Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б.,
судей - Красиковой О.Е., Кокшаровой Е.А.,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.,
с участием прокурора - Тюхтеневой И.М.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора Майминского района Республики Алтай Зыряновой О.Ю. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 07 февраля 2017 года, которым
отказано в удовлетворении административного искового заявления Федерального казенного учреждения Исправительная колония N УФСИН России по Республике Алтай к Лобареву С.В. об установлении административного надзора сроком на шесть лет, установлении административных ограничений в виде обязательной явки четыре раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания Лобарева С.В. для прохождения регистрации, запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток, в период с 22 до 6 часов, запрета посещения массовых и иных мероприятий и участие в них, запрета выезда за пределы территории, являющейся местом жительства или пребывания, выезд за пределы места жительства или пребывания с разрешения органа внутренних дел, осуществляющего административный надзор.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай обратилось с административным исковым заявлением к Лобареву С.В. об установлении административного надзора сроком на 6 лет с установлением административных ограничений в виде обязательной явки 4 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания, запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в них, запрета пребывания вне жилого помещения в ночное время, запрета выезда за пределы территории, являющейся местом жительства или пребывания. Установить возможность выезда за пределы места жительства или пребывания с разрешения органов внутренних дел, осуществляющих административный надзор.
В обоснование требований указывая, что Лобарев С.В. судим 24 октября 2013 года Горно-Алтайским городским судом по ст. "данные изъяты" на основании ст. 79 ч.7 п. "в", ст. 70 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, судимость не снята и не погашена. Приговором суда в действиях Лобарева С.В. суд усмотрел наличие опасного рецидива.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционном представлении старший помощник прокурора Зырянова О.Ю. В обоснование жалобы указывает, что приговором Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 24.10.2013 года в действиях Лобарева С.В. установлен опасный рецидив преступлений. На момент рассмотрения дела об установлении административного надзора в отношении Лобарева С.В. его судимость за совершение преступления при опасном рецидиве не снята и не погашена. В связи с чем, при наличии в действиях Лобарева С.В. опасного рецидива преступлений дополнительных условий, установленных ч.3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" для установления административного надзора не требуется.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Тюхтеневой И.М., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, обсудив доводы представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из положений частей первой и третьей ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Закон об административном надзоре), согласно которым административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
При этом надзор может быть установлен за указанным лицом в случае, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания или лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Установив, что Лобарев С.В. отбывает наказание за совершение преступления при рецидиве преступлений, но злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не признавался, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для установления в отношении него административного надзора.
Судебная коллегия полагает, что с таким выводом суда нельзя согласиться, так как он не соответствует обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что Лобарев С.В. имеет неснятые и непогашенные судимости по приговорам Горно-Алтайского городского суда от 15 июня 2009 года, 28 декабря 2010 года, Майминского районного суда от 29 августа 2013 года и Горно-Алтайского городского суда от 24 октября 2013 года и 2 апреля 2014 года, за совершение, в том числе преступлений, предусмотренных "данные изъяты" УК РФ, относящихся к тяжким и особо тяжким преступлениям. Приговором Горно-Алтайского городского суда от 24 октября 2013 года судом в отношении Лобарева С.В. установлен опасный рецидив преступлений.
Приговором Усть-Канского районного суда Лобарев С.В. осужден 28 декабря 2016 года по ст. "данные изъяты" УК РФ к 5 месяцам лишения свободы, по данному приговору в действиях Лобарева С.В. судом установлен рецидив преступлений.
Таким образом, во время рассмотрения судом первой инстанции заявления администрации ИК-1 об установлении административного надзора, Лобарев С.В. имел непогашенную судимость за преступление, совершенное при опасном рецидиве.
При таких обстоятельствах, применению при разрешении заявления исправительного учреждения подлежала часть 2 статьи 3 Закона об административном надзоре, согласно которой в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Вывод суда первой инстанции о том, что более позднее совершение преступления небольшой тяжести при обычном рецидиве аннулирует правовые последствия судимости за тяжкие преступления, совершенные при опасном рецидиве, не соответствует ч. 3 и ч. 6 ст. 86 УК РФ.
Статья 3 Закона об административном надзоре также не содержит указания о возможности установления надзора за лицом только по последнему приговору.
На применение к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административного надзора в обязательном порядке указано в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре".
Так как Лобарев С.В. соответствует критериям, установленным ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре, он освобождается из мест лишения свободы и имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве, требования исправительного учреждения являются обоснованными, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об установлении в отношении Лобарева С.В. административного надзора.
Согласно пп. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ для лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Поскольку судимость Лобарева С.В. по указанному выше приговору от 24.10.2013 года погашается по истечении 6 лет после отбытия наказания (п. "г" ч.3 ст. 86 УК РФ в редакции на момент совершения преступления), административный надзор в отношении Лобарева С.В. подлежит установлению на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости - 6 лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному места жительства или пребывания.
При определении административных ограничений, судебная коллегия принимает во внимание положения ч. 1 ст. 4 вышеуказанного закона, характер и степень общественной опасности совершенных Лобаревым С.В. преступлений, в том числе корыстной направленности, данным о его личности и поведении, и полагает необходимым установить ему административные ограничения в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время суток, в период с 22 часов до 06 часов, запретить выезд за пределы территории, являющейся местом жительства или пребывания без разрешения органов внутренних дел, осуществляющих административный надзор, запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них; обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Судебная коллегия также отмечает, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ с принятием нового решения.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 07 февраля 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Федерального казенного учреждения ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай об установлении административного надзора в отношении Лобарева С.В. удовлетворить.
Установить в отношении Лобарева С.В. административный надзор сроком на 6 лет.
Установить в отношении Лобарева С.В. административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в течение 6 лет в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания последнего, для прохождения регистрации, а также запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время суток, в период с 22 часов до 06 часов, запретить выезд за пределы территории, являющейся местом жительства или пребывания без разрешения органов внутренних дел, осуществляющих административный надзор, запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них.
Срок административного надзора надлежит исчислять со дня постановки Лобарева С.В. в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Председательствующий судья
В.Б. Сарбашев
Судьи
О.Е. Красикова
Е.А. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.