Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Кудасовой Т.А., Ничковой С.С.
при секретаре
Лонгортовой М.Е.
рассмотрела в судебном заседании от 16 марта 2017 года гражданское дело N 2-5412/2016 по апелляционной жалобе Булавенко А. Ю. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2016 года по иску Булавенко А. Ю. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" о признании незаконным решения об отказе в выдаче санаторно-курортной путевки.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения Булавенко А.Ю., представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" - Михайлова А.Ю., судебная коллегия городского суда
УСТАНОВИЛА:
Булавенко А.Ю. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о признании незаконным решения об отказе в выдаче санаторно-курортной путевки.
В обоснование своих требований истец указал, что 29.06.2016 он обращался к начальнику Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" с заявлением о предоставлении ему и его жене санаторно-курортной путевки с августа 2016, приложив к заявлению необходимые документы, однако 17.07.2016 истцом получен отказ о предоставлении путевки его жене, как сопровождающему лицу. Полагая отказ неправомерным истец обратился с настоящим исковым заявлением в суд.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Булавенко А.Ю. просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда соответствует нормам действующего законодательства и не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Булавенко А.Ю. является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации с 27.05.1997, выслуга лет в календарном исчислении составляет 15 лет, в льготном исчислении - 16 лет, а также является инвалидом второй группы, заболевание получено при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д. 6).
Право военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы на бесплатное получение медицинской помощи, а также санаторно-курортное лечение и порядок предоставления медицинской помощи и санаторно-курортного лечения закреплены в п. 2 - 4 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.
На основании абз. 3 п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 5 ст. 11 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации ... " граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона (т.е. в связи с привлечением к уголовной ответственности), имеют право на медицинское обслуживание, установленное сотрудникам частью 1 настоящей статьи, а совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на медицинское обслуживание, установленное членам семей сотрудников частью 3 настоящей статьи. Порядок медицинского обслуживания указанных граждан в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 той же статьи гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющий стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, и совместно проживающие с ним члены его семьи имеют право на приобретение один раз в год путевок на лечение в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 11 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодетальные акты Российской Федерации" за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, сохраняется право на бесплатное медицинское обеспечение, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии, а также на лечение в санаторно-курортных организациях указанного федерального органа за плату в размере 25 процентов стоимости путевки, определяемой руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии.
Санаторно-курортное обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации регламентируется Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 марта 2011 года N 333.
В данном Приказе указан перечень лиц, имеющих право на предоставление бесплатных санаторно-курортных путевок. Помимо иных лиц, такое право имеют офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения; прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
С учетом положений приведенных правовых норм, а также с учетом того, что у Булавенко А.Ю. выслуга лет в календарном исчислении составляет 15 лет, в льготном исчислении - 16 лет, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что у истца отсутствует необходимая выслуга лет, а именно, 20 лет и более в органах внутренних дел, дающий льготное право на приобретение членам семьи истца путевки на лечение в санаторно-курортной организации в порядке, установленном абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", вместе с тем, истец имеет право на получение путевки в санаторно-курортную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права, поскольку в соответствии со ст. 6.2. ФЗ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" истец имеет право на получение путевки на сопровождающегося лица, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе ветераны боевых действий.
Согласно статье 6.2 этого же Федерального закона, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном страховании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.3 Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Согласно пункту 2 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно пункту 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 328 обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Согласно пункту 3.6. Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 г., регистрационный N 6189).
На основании пункта 3.8 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Согласно пункту 3.9. Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
По смыслу названных норм к компетенции Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" не отнесено принятие решений по вопросам предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в связи с чем не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.
Таким образом, выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований являются правомерными, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении заявления в суде первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было, следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Булавенко А. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.