Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Солоповой И.В.,
судей - Черткова С.Н., Шинжиной С.А.,
при секретаре - Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО "Майминский район" Копылова Е.В. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 31 января 2017 года, которым
исковые требования Салькова А.В. удовлетворены.
Возложена обязанность на администрацию муниципального образования "Майминский район" предоставить во внеочередном порядке Салькову А.В. по договору социального найма жилое помещение в с. Майма Майминского района, отвечающее техническим требованиям и санитарным нормам, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сальков А.В. обратился в суд с иском к администрации МО "Майминский район" о возложении обязанности предоставить Салькову А.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования с. Майма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью. Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом первой группы, установлен диагноз, который согласно международной классификации болезней имеет шифр С 15.4. Его семья состоит из двух человек: супруги и сына. Согласно утвержденного постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года данное заболевание является тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Постановлением главы администрации его семья поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготному списку, также его семья признана малоимущей. В собственности иного жилья не имеется. Истец вынужден снимать жилье, но в силу состояния здоровья он не может снимать квартиру соответствующую санитарным нормам из-за высокой арендной платы, квартира, в которой они проживают, не оборудована, в квартире сыро, печное отопление, без ванной комнаты, стены поражены грибком и плесенью, что влечет иные заболевания, в связи с чем просит удовлетворить заявленные исковые требования.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и прекращении производства по делу, просит в апелляционной жалобе представитель администрации МО "Майминский район" Копылов Е.В. В обоснование жалобы указывает, что администрация МО "Майминский район" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделена в установленном законом порядке государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что инвалид Сальков А.В. имеет право на предоставление дополнительной жилой площади. В решении суда не установлена конкретная площадь жилого помещения, которой необходимо обеспечить инвалида Салькова А.В., что делает неисполнимым обжалуемое решение.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя администрации МО "Майминский район" Копылова Е.В., поддержавшего доводы жалобы, Салькова А.В., его представителя Деревицкую И.С., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, Сальков А.В. является инвалидом первой группы, имеет заболевание - "данные изъяты" входящее в Перечень тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года.
Согласно уведомлению жилищной комиссии администрации МО "Майминский район" N N от "дата" года Сальков А.В. признан нуждающимся в жилом помещении по льготному списку "Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов".
Из уведомления жилищной комиссии администрации МО "Майминский район" N N от "дата" года усматривается, что семья Салькова А.В. признана малоимущей и поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно сведений из Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии, сведений ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", Сальков А.В., его супруга Салькова Н.В. в собственности жилого помещения не имеют.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 51,57 ЖК РФ пришел к выводу о возложении на администрацию МО "Майминский район" обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в с. Майма Майминского района, отвечающее техническим требованиям и санитарным нормам.
Кроме того, руководствуясь положениями ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), суд пришел к выводу необходимости предоставления истцу жилого помещения с учетом превышения нормы предоставления.
Между тем, судебная коллегия находит указанный вывод суда первой инстанции неверным, поскольку объективными доказательствами не подтвержден.
В соответствии с ч. 6 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. за N 817 (далее - Перечень).
В материалах дела имеется врачебная справка БУЗ РА "Майминская районная больница" N N от "дата" года, подтверждающая, что Сальков А.В. по состоянию здоровья состоит на "Д" учете у онколога, имеет заболевание "данные изъяты"
Однако имеющееся у истца заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, не входит в вышеуказанный Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Данное обстоятельство судом при постановке обжалуемого решения не учтено.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали достаточные основания для предоставления Салькову А.В. жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает необходимым решение Майминского районного суда Республики Алтай от 31 января 2017 года изменить, исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация МО "Майминский район" не наделена в установленном законом порядке государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам, вставших на учет после 01 января 2005 года, и, соответственно, в бюджет МО "Майминский район" не поступают финансовые средства на исполнение указанных полномочий, не может быть принят во внимание судебной коллегией ввиду следующего.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст.ст. 60, 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, Сальков А.В., как инвалид, вставший на учет нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма после 01 января 2005 года, имеет право на предоставление жилого помещения администрацией МО "Майминский район" из муниципального жилищного фонда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 31 января 2017 года изменить, исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО "Майминский район" Копылова Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи С.Н. Чертков
С.А. Шинжина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.