Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Солоповой И.В.
судей - Кокшаровой Е.А., Черткова С.Н.
при секретаре - Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Каранова Е.С. на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от "дата", которым
отказано в полном объеме в удовлетворении искового заявления Каранова Е.С. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе Республики Алтай о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов службы на территории Республики Афганистан, с "дата" по "дата" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, из расчета 1 день службы на территории Демократической Республики Афганистан за три дня работы, обязании Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе Республики Алтай назначить трудовую пенсию по старости с даты обращения, взыскании уплаченной государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каранов Е.С. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе Республики Алтай (с учетом последующего уточнения) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж периодов прохождения военной службы на территории Республики Афганистан из расчета 1 день службы к 3 дням работы, обязании назначить трудовую пенсию по старости с даты обращения, взыскании уплаченной государственной пошлины. Требования Карановым Е.С. мотивированы тем, что "дата" он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе Республики Алтай с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ от "дата", от "дата" "О страховых пенсиях", просил зачесть в стаж период прохождения военной службы на территории Демократической Республики Афганистан из расчета 1 месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан в период с "дата" по "дата" год, указав, что он принимал непосредственное участие в боевых действиях. Пенсионный фонд принял решение об отказе в назначении пенсии, мотивировав тем, что отсутствует необходимый стаж педагогической работы, указав, что период службы на территории Демократической Республики Афганистан не может быть применен при исчислении стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, поскольку не регулирует вопросы включения периода военной службы в специальный педагогический стаж при установлении страховой пенсии по старости. С принятым решением Пенсионного фонда Каранов Е.С. не согласен. В обосновании требований ссылается на Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям".
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Каранов Е.С., указывая, что суд не оценил положения Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ во взаимосвязи с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, их семьям". Вышеуказанное положение, предусматривающие исчисление специального педагогического стажа за время прохождения службы в льготном порядке как 1 месяц военной службы за 3 месяца работы, является специальной нормой в специальном нормативном акте, которая должна применяться дополнительно к правилам о назначении пенсии работникам просвещения. Закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает лишь общие условия единой системы пенсионного обеспечения, которые применительно к гражданам, проходившим службы в "горячих точках" конкретизированы в части льготного исчисления стажа в Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, их семьям". В связи с этим неверен вывод суда о том, что льготное исчисление пенсии допустимы только в отношении военнослужащих, имея ввиду штатных военнослужащих, имеющих специальные воинские должности и звания. Вышеуказанное положение не разграничивает категории лиц на гражданских, военных, льгота должна быть предоставлена любому гражданину, проходившему и военную службу и гражданскую в Республике Афганистан. При этом под военнослужащими по нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в том числе службы в Афганистане, понимались как кадровые военнослужащие, так и призванные на военную службу, поскольку в тот период отсутствовала контрактная форма службы. Кроме того, льготное исчисление (зачет) стажа при прохождении службы у истца регулировалось вышеуказанным нормативным актом N59-27, который и по настоящее время не утратил законную силу, а последующее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления, ухудшения положения его прав.
Представитель Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе Республики Алтай Солтанов К.Ж. в возражениях указывает на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для изменения либо отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Каранов Е.С. в период с "дата" по "дата" проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии, с "дата" по "дата" принимал участие в оказание интернациональной помощи народу Демократической Республики Афганистан.
После прохождения военной службы по призыву Каранов Е.С. занимался педагогической деятельностью.
"дата" Каранов Е.С. обратился в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе Республики Алтай с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фона Российской Федерации в Кош-Агачском районе Республики Алтай от "дата" N отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. На дату обращения за назначением пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" специальный стаж, в который засчитаны периоды работы в качестве учителя и период прохождения военной службы по призыву в календарном порядке, составлял "данные изъяты".
Суд, разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, исходил из того, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР с "дата" по "дата", в том числе и период прохождения службы на территории Республики Афганистан с "дата" по "дата" подлежит включению в специальный трудовой стаж истца в календарном исчислении, один день службы за один день работы.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 года.
В силу частей 3 и 4 ст. 30 указанного Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые не предусматривают возможности для зачета в специальный стаж педагогических работников периодов прохождения военной службы по призыву, в том числе в льготном исчислении.
В период военной службы истца по призыву действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Таким образом, действовавшее в спорный период пенсионное законодательство позволяло включать в специальный стаж педагогической деятельности период службы в Вооруженных Силах СССР. Вместе с тем, указанное законодательство не предусматривало возможность льготного исчисления периода военной службы для зачета его в специальный стаж для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Последующими законодательными актами, направленными на реализацию права граждан, осуществляющих педагогическую деятельность, на досрочное пенсионное обеспечение: Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусматривалось и не предусматривается льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости.
Действительно, в соответствии с пп. "а" п. 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащих, рабочих и служащих, находящихся в составе ограниченного контингента советских войск на территории демократической Республики Афганистан, и их семьям" установлено льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в Демократической Республике Афганистан из расчета один месяц службы за три месяца службы в этой стране.
Из анализа приведенной нормы права следует, что исчисление в льготном порядке как один месяц военной службы за три месяца работы не может быть применено при исчислении стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, поскольку не регулирует вопросы включения периодов военной службы в специальный педагогический стаж при установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 января 1983 года N 59-27 регулируют порядок исчисления выслуги лет, дающей право на пенсию в связи с военной и иной приравненной к ней службой, тогда как истец обратился в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлявшим педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, в соответствии с действующим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР, в том числе и на территории Демократической Республики Афганистан засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке.
На этом основании пенсионный орган решением от "дата" N правомерно включил в специальный стаж педагогической деятельности Каранова Е.С. период службы по призыву с "дата" по "дата" в календарном исчислении.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также о наличии оснований для включения в специальный стаж спорного периода службы в армии в льготном исчислении являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанций полно и всесторонне, выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны, нормы материального и процессуального права не нарушены, в том числе, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, которые являются безусловным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Каранова Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи Е.А. Кокшарова
С.Н. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.