Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б.,
судей - Имансакиповой А.О., Красиковой О.Е.,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе военного комиссара Республики Алтай Денисенко О.М. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 8 декабря 2016 года, которым
исковое заявление Ледневу М.Н. удовлетворено.
Признан незаконным отказ Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Алтай" в назначении Ледневу М.Н. пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Возложена обязанность на Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Алтай" назначить и выплачивать Ледневу М.Н. пенсию за выслугу лет с момента обращения 16 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Леднев М.Н. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Алтай" о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, о возложении обязанности назначить и выплатить пенсию за выслугу лет. Требования мотивированы тем, что приказом МЧС России от 13 декабря 2011 года N129-ВК был досрочно уволен с военной службы в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), приказом N 98 от 21 декабря 2011 года - с 23 декабря 2011 года исключен из списков личного состава Главного управления МЧС России по Республике Алтай. На момент увольнения выслуга лет на военной службе составила: календарная - 31 год 03 месяца. В установленном порядке в 2010 году встал на учет в ОВК Республики Алтай по г. Горно-Алтайску, за назначением пенсии в военный комиссариат не обращался. Приказом МЧС России от 05 апреля 2016 года N 31-НС полковник внутренней службы Леднев М.Н., начальник отдела информационных технологий, автоматизированных систем управления и связи Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай - начальник связи был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России с 06 апреля 2016 года. 12 апреля 2016 года истец обратился с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в ФКУ "Военный комиссариат по Республике Алтай", указав последнее место службы - ГУ МЧС России по Республике Алтай, выслугу лет - 35 лет 7 месяцев, однако ему было отказано в назначении пенсии на том основании, что он уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России и должен обратиться за назначением пенсии в пенсионный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. 16 августа 2016 года Леднев М.Н. обратился в Военный комиссариат Республики Алтай по г.Горно-Алтайску с заявлением о назначении пенсии по линии Министерства обороны, без учета выслуги лет в ГУ МЧС России - 31 год 03 месяца, однако указанное заявление было оставлено без удовлетворения. Отказывая в удовлетворении заявления, ФКУ "Военный комиссариат Республики Алтай" ссылалось на то, что лица, уволенные со службы из органов внутренних дел, имеют право на возобновление выплаты пенсии по линии Министерства обороны только в том случае, если они уже получали пенсию по линии Министерства обороны, а Ледневу М.Н. пенсия по линии Министерства обороны в соответствии с Законом N 4468-1 от 12 февраля 1993 года не назначалась и не выплачивалась.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился военный комиссар Республики Алтай Денисенко О.М., в апелляционной жалобе просит отменить его. В обоснование жалобы указывает, что Леднев М.Н. уволен с военной службы 23 декабря 2011 года, теоретически, право на пенсию у него возникает с 24 декабря 2011 года, однако в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу МЧС России право на пенсию за выслугу лет от Министерства обороны РФ истцом утрачено. Законом предусмотрена возможность перехода с пенсионного обеспечения в одном органе на пенсионное обеспечение в другой орган только в том случае, если гражданин ранее получал пенсию в органе, на пенсионное обеспечение в котором он собирается перейти, и ее выплата ему была приостановлена в связи с повторным поступлением на службу. Право выбора пенсии при повторном увольнении имеют только военнослужащие, получавшие пенсию до поступления на службу. Согласно ст. 11 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей", гражданин для назначения пенсии обращается в орган, из которого он уволен, т.е. который для него является последним местом службы, следовательно, для Леднева М.Н. последним местом службы являются органы МЧС, относящиеся по пенсионному обеспечению к Министерству внутренних дел РФ.
В возражении на апелляционную жалобу Леднев М.Н. просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Военного комиссариата Республики Алтай Костенко Ю.Ф., поддержавшую доводы жалобы, Леднева М.Н. и его представителя Прокопец Н.В., полагавших решение суда законным, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для изменения либо отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 ноября 2010 года N144-ВК, полковник Леднев М.Н., начальник отдела организации и развития систем управления, связи и оповещения - начальник связи Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация м и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай освобожден от занимаемой воинской должности и назначен с 1 декабря 2010 года заместителем начальника отдела гражданской защиты этого же главного управления.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 13 декабря 2011 года N 129-ВК полковник Леднев М.Н. в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу (подп. "б" п. 2 ст. 51 Федерального закона).
Согласно указанному приказу, выслуга лет на военной службе: календарная - 31 год 3 месяца.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 марта 2016 года N 54-НС в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по Главному управлению МЧС России по Республике Алтай по п. "ж" ч. 1 ст. 58 (по болезни) полковник внутренней службы Леднев М.Н.
Приказом Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 апреля 2016 года N 31-НС полковник внутренней службы Леднев М.Н. уволен 6 апреля 2016 года по п. "ж" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
При обращении Леднева М.Н. в Военный комиссариат Республики Алтай с заявлением о назначении (возобновлении) пенсии за выслугу лет, получен ответ, согласно которому заявитель, уволенный со службы из органов внутренних дел, право на пенсию по линии Министерства обороны не имеет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", исходил из того, что на дату увольнения истца с военной службы он имел достаточную выслугу лет для назначения ему пенсии по линии Министерства обороны РФ и оснований для отказа в реализации права истца на получение пенсии по выслуге лет, подлежащей назначению истцу как военнослужащему до поступления на службу в органы внутренних дел, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о праве истца на выбор пенсии, полагая его основанным на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие, им согласно пунктам 2 и 4 ст. 5 могут назначаться пенсия за выслугу лет или пенсия по инвалидности.
В силу п. 1 статьи 8 Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Исходя из положений ст. 1 указанного Закона РФ его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц, а в соответствии с п. "а" ст. 5 и п. "а" ст. 13 право на пенсию за выслугу лет приобретают лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно ст. 6, ч. 1 ст. 7 Закона РФ лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы, и если имеется одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
При этом в силу вышеуказанных законов назначение пенсии носит заявительный характер, а возможность реализации военнослужащим, уволенным со службы, права на назначение пенсии за выслугу лет каким-либо периодом времени законодательно не ограничена.
Исходя из вышеприведенных положений закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для отказа Ледневу М.Н. в назначении пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, поскольку на момент увольнения истца в запас с военной службы он имел достаточный стаж трудовой деятельности по линии Министерства обороны Российской Федерации для назначения ему досрочной пенсии, а именно 31 год 3 месяца при необходимых минимум 20 лет. Кроме того, истец в данном случае воспользовался своим правом, и выбрал выплату ему пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы апеллянта о том, что после увольнения с военной службы истец проходил службу в органах внутренних дел и до поступления на службу в органы внутренних дел органами пенсионного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации пенсия ему не назначалась ввиду его необращения, правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду того, что данные обстоятельства не лишают истца права на получение им пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Судебная коллегия отмечает, что назначение пенсии за выслугу лет носит заявительный характер, обращение истца за назначением пенсии к ответчику не в момент увольнения с военной службы повлияло лишь на момент назначения и начала выплаты пенсии, но не привело к утрате приобретенного им при увольнении с военной службы права на получение такой пенсии.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли опровергнуть основанные на нормах действующего законодательства выводы суда, всем им дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела судом первой инстанции и оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
Учитывая, что судом правильно установлены обстоятельства дела, которым соответствуют изложенные в решении выводы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению оспариваемого судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 8 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссара Республики Алтай Денисенко О.М. - без удовлетворения.
Председательствующий судья В.Б. Сарбашев
Судьи А.О. Имансакипова
О.Е. Красикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.