Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Стаховой Т.М.,
Белоногого А.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-6788/2016 по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива N 315 на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 02 ноября 2016 года по административному иску жилищно-строительного кооператива N 315 к Государственной жилищной инспекции Правительства Санкт-Петербурга об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя административного истца Шевцова В.И. (по доверенности), председателя Правления ЖСК N 315 Елизаровой Т.В., представителей административного ответчика Курец Л.В., Авдеевой О.М. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
жилищно-строительный кооператив N 315 (далее - ЖСК N 315) обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петебурга с административным иском к Государственной жилищной инспекции Правительства Санкт-Петербурга об оспаривании пунктов 1, 7 предписания от 22 июля 2016 года N ... -р, которым на истца возложена обязанность устранить нарушения жилищного законодательства.
В обоснование поданного в суд административного иска представитель ЖСК N 315 ссылался на то обстоятельство, что представление в указанной части является незаконным, поскольку нарушает права истца на включение в Устав кооператива положений, не противоречащих действующему законодательству и устанавливающих требования к членам кооператива, а также необоснованно возлагает на истца обязанность внести в Устав изменения.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 02 ноября 2016 года в удовлетворении административного иска ЖСК N 315 отказано.
В апелляционной жалобе представитель ЖСК N 315 просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и неправильное применение судом норм материального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей административного истца, возражения представителей ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в части.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Государственной жилищной инспекцией Правительства Санкт-Петербурга 22 июля 2016 года проведена внеплановая документарная проверка соответствия Устава ЖСК N 315 требованиям законодательства, составлен акт проверки.
По результатам проверки 22 июля 2016 года Государственной жилищной инспекцией в адрес ЖСК N 315 внесено предписание N ... -р об устранении в срок до 30 января 2017 года выявленных нарушений жилищного законодательства.
Как следует из содержания пункта 1 предписания, пункт 5.1. Устава ЖСК N 315, по мнению должностных лиц, проводивших проверку, в части указания, что членами кооператива могут быть только те физические лица (граждане), которые являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома, противоречит положениям части 1 статьи 111 ЖК Российской Федерации, согласно которой членом жилищного кооператива может быть любой гражданин, достигший возраста шестнадцати лет или юридическое лицо в случае, установленном законодательством Российской Федерации, либо юридическое лицо, являющееся собственником помещения в многоквартирном доме, в случае, если жилищный кооператив осуществляет управление общим имуществом в этом многоквартирном доме.
Пунктом 7 оспариваемого предписания установлено, что пункт 14.1 Устава ЖСК N 315, предусматривающий, что реорганизация кооператива (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) проводится по решению общего собрания членов кооператива в порядке, который установлен гражданским законодательством, противоречит части 3 статьи 123.2 ГК Российской Федерации, в соответствии с которой жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости (л.д.7-10).
Отказывая в удовлетворении административного иска ЖСК N 315, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания предписания Государственной жилищной инспекции незаконным, указав, что в соответствии с действующим законодательством реализация гражданами права быть членами кооператива не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия у них права собственности на жилые помещения в многоквартирном доме, а включение в Устав ЖСК N 315 положений о реорганизации кооператива путём слияния, присоединения, разделения, выделения противоречит статье 123.2 ГК Российской Федерации, которой предусмотрена единственная форма преобразования жилищно-строительного кооператива в товарищество собственников недвижимости. Судом в постановленном по делу решении указано на обязанность ЖСК N 315 привести положения Устава в соответствие с положениями главы 4 ГК Российской Федерации в редакции, действующей с 01 сентября 2014 года.
