Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Скакуна А.И.,
при секретаре Яковлевой Н.А.,
с участием истца Бишаевой А.В., представителя ответчика Цой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда от 11 января 2017 года по делу по иску Бишаевой А.В. об оспаривании решения Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (в дальнейшем - Управление Росреестра по РС(Я), которым
постановлено:
В удовлетворении иска Бишаевой А.В. об оспаривании решения Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 15 сентября 2016 года отказать.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., пояснения сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бишаева А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по РС (Я), в котором просит признать незаконным отказ от 15 сентября 2016г. в регистрации права собственности на квартиру N ... ,д. N ... , корп. N ... по ул. ... и обязать зарегистрировать право собственности.
Требования мотивированы тем, что она является собственником незавершенного строительством объекта в виде вышеуказанной квартиры, на основании договора купли-продажи от 16 января 2009 года, заключенного между ней и ООО " ********". 27 декабря 2007 года ОА г. Якутска было выдано разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, однако регистрирующий орган, в нарушение норм действующего законодательства отказал в регистрации права собственности.
Вышеуказанным решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Бишаевой А.В. ставится вопрос об отмене решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из дела видно, что Бишаева А.В. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру N ... расположенного по адресу: ... в объекте, не завершенного строительством,
На государственную регистрацию был представлен договор купли-продажи незавершенного строительством объекта в виде вышеуказанной квартиры от 16 января 2009 года, заключенный между Бишаевой А.В. и ООО " ********".
Сообщением Управления Росреестра по РС(Я) от 15.09.2016 г. отказано в государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Основанием для оспариваемого решения применительно к абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" послужило то, что Бишаева А.В. является собственником незавершенного строительством объекта недвижимости - нежилого помещения, между тем разрешение на ввод этого объекта в эксплуатацию ОА г. Якутска не выдавалось.
Разрешая дело, суд согласился с решением Управления Росреестра по РС (Я), основанным на результатах проведенной этим государственным органом правовой экспертизы и достоверных фактических обстоятельствах.
С указанным выводом судебная коллегия согласна.
В силу абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав; если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу п. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее также - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В соответствии со ст. 4 п. 1 Закона Российской Федерации от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в усмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 213 ГК Российской Федерации в собственности граждан юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам.
Согласно ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье.
При таком положении выводы суда о правомерности отказа государственной регистрации согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В настоящее время объект как жилое помещение - квартира не учтен, является незавершенным строительством объектом, поскольку на него отсутствует разрешение о вводе в эксплуатацию. В данном случае имеется несоответствие между заявленными правами и имеющимися в наличии.
Судом установлено, что истица является владельцем объекта незавершенного строительства на мансардном этаже дома N ... по ул. ... , на который разрешение о вводе в эксплуатации не выдавалось. Таким образом, достоверных доказательств того, что объект завершен строительством, отвечает всем признакам жилого помещения, возведенного в соответствии с предъявляемыми требованиями и готового к эксплуатации в соответствии с его назначением, не имеется.
Как пояснила истец в суде апелляционной инстанции, акта о вводе в эксплуатацию объекта у нее не имеется, за получением данного акта в Окружную администрацию г. Якутска она не обращалась.
Доводы жалобы о том, что другой собственник недвижимости в этом доме зарегистрировал право собственности на квартиру, отмену решения суда повлечь не могут.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являлись бы основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда от 11 января 2017 года по делу по иску Бишаевой А.В. об оспаривании решения Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Оконешникова М.М.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.