Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей Д.М. Насретдиновой, Л.Р. Субботиной,
при секретаре судебного заседания Э.Ф. Мухаметшиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 01 июля 2016 года, которым постановлено:
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске ... от 17 марта 2016 года об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости - незаконным.
Включить в страховой стаж Цепелевой Л.Г. периоды службы с 16 марта 1992 года по 17 июля 2000 года в Департаменте Войск Карабинеров Министерства внутренних дел Республики Молдова.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске произвести перерасчет пенсии Цепелевой Л.Г. с 11 марта 2016 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика - Р.Ю. Гарифуллиной, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.Г. Цепелева обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске (далее - УПФР) о признании решения незаконным, включение периодов службы в страховой стаж, обязании произвести перерасчет пенсии.
В обоснование требований указала, что 17 июня 2015 года ей была назначена страховая пенсия по старости. В стаж не были включены периоды службы с 16 марта 1992 года по 17 июля 2000 года в Министерстве внутренних дел Республики Молдова.
11 марта 2016 года она обратилась к ответчику с заявлением о принятии документов о среднемесячном заработке за указанный период и перерасчете размера пенсии. Однако, решением УПФР от 17 марта 2016 года ей было отказано.
Не соглашаясь с таким решением, истица просила суд признать его незаконным, включить в страховой стаж периоды службы с 16 марта 1992 года по 17 июля 2000 года в Департаменте Войск Карабинеров Министерства внутренних дел Республики Молдова, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с момента обращения с заявлением - с 11 марта 2016 года.
В судебном заседании истица Л.Г. Цепелева и ее представитель иск поддержали.
Представитель ответчика по доверенности О.М. Раскина исковые требования не признала, пояснив, что решение пенсионного фонда обоснованное, основания отказа отражены в решении пенсионного органа.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе УПФР просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, поскольку соглашение от 10 февраля 1995 года не предусматривает возможность исчисления заработка для установления пенсии за работу на территории государства, с которого состоялось переселение, поэтому исчислить истице пенсию в Российской Федерации исходя из денежного довольствия за период службы в Молдове, не представляется возможным. В связи с тем, что после переселения из Молдовы, до 2002 года у истицы имеется всего 6 месяцев работы на территории России, размер ее пенсии должен быть рассчитан с учетом заработной платы в Российской Федерации по состоянию за декабрь 2001 года. Кроме того, указанный период уже включен в страховой стаж для исчисления пенсии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Р.Ю. Гарифуллина доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истица в суд апелляционной инстанции не явилась, извещена.
Проверив судебное постановление в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С 01 января 2015 года на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 08 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", регулирующий основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на установление страховой пенсии.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N400-ФЗ от 08.12.2013 размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 года исчисляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ).
На основании части 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии по старости при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 год по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N400-ФЗ от 08.12.2013 в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с 16 марта 1992 года по 17 июля 2000 года Л.Г.Цепелева проходила службу в Департаменте Войск Карабинеров Министерства внутренних дел Республики Молдова.
После переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию с 17 июня 2015 года ей была назначена пенсия по старости.
При обращении 11 марта 2016 года истицы с заявлением к ответчику о принятии документов о среднемесячном заработке за вышеуказанные периоды службы и перерасчете размера пенсии, ей было отказано со ссылкой на пункт 3 статьи 6 Соглашения от 10 февраля 1995 года, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения.
При этом в расчете пенсии с учетом заработной платы не учтены: справки ... от 18 сентября 2014 года и ... от 06 декабря 2010 года о заработной плате за период службы с 16 марта 1992 года по 17 июля 2000 года в Министерстве внутренних дел Республики Молдова.
Полагая, что ее права нарушены, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 03.10.2016 указанное решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан оставлено без изменения, апелляционная жалоба УПФР - без удовлетворения.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 15 февраля 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 03 октября 2016 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Л.Г. Цепелева относится к числу лиц, переселившихся с территории Республики Молдова. С 16 марта 1992 года по 17 июля 2000 года она работала в МВД Республики Молдова. Из ее пояснений, данных в ходе рассмотрения данного дела видно, что она приняла гражданство Молдовы (протокол судебного заседания от 01 июля 2016 года л.д.42-43). После переселения с территории Республики Молдова в течение 2000 - 2001 года на территории Российской Федерации она стажа работы не имеет. В настоящее время является гражданкой Российской Федерации, с 19 мая 2003 года работает в ФКУ УФСИН России по Республике Татарстан.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Молдова после распада СССР, урегулированы Соглашением от 10 февраля 1995 года.
Согласно статье 2 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Республики Молдова осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 3 статьи 6 Соглашения для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения. Для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились. В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.
Из анализа указанных норм следует, что гражданам, переселившимся из Молдовы, которые на территории Российской Федерации не работали или не имеют минимального стажа работы, при отсутствии сведений о среднемесячном заработке работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились, расчетный размер трудовой пенсии исчисляется исходя из среднемесячной зарплаты в Российской Федерации за декабрь 2001 года. При этом минимальным стажем работы, требуемым для исчисления заработной платы в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации при оценке пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года, является период работы в 2000-2001 году, подтвержденный документами, выданными в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Таким образом, Соглашение от 10 февраля 1995 года не предусматривает возможность исчисления пенсии из заработка за работу на территории государства, с которого состоялось переселение.
При этом действующее законодательство не ставит в зависимость порядок исчисления среднемесячного заработка от того, гражданином какой страны на момент назначения пенсии является лицо, которому назначается пенсия.
Согласно письму Федеральной службы государственной статистики от 20 июля 2004 года ... статистическое обследование о средней заработной плате работников по отдельным профессиям и должностям не проводилось. Размер среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за декабрь 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий утвержден Правительством Российской Федерации, который соотносится с заработком по стране за аналогичный период, составляет 1671 рубль.
При таких данных, учитывая, что у Л.Г. Цепелевой после переселения из Молдовы имеется всего 6 месяцев работы до 2002 года, размер ее пенсии пересчитан и приведен в соответствие с даты назначения пенсии 17.06.2015 с учетом заработной платы в Российской Федерации по состоянию за декабрь 2001 года в сумме 1671 рубль, который соотносится с заработком по стране за аналогичный период, и составляет отношение 1.
Материалами дела подтверждается, что период с 16.03.1992 по 17.07.2000 уже включен в стаж для исчисления пенсии Л.Г. Цепелевой. Таким образом, нарушений прав Л.Г. Цепелевой ответчиком при разрешении вопроса о перерасчете пенсии не допущено, поскольку оснований для перерасчета пенсии не было.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований о включении в страховой стаж истицы периода работы с 16.03.1992 по 17.07.2000 и возложении обязанности на УПФР по перерасчету пенсии с учетом ее заработка в Республике Молдова.
Решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 01 июля 2016 года отменить и принять новое решение.
В удовлетворении искового заявления Цепелевой Л.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске о признании решения незаконным, включение периодов службы в страховой стаж, обязании произвести перерасчет пенсии, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.