Приведённые в решении суда первой инстанции выводы следует признать правильными в отношении пункта 7 оспариваемого предписания, однако, нельзя согласиться с доводами суда по вопросу законности пункта 1 предписания Государственной жилищной инспекции.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 14.02.2014 N 4-р утверждён Административный регламент Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
Согласно пункту 1.5.1 названного Регламента должностные лица Государственной жилищной инспекции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении регионального государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, Государственная жилищная инспекции Санкт-Петербурга является органом, осуществляющим государственный надзор, имеет полномочия на выдачу предписаний, содержащих требования по устранению нарушений в том числе норм жилищного законодательства, соблюдение которых обязательно для таких юридических лиц в силу закона.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска ЖСК N 315, указал, что пункт 5.1 Устава, предусматривающий возможность принятия в члены кооператива только граждан, которые являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома, противоречит части 1 статьи 111 ЖК Российской Федерации.
Данный вывод суда нельзя признать правильным.
Частью 1 статьи 113 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
В силу части 2 статьи 113 ЖК Российской Федерации устав жилищного кооператива может содержать другие, не противоречащие названному Кодексу и другим федеральным законам положения.
Устав ЖСК N 315 в новой редакции принят 08 апреля 2010 года на общем собрании членов ЖСК.
Согласно части 1 статьи 111 ЖК Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 349-ФЗ, действие которой распространяется на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу указанного Закона, членом жилищного кооператива может быть гражданин, достигший возраста шестнадцати лет; юридическое лицо в случае, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридическое лицо, являющееся собственником помещения в многоквартирном доме, в случае, если жилищный кооператив осуществляет управление общим имуществом в этом многоквартирном доме.
В ранее действовавшей редакции статьи 111 ЖК Российской Федерации было указано на возможность вступления в члены кооператива гражданина, достигшего возраста 16 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 112 ЖК Российской Федерации, количество членов жилищного кооператива не может быть менее, чем пять, но не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме.
Положения статьи 111 ЖК Российской Федерации, как в ранее действовавшей редакции, так и в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 349-ФЗ, устанавливают возрастное ограничение для граждан, желающих быть принятыми в члены ЖСК, и, действительно, не содержат оговорки о праве собственности таких лиц на помещения многоквартирного дома, как условия принятия в члены ЖСК.
Однако, данное обстоятельство не может служить основанием для утверждения о противоречии пункта 5.1 Устава ЖСК N 315 приведённой выше норме права, поскольку правило части 1 статьи 112 ЖК Российской Федерации прямо ставит количество членов ЖСК в зависимость от количества помещений многоквартирного дома.
Следовательно, пункт 1 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга содержит не соответствующее закону суждение о не соответствии пункта 5.1 Устава ЖСК N 315 жилищному законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 123.2 ГК Российской Федерации, жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.
Указанная норма введена в ГК Российской Федерации Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, вступившим в силу 01 сентября 2014 года, и предусматривающим, что учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы указанных юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Пунктом 14.1 Устава ЖСК N 315, в редакции, утверждённой общим собранием членов кооператива 08 апреля 2010 года, установлено, что реорганизация кооператива (слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование) проводится по решению общего собрания членов кооператива в порядке, который установлен гражданским законодательством Российской Федерации (л.д. " ... ").
Несмотря на то обстоятельство, что на момент принятия новой редакции Устава, в ГК Российской Федерации отсутствовали положения, устанавливающие особенности реорганизации жилищного кооператива, общее собрание членов кооператива, должно было руководствоваться статьёй 122 ЖК Российской Федерации, предусматривающей, что жилищный кооператив по решению общего собрания его членов (конференции) мог быть преобразован только в товарищество собственников жилья.
Поскольку пункт 14.1 Устава, противоречил требованиям жилищного законодательства, действовавшим на момент его принятия, а также не соответствует положениям ГК Российской Федерации в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ, пункт 7 предписания Государственной жилищной инспекции следует признать обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 02 ноября 2016 года по делу N 2а-6788/2016, в части отказа в удовлетворении требований жилищно-строительного кооператива N 315 об оспаривании пункта 1 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 22 июля 2016 года N ... -р отменить.
Признать пункт 1 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 22 июля 2016 года N ... -р незаконным.
В остальной части решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 02 ноября 2016 года по делу N ... а-6788/2016 оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.