Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б.,
судей - Имансакиповой А.О., Красиковой О.Е.,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Алексеева Н.А., Евтушенко Я.Н., Михайловой С.А. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 29 декабря 2016 года, которым
исковые требования Алексеева Н.А., Евтушенко Я.Н., Михайловой С.А. о признании неконными отказов администрации г. Горно-Алтайска в согласовании проведения публичных мероприятий N N, N N и N N от 18 ноября 2016 года, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеев Н.А., Евтушенко Я.Н., Михайлова С.А. обратились в суд с иском к администрации г. Горно-Алтайска о признании незаконными отказов в согласовании проведения публичных мероприятий, обязании согласовать проведение заявленных публичных мероприятий. Требования мотивированы тем, что "дата" года адрес мэра г. Горно-Алтайска истцами были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий: митинга с осуждением ФЗ о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних с целью призыва к отмене такого ФЗ в России; шествия Горно-Алтайского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав указанных лиц, к существующей дискриминации указанных лиц, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии; митинга с призывом к легализации в России однополых брачных союзов с целью призыва к принятию поправок в Семейный Кодекс РФ, направленных на законодательное признание права двух лиц одного пола на вступление в брак. "дата" года первый заместитель главы администрации г. Горно-Алтайска уведомила истцов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий, сославшись на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и в частности ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", ст. 6.21 КоАП РФ. Истцы полагают, что действия по отказу являются нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований, просят в апелляционной жалобе Алексеев Н.А., Евтушенко Я.Н., Михайлова С.А. В обоснование жалобы указывают, что предложение об изменении времени или места проведения публичных мероприятий является обязанностью органа власти, несоблюдение которой является нарушением порядка согласования заявленных публичных мероприятий и, следовательно, незаконным препятствием к реализации права на мирные собрания. В данном случае, администрация г. Горно-Алтайска не согласовала ни одно из предложенных административными истцами мест или маршрутов проведения публичных мероприятий и в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не предложила административным истцам альтернативных мест или маршрутов их проведения, тем самым фактически лишив их возможности эффективной реализации права на свободу собраний. Судом не учтены Определения Конституционного суда РФ N 484-О-П от 02.04.2009 года и N 705-О-О от 01.06.2010 года. Мотивы отказа в проведении публичного мероприятия, связанные е необходимостью защиты прав и нравственности детей в контексте законодательного запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, являются неправомерными. Суд в обжалуемом решении необоснованно не принял во внимание дискриминационный мотив, свидетельствующий о том, что администрация г. Горно-Алтайска не рассматривает возможность проведения публичных мероприятий с заявленными целями, независимо от конкретного места или времени их проведения. Полагают, что Россия, являясь членом Совета Европы, обязана соблюдать те ценности и принципы, которые закреплены в Уставе данной организации, а именно: признавать и защищать права граждан, принадлежащих к сексуальным меньшинствам. Ссылаясь на рекомендации Комитета Министров Совета Европы и Комитета ООН по правам человека, указывают на необходимость признания и защиты прав граждан, принадлежащих к сексуальным меньшинствам. Отмечают, что многочисленные решения Европейского Суда по правам человека, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, также подтверждают их довод о том, что защита прав данной категории граждан не может рассматриваться как нарушающая общественную нравственность. Ссылаясь на правовые позиции, изложенные в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2012 года, указывают, что законодательный запрет пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, не может являться основанием для запрета публичных мероприятий и дискуссий, затрагивающих вопросы гомосексуальности. Обращают внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 года N 24-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних), из которого следует, что органы исполнительной власти не вправе отказывать со ссылкой на указанный запрет в согласовании проведения публичных мероприятий представителей сексменьшинств, прямым умыслом которых не является вовлечение в них несовершеннолетних лиц, а также цель которых прямо не адресована несовершеннолетним лицам. В обжалуемом решении суд не дал всесторонней оценки целям заявленных публичных мероприятий с точки зрения их соответствия как законодательству Российской Федерации, так и международно-признанным нормам, обязательность и приоритет которых признается Российской Федерацией в случае коллизии с нормами национального права. Отказывая административным истцам в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий власти города Горно-Алтайска нарушили их право на свободу собраний, гарантированное ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее интерпретации Европейским Судом по правам человека, а также ст. 14 указанной Конвенции, запрещающую дискриминацию по различным основаниям.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Гарантированное ст. 31 Конституции РФ право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 Закона.
В силу ч. 2 ст. 12 названного Закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Данная норма обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления не согласовывать публичное мероприятие до устранения организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей требованиям закона.
