Заместитель председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., рассмотрев жалобу представителя привлекаемого лица Игнатьева В.Ю. на постановление старшего государственного инспектора Управления ГИБДД МВД РС(Я) П. от 17 августа 2016 года, решение Якутского городского суда РС(Я) от 29 сентября 2016 года, решение судьи Верховного суда РС(Я) от 03 ноября 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения "Управлении автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства",
УСТАНОВИЛ
Постановлением старшего государственного инспектора Управления ГИБДД МВД по РС(Я) П. N ... от 17.08.2016 ФКУ "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Унрдор "Колыма") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Якутского городского суда РС(Я) от 29 сентября 2016 года, а также решением судьи Верховного суда РС(Я) от 03 ноября 2016 года, указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением административного органа и судебными актами, представитель ФКУ Упрдор "Колыма" Игнатьев В.Ю. обратилась в Верховный Суд РС(Я) с жалобой об отмене постановления должностного лица, судебных актов и вынесении нового решения о прекращении производства по делу, указывая на то, что ФКУ Упрдор "Колыма" является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, акты выявленных недостатков об эксплуатационном состоянии автомобильной дороги составлены в отсутствии представителя ФКУ Упрдор "Колыма" и представителей подрядных организаций, инспектором не соблюдены требования закона при получении доказательств. Также ссылается на то, что ФКУ Упрдор "Колыма" осуществлял надлежащий контроль за подрядными организациями в сфере дорожной деятельности, что свидетельствует об отсутствии с его стороны незаконного бездействия.
Изучение доводов жалобы заявителя и материалов приложенных к ней, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как следует из материалов дела, 08.08.2016 государственным инспектором отдела дорожного надзора Управления ГИБДД МВД по РС(Л) па участках автомобильной дороги общего пользования Р-504 "Колыма" федерального значения были выявлены деформации и разрушения дорожной одежды, гребенки, несвоевременное устранение участков с пучинистыми и слабыми грунтами, несвоевременная очистка барьерного ограждения и светоотражающих элементов на них, неправильное применение дорожных знаков, отсутствие дорожных знаков, неправильная установка барьерных ограждений, отсутствие и не восстановление изношенной горизонтальной дорожной разметки. По данным фактам были составлены акты выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) железнодорожного переезда.
По указанным фактам 11.08.2016 административным органом в отношении ФКУ Упрдор "Колыма" составлен протокол N ... о нарушении п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных и иных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, приложения N 2 приказа Министерства Транспорта РФ от 08.06.2012 N 163 "Об утверждении порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения", п.п. 5.1.8, 5.6.24, 5.9.6, 8.1.18 ГОСТ Р52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", н. 4.2.2 ГОСТ Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Постановлением N ... от 17.08.2016 ФКУ Упрдор "Колыма" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением наказания с учетом наличия смягчающих обстоятельств в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В настоящей жалобе заявитель утверждает, что ФКУ Упрдор "Колыма" не является субъектом вмененного административного правонарушения.
В обоснование данного довода заявителем указано, что в силу закона ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог возлагается на лиц, осуществляющих содержание дорог, то есть подрядные организации. Указывает, что ФКУ Упрдор "Колыма" заключило восемь государственных контрактов на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения с несколькими подрядными организациями.
Данный довод состоятельным признать нельзя ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Пунктом 1.2 Устава ФКУ "Упрдор "Колыма" предусмотрено, что учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Одной из целей деятельности учреждения является обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности (п. 3.1.2 Устава ФКУ "Упрдор "Колыма").
В связи с изложенным, ФКУ "Упрдор "Колыма" обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения.
Таким образом, должностное лицо и судебные инстанции обоснованно исходили из того, что установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия ФКУ "Упрдор "Колыма" всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ свидетельствует о том, что указанное Учреждение, будучи лицом, ответственным за состояние автодороги "Р -504, является субъектом вмененного ему административного правонарушения и подлежит административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заключение государственного контракта с подрядной организацией не освобождало Учреждение от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
Действия ФКУ "Упрдор "Колыма" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии вины ФКУ "Упрдор "Колыма" в инкриминируемом правонарушении, о том, что акты выявленных недостатков об эксплуатационном состоянии автомобильной дороги составлены в отсутствии представителя ФКУ Упрдор "Колыма" и представителей подрядных организаций, были предметом рассмотрения суда второй инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, которая подробно изложена в решении суда. С указанными выводами судьи Верховного суда РС(Я) следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям КоАП РФ.
Административное наказание назначено ФКУ "Упрдор "Колыма" в пределах санкции статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ФКУ "Упрдор "Колыма" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении жалобы представителя ФКУ "Упрдор "Колыма" Игнатьева В.Ю. - отказать.
Постановление старшего государственного инспектора Управления ГИБДД МВД РС(Я) П. от 17 августа 2016 года, решение Якутского городского суда РС(Я) от 29 сентября 2016 года, решение судьи Верховного суда РС(Я) от 03 ноября 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения "Управлении автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства", - оставить без изменения.
Заместитель
председателя Верховного суда
Республики Саха (Якутия) А.Н. Седалищев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.