Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Васильевой А.С., рассмотрев 16 февраля 2017 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 октября 2015 года в отношении
САВЕЛОВА О. Г., "дата" года рождения, уроженца "адрес", проживающего по адресу: "адрес", занимающего должность заместителя Главы Администрации Приморского района Санкт-Петербурга;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Санкт-Петербургского УФАС России " ... " В.А. от 25 мая 2015 года Савелов О.Г. как должностное лицо признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Вина Савелова О.Г. установлена в невыполнении установленных п.13 ст.161 ЖК РФ требований о проведении конкурса, что привело к нарушению Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и не предпринял зависящих от него мер по их соблюдению, не обеспечил соблюдение при исполнении своих должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций, а именно:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступили заявления граждан: (вх. N 537 от 11.03.2014, вх. N 4593 от 12.03.2014, вх. N 4546 от 11.03.2014) на действия (бездействие) Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация), выразившиеся в не проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул.Туристская, д.30,
корп. 2, лит.А (далее - МКД).
Исходя из сведений, предоставленных заявителями, разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Туристская, д.30, корп.2, лит.А, выдано Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга 31.12.2013 года.
По сообщению заявителей, конкурс по выбору управляющей
организации для управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул.Туристская, д.30, корп. 2, лит.А Администрацией Приморского района не проводился. Информация о проведении указанного конкурса отсутствует.
Для управления многоквартирным домом между ЗАО "Фирма "Петротрест" (застройщик) и ООО "ДЭЗиС-ПЕТРОТРЕСТ" (управляющая организация) заключен соответствующий договор. По сообщению заявителей, в настоящее время указанные компании навязывают заключение договора на управление МКД с ООО "ДЭЗиС-ПЕТРОТРЕСТ" в нарушение действующего законодательства.
Сведения Реестра выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, размещенного на официальном сайте Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в сети Интернет по адресу: http:www. " ... " подтверждают следующее (выписка из реестра).
NN
п/п
Строительный/милицейский адрес объекта
Номер
разрешения
Застройщик
Наименование
объекта
102
"адрес", Туристская ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с "адрес") / милицейский адрес: Санкт-Петербург, Туристская ул., "адрес", корпус 2, литера А
78-6515в-
ЗАО "Фирма "Петротрест"
Жилой дом со встроенными помещениями и встроенно- пристроенной автостоянкой
2013
от
31.12.2013
Согласно документам, представленным Администрацией в материалы дела N К03-38/14, копия разрешения N 78-6515в-2013 на ввод объекта в эксплуатацию поступила в Администрацию Приморского района 29.01.2014 письмом Управления координации строительства Комитета по строительству от 27.01.2014 N 7/2-УКС.
Администрация сообщила, что в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 N 4 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Санкт-Петербурге" (далее - постановление N 4) ею были предприняты действия в целях подготовки и проведения конкурса, а именно направлены запросы, предусмотренные п.3 Положения, утвержденного -Постановлением N 4.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила, что указанные запросы направлены 25.02.2014, т.е. спустя один месяц после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что свидетельствует о нарушении срока проведения конкурса, установленного п.13 ст.161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
На момент заседания комиссии Санкт-Петербургского УФАС России -16.05.2014 года, извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" отсутствует, конкурс не объявлен.
Решением Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу К03-38/14, принятым 16 мая 2016 года, установлен факт нарушения антимонопольного законодательства. Полный текст решения по делу К03-38/14 изготовлен 30 мая 2014 года.
