Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании 14 марта 2017 года административное дело N 2а-13535/2016 по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Приморскому краю на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Приморскому краю к Сорокину В. А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя административного ответчика Сорокина В.А. - адвоката Ерёмичевой Л.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Приморскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N9 по Приморскому краю) обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным административным иском, в котором просила взыскать с Сорокина В.А. задолженность по транспортному налогу за 2012 год в размере 728 рублей, за 2013 год - 728 рублей, за 2014 год -728 рублей пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу в размере 1829 рублей 41 копейка.
В обоснование требований указала, что Сорокину В.А. в налоговые периоды 2012, 2013, 2014 года принадлежало на праве собственности транспортное средство - автомобиль марки " ... ", являющееся объектом налогообложения. За 2012, 2013, 2014 года Сорокину В.А. налоговым органом был исчислен транспортный налог в отношении вышеуказанного объекта налогообложения, направлялись налоговые уведомления и требования, которые административным ответчиком оставлены без удовлетворения. До настоящего времени задолженность на налогу и пени административным ответчиком не погашена, в связи с чем, административный истец обратился в суд.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года исковые требования удовлетворены частично. С Сорокина В.А. в пользу Межрайонной ИФНС России N9 по Приморскому краю взыскана задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 728 рублей, пени в размере 201 рубль 06 копеек, а всего 929 рублей 06 копеек. В удовлетворении остальной части административного иска отказано. Также взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований и принять новое решение о взыскании с Сорокина В.А. транспортного налога за 2012, 2013 год и пени.
В суде апелляционной инстанции на основании ч.4 ст.54 КАС Российской Федерации интересы административного ответчика Сорокина В.А. представлял адвокат - Ерёмичева Л.Н., поскольку отсутствуют сведения о месте жительства данного лица.
Учитывая, что административный истец о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, представитель административного истца в судебное заседание не явился, руководствуясь положениям ст.ст.150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
Отказывая во взыскании транспортного налога за 2012, 2013 года, суд первой инстанции указал на пропуск срока обращения в суд с административным иском, то есть по истечении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога и пени и на отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей ( абз.2 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч.6 ст.289 КАС Российской Федерации).
Согласно налоговому требованию N692437 от 08.02.2014 сумма взыскиваемого транспортного налога за 2012 год составила 728 рублей, пени, начисленные за недоимку за неуплату налога в размере 218,74 рублей. Из налогового требования N747291 от 16.12.2014 усматривается, что сумма транспортного налога за 2013 год - 728 рублей, пени - 315,74 рублей. По налоговому требованию N813320 от 09.11.2015 сумма транспортного налога за 2014 года - 728 рублей, пени - 201,06 рублей, из требования N1093470 от 10.06.2013 усматривается, что размер пени составляет 141,83 рублей, по требованию N692437 от 08.02.2014 пени - 218,74 рублей, таким образом, общая сумма задолженности за три налоговых периода, с учётом начисленных пеней, составила - 3267,75 рублей, то есть превышает 3000 рублей. В связи с чем при исчислении срока обращения в суд подлежат применению правила, установленные п.2 ст.48 Налогового Кодека Российской Федерации.
Согласно последнему требованию N813320 от 09.11.2015 о взыскании транспортного налога за 2014 год срок уплаты задолженности по налогу и пени установлен до 25.01.2016, административный истец обратился в суд с административным иском 21.04.2016, о есть в пределах установленного срока обращения в суд, следовательно срок обращения в суд с административным иском соблюдён.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о пропуске срока обращения в суд с административным иском в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2012, 2013 года является неверным, в связи с чем решение суда в части отказа в удовлетворении требований административного иска о взыскании с Сорокина В.А. транспортного налога за 2012, 2013 года и пени, начисленных на недоимки за данные налоговые периоды.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Объектом налогообложения в силу п.1 ст.358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.Согласно п.6 ст.58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В ходе рассмотрения дела, суд первой инстанции установил, что в налоговые периоды 2012, 2013, 2014 годов административному ответчику принадлежало на праве собственности транспортное средство, автомобиль марки " ... ".