Как следует из материалов дела, "дата" года Алексеевым Н.А., Евтушенко Я.Н., Михайловой С.А. поданы мэру г. Горно-Алтайска уведомления о проведении трех публичных мероприятий: митинга с осуждением ФЗ о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних с целью призыва к отмене такого ФЗ в России, время и место проведения - "дата" года с "данные изъяты" на "адрес" с количеством участником до 300 человек; шествия Горно-Алтайского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав указанных лиц, к существующей дискриминации указанных лиц, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии, время и место проведения - "дата" года с "данные изъяты" по "адрес" с количеством участником до 300 человек; митинга с призывом к легализации в России однополых брачных союзов с целью призыва к принятию поправок в Семейный Кодекс РФ, направленных на законодательное признание права двух лиц одного пола на вступление в брак, время и место проведения - "дата" года с "данные изъяты" в "адрес" с количеством участником до 300 человек.
Письмами администрации г. Горно-Алтайска от "дата" года за N N N N, N N было отказано в согласовании проведения данных публичных мероприятий, со ссылкой на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, в том числе на ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 6.21 КоАП РФ. В данных ответах администрация города указала, что проведение мероприятий предусматривает массовое присутствие граждан с публичным выражением мнения по поводу информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, и направлены в адрес неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Проведение публичных мероприятий по заявленным маршрутам и местам находится в непосредственной близости от учреждений и организаций, где обучаются и занимаются несовершеннолетние дети. Проведение вышеуказанных публичных мероприятий в открытых для свободного посещения местах причинит моральный вред несовершеннолетним лицам, ставшим невольными их свидетелями, оскорбит религиозные и нравственные чувства, унизит человеческое достоинство других граждан, нарушит их права и свободы, вызовет негативную реакцию общества и может спровоцировать противоправные действия со стороны лиц, не разделяющих взгляды участников заявленных мероприятий.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что цели заявленных публичных мероприятий направлены на пропаганду гомосексуализма, запрещенную в России среди несовершеннолетних, и ущемляют права детей, администрация г. Горно-Алтайска, обязанная принимать меры по защите детей от информации, наносящей вред их нравственности и духовному развитию, имела законные основания для отказа в согласовании мероприятий и предупреждения его организатора о привлечении к ответственности в случае его проведения, а, следовательно, принятое решение об отказе в оказании содействия организатору в проведении заявленных мероприятий соответствует требованиям ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и не нарушает права заявителей.
Судебная коллегия находит правильными данные выводы суда.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с этим в ст. 14 указанного Закона закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (п. 1).
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (п. 2).
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Запрещено распространение такой информации среди детей любого возраста (п. 1 ч. 1 указанной статьи).
В силу ч. 3 ст. 16 данного Закона информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Поскольку согласно ст. 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований, учитывая намерение заявителей провести публичные мероприятия в местах г. Горно-Алтайска, предполагающих присутствие большого количества несовершеннолетних детей, судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, эти мероприятия несомненно могли оказать информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних, находящихся в местах их проведения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценивая оспариваемые отказы в согласовании проведения публичных мероприятий администрации г. Горно-Алтайска применительно к приведенным выше нормам права, правомерно исходил из интересов несовершеннолетних, расценил данные отказы как принятые в защиту детей от негативного влияния пропаганды гомосексуализма на их развитие и признал их соответствующими требованиям ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений, основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (ст.ст. 1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях.
Принимая во внимание тематику запланированных мероприятий, судебная коллегия полагает, что такое воздействие на несовершеннолетних нежелательно по причине его потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей, сопряженного с формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе (и разделяемым всеми традиционными религиозными конфессиями) нравственным ценностям и представлениям о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 7; ч. 1 ст. 38; п. "ж" ч. 1 ст. 72).
Противоречие заявленных целей планируемых заявителями публичных мероприятий законодательному запрету на пропаганду гомосексуализма среди детей, и отсутствие у организаторов этих мероприятий намерений устранить это несоответствие исключали для администрации г. Горно-Алтайска необходимость предложения организаторам публичных мероприятий иных альтернативных мест и времени их проведения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Ссылки в жалобе на многочисленные рекомендации Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы, Комитета ООН по правам человека и решения Европейского суда по правам человека, а также акты Конституционного и Верховного Судов РФ, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, не свидетельствуют о незаконности судебного решения, поскольку при рассмотрении дела установлено, что отказ в согласовании заявленных публичных мероприятий обусловлен не дискриминационными мотивами, а законодательными запретами распространения среди несовершеннолетних информации, касающейся нетрадиционной сексуальной ориентации, способной причинить вред здоровому развитию детей, на защиту которого ориентировано не только российское, но и международное право.
Иные доводы апелляционной жалобы не дают оснований сомневаться в правильности сделанных судом первой инстанции выводов. По своей сути эти доводы повторяют то, на что ссылались заявители в заявлении, поданном в суд. Все они получили надлежащую правовую оценку в судебном решении. Несогласие заявителей жалобы с той оценкой, которую дал суд установленным по делу обстоятельствам, об ошибочности судебного решения не свидетельствует и поводом к его отмене не является.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 29 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева Н.А., Евтушенко Я.Н., Михайловой С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья В.Б. Сарбашев
Судьи А.О. Имансакипова
О.Е. Красикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.