Решением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 октября 2015 г. вышеуказанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, в отношении Савелова О.Г. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России " ... " В.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене решения, указав, что при его вынесении были нарушены нормы процессуального права, поскольку рассмотрение жалобы происходило более 2 месяцев, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы решение оглашено не было, копия решения должностному лицу не направлялась. Кроме того, обжалуемое решение принято с нарушением норм материального права и содержит выводы, не соответствующие нормам КоАП РФ и Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Так, факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу К03-38/14, которое вступило в законную силу 30 мая 2014 года и в установленном законом порядке не обжаловалось. Данным решением установлено неисполнение Администрацией возложенной ч.4, ч.13 ст. 161 ЖК РФ обязанности по соблюдению конкурентного доступа управляющих организаций к управлению многоквартирными домами-новостройками, выявлено безосновательное не проведение открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - МКД) по адресу: Санкт-Петербург, ул.Туристская, д.30, корп.2, лит.А, что препятствует доступу управляющих компаний к управлению указанным МКД и может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге. Также установлено, что такие действия (бездействие) создали преимущественные условия деятельности на товарном рынке ООО "ДЭЗиС-ПЕТРОТРЕСТ", которое получив право управления МКД на основании ч.14 ст. 161 ЖК РФ, вследствие бездействия Администрации выраженных в непроведении в установленные ЖК РФ сроки конкурса (затягивания процедуры проведения конкурса), продолжает управлять МКД вне конкуренции. Таким образом, действия Администрации привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции среди управляющих организаций ввиду не проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул.Туристская, д.30, корп.2, лит.А (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.12.2013). На момент принятия решения по делу NК03-38/14 собственники помещений в МКД решение о выборе способа управления и управляющей организации не приняли. Должностным лицом, которое несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга задач, в том числе по обеспечению проведения конкурсов по отбору управляющих компаний для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным на территории Приморского района Санкт-Петербурга, является заместитель Главы Администрации Приморского района Санкт-Петербурга Савелов О.Г. Факт размещения 28.05.2015 извещения о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления МКД (после принятия решения по делу NК03-38/14) свидетельствует об исполнении предписания, а не об отсутствии события административного правонарушения, установленного в деле NК03-38/14 и в деле Ш03-135/15. Не обжаловав в установленном порядке решение по делу NК03-38/14 и исполнив предписание, Администрацией признан факт нарушения антимонопольного законодательства, установленный решением по делу N КОЗ-38/14. Изложенные в решении выводы относительно полномочий собственников по выбору способа управления и управляющей организации, а также решения собственников оформленного протоколом от 08.07.2014, свидетельствуют о неисследованности обстоятельств дела.
Заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России " ... " В.А. в ходе рассмотрения жалобы изложенные в ней доводы поддержал, дополнив, что по ч.1 ст.15 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрена ответственность за любые действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Савелов О.Г. осуществил бездействие, что привело к недопущению, ограничению конкуренции. Действия по объявлению конкурса должны быть совершены в течение 20 дней после выдачи разрешения на ввод эксплуатацию жилого дома 31.12.2013 года. При этом, информацию о вводе в эксплуатацию жилого дома Администрация должна отслеживать на сайте Росстройнадзора, а документы для проведения конкурса имеются в Администрации и в разрешении на ввод жилого дома в эксплуатацию.
Савелов О.Г. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно пояснениям защитника Лебеденко С.А. о месте и времени рассмотрения дела уведомлен.
В ходе рассмотрения жалобы защитник Савелова О.Г. Лебеденко С.А. настаивала на своих доводах, указав, что решение является правильным. Также защитник пояснила, что ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрены конкретные нарушения, указанное в пунктах данной нормы. Администрация получила сведения о вводе в эксплуатацию жилого дома лишь 29 января 2014 года и с этого момента необходимо отсчитывать 20 дней для объявления конкурса. 05.02.2014 года были направлены запросы по истребованию документов, необходимых для проведения конкурса, а именно технической документации застройщика. По мере их получения был объявлен конкурс.
Исследовав материалы дела, считаю решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Однако указанные требования закона в ходе рассмотрения жалобы Савелова О.Г. на постановление должностного лица выполнены не были.
Так, решением судьи установлено, что в постановлении о назначении административного наказания не отражено, действия какого пункта ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" были совершены при нарушении указанной нормы закона. Кроме того, проведение Администрацией конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом при наличии не оспоренного в судебном порядке протокола от 08.07.2014 года общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме, нарушило бы права собственников помещения и этом доме.
Вместе с тем, указанные выводы не соответствуют материалам дела об административном правонарушении, не обоснованы нормами закона и не могут быть признаны законными и обоснованными.
Так, ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" вводит прямой запрет указанным в ней органам (организациям) принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. При этом законодатель устанавливает перечень действий, являющихся нарушением такого запрета. Данный перечень не является исчерпывающим. Антимонопольный орган вправе квалифицировать нарушение антимонопольного законодательства и в иных действиях, не поименованных в указанном перечне.
В силу п.1 ч.1 ст.165 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
В соответствии с ч.13 ст.161 Жилищного кодекса РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс.
В соответствии с пунктом 3 Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (утв. Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75) установлено, что конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается (п. 39 того же Порядка).
Организатором конкурса применительно к настоящему делу являются органы государственной власти Санкт-Петербурга (п. 2 упомянутого Порядка).
Согласно материалам дела разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Туристская, д.30, корп.2, лит.А, выдано Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга 31.12.2013 года.
С данного момента у органа государственной власти Санкт-Петербурга возникла обязанность по размещению извещения о проведении открытого конкурса, которая должна была быть исполнена до 19 января 2014 года.
Однако оценка вышеуказанным обстоятельствам судом не дана, в связи чем вывод решения судьи об отсутствии в действиях Савелова О.Г. состава административного правонарушения является необоснованным, решение подлежит отмене, а жалоба юридического лица - направлению в Приморский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 октября 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст14.9 КоАП РФ, в отношении Савелова О. Г. отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Е.А. Широкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.