Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В.Шакирьянова,
судей Г.А.Абдуллиной, Л.Ф.Митрофановой,
при секретаре судебного заседания Л.Н.Абдрахмановой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.В.Шакирьянова гражданское дело по апелляционной жалобе кадастрового инженера Ю.А.Мишина на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2016 года. Этим решением постановлено:
признать акт согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером ... недействительным.
Признать межевой план на земельный участок с кадастровым номером ... , подготовленный кадастровым инженером Ю.А. Мишиным, недействительным.
Настоящее решение суда является основанием для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ... филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав кадастрового инженера Ю.А.Мишина, поддержавшего жалобу, заслушав истца А.И.Габдрахманова и третьего лица И.И.Габдрахманова, возражавших против отмены решения, судебная коллегия
установила:
А.И.Габдрахманов обратился в суд с иском к Р.З.Галиуллину о признании недействительными акта согласования, межевого плана и обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка.
В обоснование требований указывается, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: "адрес". Его земельный участок огорожен, имеет четкие границы. При проведении межевания земельного участка было выявлено, что на часть принадлежащего ему земельного участка оформил право собственности Р.З.Галиуллин, зарегистрировав право собственности на земельный участок с кадастровым номером ...
В ходе судебного разбирательства А.И.Габдрахманов уточнил требования и просил признать недействительными акт согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером ... , межевой план на данный земельный участок, подготовленный кадастровым инженером Ю.А.Мишиным, и обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ данного земельного участка.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Р.З.Галиуллина - Э.М.Батрова и ответчик Ю.А.Мишин с исковыми требованиями не согласились, просили суд отказать в их удовлетворении, а также просили назначить по делу судебную кадастровую экспертизу.
Представитель третьего лица - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан В.В.Субботина оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Третье лицо И.И.Габдрахманов, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явился.
Суд первой инстанции, удовлетворив требования, принял изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе кадастрового инженера Ю.А.Мишина ставится вопрос об отмене решения.
При этом указывается, что судом в обоснование принятого по делу решения положено утверждение о наличии накладки границ земельных участков со ссылкой на межевой план, подготовленный с грубыми нарушениями ООО"КЦ "Недвижимость".
При этом кадастровый инженер на место не выезжал, обмеры не производил, межевой план составил лишь на основании свидетельства о государственной регистрации, а им же - Ю.А.Мишиным межевой план был подготовлен в соответствии с действующим законодательством, работы выполнялись с выездом на место.
В судебном заседании апелляционной инстанции ответчик Ю.А.Мишин поддержал доводы жалобы.
Истец А.И.Габдрахманов и третье лицо И.И.Габдрахманов возражали против отмены решения.
Другие лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащем образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые извещены надлежащим образом о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу части 1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции свое решение обосновал следующими положениями действующих законов.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По смыслу положений ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, в государственный кадастр недвижимости вносятся, среди прочего, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
В соответствии с ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
Согласно ч.8 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
В судебном заседании установлено, что А.И.Габдрахманову на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: "адрес".
Согласно правоустанавливающим документам собственником земельного участка с кадастровым номером ... является Р.З.Галиуллин, площадь земельного участка составляет 1000кв.м.
Согласно межевому плану, подготовленному ООО"КЦ"Недвижимость", в результате проведения кадастровых работ произведено уточнение границ земельного участка с кадастровым номером ... по фактическим границам (по забору), существующим на местности длительное время. В ходе проведения кадастровых работ было выявлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером ... на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером ...
Из акта, являющегося составной частью межевого плана, видно, что местоположения границы земельного участка с кадастровым номером ... согласованы, поскольку собственники смежных земельных участков, в том числе собственник земельного участка с кадастровым номером ... , на процедуру согласования не явились, будучи надлежаще извещенными посредством публикации в газете "Республика Татарстан" N 157 (27962) от 31 октября 2015 года.
Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно межевому плану от 2 марта 2016 года, подготовленному кадастровым инженером Ю.А.Мишиным, в разделе "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" имеются сведения, в том числе о правообладателях смежных земельных участках - истце А.И.Габдрахманове и третьем лице И.И.Габдрахманове.
В силу ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится по выбору кадастрового инженера посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
Как обоснованно признано районным судом, публикация в печатном издании извещения о проведении собрания о согласовании границ земельного участка не может быть принята в качестве доказательства согласования, поскольку указанный способ извещения является чрезвычайным и призван обеспечить необходимые гарантии уведомления заинтересованных лиц в случае, если индивидуальное оповещение об этом событии путем направления почтового отправления невозможно или же не дало позитивного результата. Соответствующая правовая позиция изложена также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года N 890-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Топиной Маргариты Вячеславовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 8 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку необходимые сведения о правообладателях смежных земельных участков имелись, кроме того, в судебном заседании ответчик Ю.А.Мишин подтвердил о наличии на месте четких границ смежных земельных участков и домах, расположенных на них, учитывая, что согласование границ земельных участков направлено, в том числе и на соблюдение прав смежных землепользователей, суд пришел к правильному выводу о недобросовестности действий ответчика Р.З.Галиуллина при указании на месте земельного участка, в отношении которого проводились кадастровые работы, а также ответчика Ю.А.Мишина, которым при вышеуказанных установленных судом обстоятельствах избрана процедура согласования фактически исключившая ее.
Кроме того, несмотря на использование кадастровым инженером Ю.А.Мишиным при подготовке межевого плана на земельный участок с кадастровым номером ... кадастровой выписки от 29октября 2015 года на земельный участок с кадастровым номером ... , в которой адрес правообладателя отсутствует, согласно кадастровой выписке на тот же земельный участок от 14 мая 2014 года адрес его правообладателя - истца А.И.Габдрахманова имеется, что также свидетельствует о нарушении процедуры согласования кадастровым инженером при уточнении границ земельного участка.
В связи с тем, что нарушение процедуры согласования границ земельного участка привело к неправильному определению его площади и границ, что повлекло нарушение прав и законных интересов истца, как правообладателя смежного земельного участка, исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом, с учетом достаточности доказательств для принятия решения по существу необходимость в назначении судебной кадастровой экспертизы по делу отсутствует, поскольку каких-либо вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, для разрешения спора не имеется.
При наличии таких данных с доводами апелляционной жалобы Ю.А.Мишина о том, что кадастровый инженер на место не выезжал, обмеры не производил, межевой план составил лишь на основании свидетельства о государственной регистрации, а им же - Ю.А.Мишиным межевой план был подготовлен в соответствии с действующим законодательством, работы выполнялись с выездом на место, не могут повлечь пересмотр дела..
Суд первой инстанции, проверив доводы сторон, проанализировав собранные в судебном заседании доказательства, дав им надлежащую правовую оценку по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, принял основанное на законе решение.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы кадастрового инженера Ю.А.Мишина судебной коллегией проверены. Данные доводы не могут служить основанием для отмены решения, поскольку вынесенное решение не нарушает права кадастрового инженера Ю.А.Мишина.
Так, согласно нормам Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., уточнение границ земельных участков осуществляется посредством выполнения кадастровым инженером по заданию собственника кадастровых работ, результат которых отражается в межевом плане; кадастровый учёт земельного участка, сведения о котором содержатся в таком межевом плане, проводится органом кадастрового учёта в интересах собственника имущества; кадастровый инженер не вправе отказать собственнику земельного участка в заключении договора подряда на проведение кадастровых работ в отношении принадлежащего ему земельного участка, не вправе приостановить эти работы и не вправе вмешиваться в правоотношения между собственниками земельных участков и указывать им способы и порядок осуществления принадлежащих им гражданских прав, в том числе способы и порядок разрешения споров, возникших при согласовании границ принадлежащих им земельных участков.
Другие доводы также не могут служить основанием для отмены решения поскольку, повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, так как сводятся по существу к несогласию с выводами районного суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу кадастрового инженера Ю.А.Мишина - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.