более " ... " рублей в Санкт-Петербурге. Указанный размер денежной компенсации повышается на 50 процентов, в том числе при проживании совместно с сотрудником 3 и более членов семьи.
Указанный порядок и размеры денежной компенсации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1228 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел".
В соответствии с пунктами 4, 6, 7 Правил выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации для получения денежной компенсации сотрудник подает рапорт на имя руководителя органа, подразделения, организации или учреждения, в котором он проходит службу (далее - орган), к которому прилагаются копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии законодательством Российской Федерации; копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; справки территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о наличии (отсутствии) у сотрудника и членов его семьи в собственности жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу. Рапорт и документы в месячный срок рассматриваются жилищной (жилищно-бытовой) комиссией, создаваемой приказом руководителя органа. На основании решения жилищной (жилищно-бытовой) комиссии издается приказ руководителя органа о выплате денежной компенсации, в котором указываются срок выплаты и размер денежной компенсации.
Таким образом, выплата указанной компенсации носит заявительный характер и предполагает предоставление сотрудником соответствующих документов.
Пунктом 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Истцом в материалы дела доказательств обращения за предоставлением жилого помещения в специализированном жилищном фонде в период с июля 2014 года по июль 2015 года не имеется, как не имеется и доказательств обращения с рапортом о начислении компенсации за наем жилого помещения за указанный период.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, в направленных в его адрес и в адрес Дорохиной Т.Н. письмах ответчик не подтверждал получения рапорта об оплате за период с 15 июля 2014 года.
Так, в письме МВД РФ от 19 октября 2015 года указано, что по информации ГУ МВД по СПб и ЛО Дорохин В.В. в 2014 году с рапортом о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда или о выплате компенсации за наем не обращался.
В письме ГУ МВД по СПб и ЛО от 19 февраля 2016 года указано, что Дорохиным В.В. для проведения правовой экспертизы неоднократно предоставлялись документы, отправляемые на доработку, в том числе договоры с разными сроками действия, которые вызывали сомнения.
Таким образом, принадлежащее ему право на обеспечение служебным жильем истец реализовал по своему усмотрению и оснований для удовлетворения требований об оплате расходов по найму жилого помещения по договору от 15 июля 2014 года у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционных жалоб не содержат оснований для отмены и изменения решения суда первой инстанции, все обстоятельства, изложенные в жалобах, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется. Других доказательств, которые могли бы повлиять на законность принятого решения, суду не представлено, нарушений норм материального права, влекущих отмену и изменение решения, по делу не установлено.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, доводы жалобы не опровергают выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.