Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Кричкер Е. В.,
судей Захарчука О. В.,
Машкиной Н.Ф.,
при секретаре Зеленцовой Н. З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 05 апреля 2017 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца Общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр "Планета" на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 20 января 2017 года, которым
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр "Планета" о признании постановления Администрации города Ижевска от 02 февраля 2005 года N 42 в части утверждения норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентам в систему канализации города Ижевска не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и не действующим в указанной части со дня вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н. Ф., выслушав объяснения представителя административного истца Иванова Е. А., поддерживающего доводы апелляционной, представителя административного ответчика Администрации города Ижевска Попониной Л. В., полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, представителей заинтересованного лица Муниципального унитарного предприятия города Ижевска "Ижводоканал" Шаклеиной А. А., Шубиной Э. Э., полагавших доводы апелляционной жалобы необоснованными, заключение прокурора Борзенковой Т. А., полагавшей доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Деловой центр "Планета" (далее по тексту - ООО "ДЦ "Планета") обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ижевска о признании постановления Администрации города Ижевска от 02 февраля 2005 года N 42 в части утверждения норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентам в систему канализации города Ижевска не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и не действующим в указанной части со дня вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, указывая в обоснование требований, что утвержденные оспариваемым постановлением нормативы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, постановление принято с превышением компетенции, а также нарушает права заявителя, влечет незаконную плату за сброс загрязняющих веществ, рассчитанную на основании предельных норм допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных оспариваемым постановлением.
В судебном заседании представитель административного истца Иванов Е. А. доводы и требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика Администрации города Ижевска Соловьева Э. Ф. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления.
В судебном заседании представители заинтересованного лица Муниципального унитарного предприятия города Ижевска "Ижводоканал" (далее по тексту - МУП г. Ижевска "Ижводоканал") Шубина Э. Э., Шаклеина А. А., полагали административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Росприроднадзора по Удмуртской Республике не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрел по существу в отсутствие указанного лица.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец ООО "ДЦ "Планета" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, приводит доводы аналогичные доводам административного искового заявления.
В поступивших возражениях заинтересованное лицо Муниципальное унитарное предприятие города Ижевска "Ижводоканал" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судебная коллегия полагает правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Администраций города Ижевска в пределах компетенции органа местного самоуправления, не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает права и свободы административного истца.
Как следует из материалов дела Администрацией города Ижевска 02 февраля 2005 года принято постановление N 42 "Об утверждении условий приема веществ в сточных водах, отводимых абонентам в систему коммунальной канализации города Ижевска" (далее по тексту - Постановление N 42).
Из преамбулы постановления следует, что оно принято в целях определения единых технических требований к порядку приема сточных вод в систему канализации города Ижевска от абонентов, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Удмуртской Республики от 28 мая 1996 года N 219-I "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике", Уставом города Ижевска.
Пунктом 1 указанного постановления утверждены "Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации г. Ижевска".
Пунктом 2 указанного постановления утверждены нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, сбрасывающих сточные воды в систему коммунальной канализации г. Ижевска.
Указанный нормативной правовой акт опубликован 08 февраля 2005 года в газете "Известия Удмуртской Республики" N 17.
Предметом спора является оспаривание данного нормативного правового акта в части утверждения норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, сбрасывающих сточные воды в систему коммунальной канализации г. Ижевска (пункт 2 Постановления N 42).
Судебной коллегией установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Администрации города Ижевска, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим.
Данные обстоятельства участниками процесса не оспаривались в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
01 июня 2014 года между МУП г. Ижевска "Ижводоканал" и ООО "ДЦ "Планета" заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 781.
Из Приложения N 5 указанного договора и не оспоренного сторонами, следует, что в целях обеспечения режима безаварийной работы центральной системы водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливаются нормативные показатели состава и свойства сточных вод в соответствии с Постановлением Администрации г. Ижевска от 02 февраля 2005 года N 42 "Об утверждении Условий приема и загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации г. Ижевска", в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения при превышении концентраций установленных Приложением N 3 Правил 644, а также при сбросе загрязняющих веществ, запрещенных Приложением N 2 Правил 644 расчет плат производится в соответствии с разделом VII Правил 644.
Судебная коллегия, приходит к выводу, что административным истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актов, следовательно лицом, обладающим правом обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом пункта 2 Постановления N 42 и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о его соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в параграфах 1 и 6 главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167 (далее по тексту - Правила N 167), в части, не утратившей силу в связи с введением в действие Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее по тексту - Правила N 644).
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации организация водопроводно-канализационного хозяйства и абонент (юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты водоснабжения и (или) канализации) заключают между собой публичный договор, предметом которого является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
В целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов Правительством Российской Федерации 12 февраля 1999 года были утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации N 167.
Оспариваемое постановление принято во исполнение пункта 61 Правил N 167.
В пункте 1 Правил N 167 даны понятия, которые применяются в настоящем нормативном правовом акте. Так, "нормативы водоотведения или нормативы сброса" - это установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
Согласно пункту 7 Правил N 167 (в редакции, действовавшей на дату издания Постановления N 42) централизованные системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Сброс абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод может быть разрешен при наличии технической возможности этой системы и установлении для абонентов нормативов сброса сточных вод.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В силу пункта 22 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод, это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Согласно статье 42 Федерального закона N 416-ФЗ до внесения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, а также изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. Данные Правила устанавливают требования к сточным водам в части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3. Пункт 114 содержится в разделе VI Правил N 644 "Предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения".
Из анализа положений Правил N 167 и Правил N 644 в их взаимосвязи можно сделать вывод о том, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения отлична от платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Кроме того, из содержания указанных норм права следует, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать те нормативны, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, а не на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях их нормального функционирования, в рассматриваемом случае, речь идет о плате за сверхнормированный сброс по качественному составу сточных вод, то есть об ином виде платы.
Нормативы, приведённые в приложении N 3 к Правилам N 644, установленные в соответствии с пунктом 114 данных Правил, применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу центральной системы водоотведения.
Данное нормоприменение, нашло свое отражение и в разъяснениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02 июля 2014 года N 12024-ГБ/04.
Так в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2003 года N 1038, Минстрой России дает разъяснения по применению положений Правил и вопросов регулирования сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения.
В разъяснениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02 июля 2014 года N 12024-ГБ/04, по вопросу легитимности принятия органом местного самоуправления нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод указано, что в настоящее время в отношении качества сточных вод абонентов действуют 2 вида требований (нормативов): в части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения действуют Правила N 644 (раздел IV, приложения N 2 и N 3), а в части предотвращения негативного воздействия на водные объекты сохраняют свое действие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленные в соответствии с пунктом 61 Правил N 167, так как действие данного пункта сохраняется.
Таким образом, действующим законодательством органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, а не на системы коммунального водоснабжения и канализации.
При этом исходя, из разъяснений содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июня 2015 года N 12-П, одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
С учетом изложенных выше норм права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оспариваемое постановление не нарушает права и свободы административного истца, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актам. Соблюдение установленных норм и требований законов является одним из условий осуществления предпринимательской деятельности любым хозяйствующим субъектом, а обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам является одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Аргументы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Исходя из вышеизложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 20 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр "Планета" - без удовлетворения
Председательствующий судья: Е. В. Кричкер
Судьи: О. В. Захарчук
Н. Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.