Межрайонной ИФНС России N9 по Приморскому краю сформированы налоговые уведомления N809041 от 01.03.2013 об уплате транспортного налога за 2012 года в размере 728 рублей, N1302584 от 15.04.2014 об уплате транспортного налога за 2013 года в размере 728 рублей, N1006060 от 04.04.2015 об уплате транспортного налога за 2014 года в размере 728 рублей
В соответствии со ст.ст. 68, 70 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику направлены требования N692437 от 08.02.2014, в котором установлен срок уплаты задолженности на налогам и пени до 03.04.2014; N747291 от 16.12.2014 - срок уплаты до 16.02.2015; N813320 от 09.11.2015 - срок уплаты до 25.01.2016.
Как усматривается из материалов дела, налоговые уведомления и требования об уплате налогов направлены в установленный срок, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания налогов за 2012-2014 года налоговым органом соблюдена.
Следовательно, с Сорокина В.А. подлежит взысканию транспортный налог в отношении объекта налогообложения - автомобиля марки " ... " за 2012 год - 728 рублей (91(налоговая база)*8(налоговая ставка)*12/12(налоговый период)); за 2013 год - 728 рублей (91(налоговая база)*8(налоговая ставка)*12/12(налоговый период)); за 2014 год - 728 рублей (91(налоговая база)*8(налоговая ставка)*12/12(налоговый период)).
Представленный административным истцом расчёт взыскиваемого транспортного налога за 2012-2014 года является арифметически верным, обоснованным по праву.
Согласно ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.
В силу ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4).
Материалами дела подтверждается обоснованность начисления пени на недоимку по транспортному налогу за 2012-2014 года.
Соответственно взысканию подлежат пени, начисленные на задолженность по транспортному налогу за 2012 год в размере 146 рублей 75 копеек за период с 06.11.2013 по 08.11.2015 (728*1/300*8,25%*733 (количество дней просрочки)); начисленные на задолженность по транспортному налогу за 2013 год в размере 73 рубля за период с 06.11.2014 по 08.11.2015 (728*1/300*8,25%*368(количество дней просрочки)); начисленные на задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 7 рублей 61 копейка за период с 02.10.2015 по 08.11.2015 (728*1/300*8,25%*38 (количество дней просрочки)).
Поскольку срок начисления пени на недоимку по транспортному налогу за 2012, 2013, 2014 года подлежат исчислению с 06.11.2013, 06.11.2014, 02.10.2015 соответственно, пени, начисленные за периоды с 06.12.2011 по 05.11.2013 явно относятся к иным, имеющимся у административного ответчика недоимкам по налогам за предыдущие налоговые периоды. В то же время, доказательств, с достоверностью подтверждающих взыскание задолженности по налоговым платежам за иные налоговые периоды в установленные законом сроки административным истцом не представлено, требования в данной части не доказаны.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для удовлетворения требований налогового органа о взыскании пени по транспортному налогу в полном объёме.
Частью 1 статьи 114 Кодекса административного Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Следовательно, с Сорокина В.А, подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 400 рублей (подпункт 1 пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с отменой решения суда в части, судебная коллегия полагает необходимым изложить резолютивную часть решения суда в иной редакции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда от 21 июня 2016 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании транспортного налога за 2012, 2013 года, пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2012, 2013 года.
Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции.
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Приморскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с Сорокина В. А., "дата" рождения, уроженца "адрес", последний известный адрес места жительства: "адрес" (регистрация по месту жительства до 31 июля 2014 года), недоимку по транспортному налогу за 2012, 2013, 2014 года в сумме 2184 рублей, пени, начисленные на недоимку за неуплату транспортного налога за 2012 год за период с 06 ноября 2013 года по 08 ноября 2015 года - 146 рублей 75 копеек, пени, начисленные на недоимку за неуплату транспортного налога за 2013 год за период с 06 ноября 2014 года по 08 ноября 2015 года - 73 рубля, пени, начисленные на недоимку за неуплату транспортного налога за 2014 год за период с 02 октября 2015 года по 08 ноября 2015 года - 7 рублей 61 копейку.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Сорокина В. А. государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 400 рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.