Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецова Александра Петровича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кузнецов А.П. (далее по тексту - ИП Кузнецов А.П., административный истец) обратился в Верховный Суд УР с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости. Просил установить по состоянию на 01 января 2015 года следующие размеры кадастровой стоимости следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 18:26:010403:604, общей площадью 247 204 кв. м, по адресу: УР, г. Ижевск, в размере 1 314 000 рублей;
- с кадастровым номером 18:26:010403:811, общей площадью 345 457 кв. м, по адресу: УР, г. Ижевск - 1 806 000 рублей;
- с кадастровым номером 18:26:010403:576, общей площадью 118 122 кв. м, по адресу: УР, г. Ижевск, в восточной части кадастрового квартала - 623 000 рублей.
Административный иск мотивировал тем, что вышеперечисленные земельные участки принадлежат ему на праве собственности, за что он платит земельный налог в сумме, зависящей от их кадастровой стоимости. Размер последней существенно превышает рыночную стоимость земельных участков, что затрагивает его права и обязанности (том 1 л.д.3-6).
Определением суда от 23 марта 2017 года требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:010403:604 и 18:26:010403:811 выделены в отдельное производство (том 2 л.д.89).
В связи с чем, в рамках настоящего административного дела рассматривается требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:010403:576 в размере его рыночной стоимости.
Административный истец ИП Кузнецов А.П. был своевременно извещён о времени и месте рассмотрения административного дела, но в судебное заседание не явился (том 2 л.д.19, 20).
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд рассмотрел административное дело в отсутствие административного истца, с участием его представителя.
В судебном заседании представитель административного истца П.В.А. (доверенность 18 АБ 0414856 от 19 мая 2014 года сроком на три года, доверенность N 5 от 26 декабря 2016 года сроком по 31 декабря 2018 года, диплом ТВ N 539734 от 20 июня 1996 года, регистрационный номер 40377 от 01 июля 1996 года, том 1 л.д.7-9) поддержал требования своего доверителя, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР) Г.Р.К. (доверенности N 18/2017-01 от 20 декабря 2016 года сроком на три года, (в порядке передоверия) N 01-27/2017-18 от 03 марта 2017 года сроком до 20 декабря 2019 года, диплом ДВС 0252034 от 16 июня 2000 года, регистрационный номер 787/00 от 30 июня 2000 года, том 2 л.д.25, 84-86) в судебном заседании пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 18:26:010403:576 поставлен на государственный кадастровый учёт 03 июля 2012 года, его кадастровая стоимость установлена Постановлением Правительства УР от 30 ноября 2015 года N 531, и с момента её внесения в государственный кадастр недвижимости качественные и количественные характеристики данного земельного участка не менялись.
Административные ответчики - Правительство УР и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту - Управление Росреестра по УР), а также заинтересованное лицо - Администрация г. Ижевска были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения административного дела, но в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили (том 2 л.д.15, 19, 22).
В силу части 4 статьи 247 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного истца и заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР, изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требование ИП Кузнецова А.П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:010403:576 в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом РФ (далее по тексту - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований является обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, пункт 1 статьи 387 НК РФ).
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьёй 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно материалам административного дела, земельный участок с кадастровым номером 18:26:010403:576, общей площадью 118 122 ? 120 кв. м, расположенный по адресу Удмуртская Республика, г. Ижевск, в восточной части кадастрового квартала, принадлежит на праве собственности Кузнецову А.П.
Данные обстоятельства подтверждены свидетельством о государственной регистрации права 18 АБ N 564752 от 07 августа 2012 года (том 1 л.д.12).
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Вышеизложенные законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере административных правоотношений, т.к. одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учёту, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями земельного налога.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 03 июля 2016 года, с изменениями от 05 июля 2016 года) (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости Закон об оценочной деятельности предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту - Комиссия) или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Причём для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в Комиссию не является обязательным (часть 3 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из материалов административного дела, 22 июня 2010 года Кузнецов А.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и не утратил данного статуса на день рассмотрения дела в суде (том 2 л.д.30). Суд признаёт, что в силу главы 3 Гражданского кодекса РФ и пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому на него не распространяются требования Закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию.
Между тем, 12 декабря 2016 года административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, в том числе земельного участка с кадастровым номером 18:26:010403:576, в отношении которого им оспариваются результаты определения кадастровой стоимости.
Решением N 642 от 21 декабря 2016 года Комиссия отклонила вышеназванное заявление административного истца по причине несоответствия представленного Отчёта об оценке требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки (том 1 л.д.16-19).
Суд установил, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:010403:576, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости) 03 июля 2012 года, определена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года N531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года" (далее по тексту - Постановление N 531) и составляет 59 425 996,98 руб. (строка 12060 Приложения N1 к Постановлению N 531).
Данный размер кадастровой стоимости земельного участка является актуальным на момент обращения административного истца в суд (том 1 л.д.15, 232).
При таких обстоятельствах, полагая, что установленный размер кадастровой стоимости земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца как собственника земельного участка, ИП Кузнецов А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела в порядке административного судопроизводства по правилам главы 25 КАС РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке N 171-Н/16 от 11 ноября 2016 года, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью "Агентство оценки "КРОМ", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:010403:576 по состоянию на 01 января 2015 года составляет 623 000 рублей (том 1 л.д.21-268).
Кроме того, административный истец представил в суд положительное экспертное заключение N ЭП-060217-1-УР от 06 февраля 2017 года на Отчёт об оценке N 171-Н/16 от 11 ноября 2016 года, составленное Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", членом которого является оценщик (том 2 л.д.1-11).
Согласно кадастровой справке от 01 ноября 2016 года, сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:010403:576, определённой в соответствии с Постановлением N 531, внесены в государственный реестр недвижимости 29 декабря 2015 года, после чего его кадастровая стоимость не менялась (том 1 л.д.15).
В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В связи с чем, суд признаёт, что спорный земельный участок является актуальным и вошёл в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке N 171-Н/16 от 11 ноября 2016 года, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным экспертным заключением N ЭП-060217-1-УР от 06 февраля 2017 года, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:010403:576 по состоянию на 01 января 2015 года.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, суд разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца (том 2 л.д.14 на обороте, 87).
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:010403:576, равный 623 000 руб., установленный Отчётом об оценке N 171-Н/16 от 11 ноября 2016 года, явившиеся в судебное заседание участники процесса не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии данного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили (том 2 л.д.88).
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение земельного налога, что непосредственно затрагивает интересы административного истца, как его собственника, следовательно, заявленное им требование об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее по тексту - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30 июня 2015 года) разъяснено, что датой подачи заявления для юридических лиц является дата обращения данного лица в Комиссию.
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичные разъяснения даны абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N28 от 30 июня 2015 года.
Согласно материалам административного дела, оспариваемый результат определения кадастровой стоимости земельного участка, определённый Постановлением N 531, был внесён в Единый государственный реестр недвижимости 29 декабря 2015 года, а с соответствующим заявлением в Комиссию ИП Кузнецов А.П. обратился 12 декабря 2016 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Принимая во внимание, что кадастровая стоимость земельного участка, являвшаяся предметом настоящего оспаривания, внесена в государственный реестр недвижимости в 2015 году, то кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:010403:576, определённая в рамках настоящего административного дела, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Кузнецова Александра Петровича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:010403:576, общей площадью 118 122 ? 120 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, в восточной части кадастрового квартала, по состоянию на 01 января 2015 года, в размере его рыночной стоимости, равной 623 000 рублей.
Датой подачи заявления считать 12 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 марта 2017 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда УР Кричкер Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.