Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Пичуговой О.В. и Нурмиева М.М.,
при секретаре судебного заседания Ахмади К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" на решение Московского районного суда г. Казани от 09 января 2017 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 08 июля 2016 года N 1013р об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки Нуруллина А.И. с семьей в составе четырех человек.
Обязать муниципальное казенное учреждение "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" поставить Нуруллина А.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с семьей в составе: Нуруллиной Р.К., Нуруллина И.А., Нуруллиной Э.А.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Нуруллина А.И. и его представителя адвоката Гафуровой С.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нуруллин А.И. обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
(далее -МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО
г. Казани") о признании незаконным отказа и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
В обоснование иска указано, что истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с семьей из четырех человек, однако распоряжением главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани
от 08 июля 2016 года N 1013р ему в этом отказано со ссылкой на отсутствие необходимых документов, прилагаемых к заявлению. Истец с данным решением ответчика не согласен, просит признать незаконным указанное распоряжение и обязать ответчика поставить его с семьей из четырех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Представитель ответчика - МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" Чумакова К.Г. иск не признала.
Третьи лица - Нуруллины Р.К., И.А., Э.А. в суд не явились
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" - Чумакова К.Г. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что судом при вынесении решения необоснованно не приняты во внимание обстоятельства дела, свидетельствующие о правомерности отказа истцу в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья в системе социальной ипотеки по той причине, что не предоставление правоустанавливающих документов на домовладение, в котором живет истец с семьей, не позволяет определить уровень обеспеченности жильем.
Представитель ответчика МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия представителя ответчика в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" настоящий Закон направлен на реализацию конституционного права граждан на жилище, объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по развитию жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья в Республике Татарстан.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 данного Закона основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
В соответствии с пунктом 3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан
N 190 от 15 апреля 2005 года, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
В соответствии с пунктом 5 данных Правил основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются:
5.1. Общеобязательные:
подача Заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;
осуществление трудовой деятельности Заявителями и трудоспособными членами семьи;
совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка;
наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность;
5.2. Дополнительные:
проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, - независимо от нормы принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке;
признание жилого помещения аварийным, ветхим;
необходимость сноса занимаемых помещений по градостроительным планам;
участие организаций по месту работы членов семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке, в финансировании программы развития жилищного строительства;
иные случаи, установленные действующим законодательством.
Согласно пункту 10 указанных Правил заявителю в постановке на учет отказывается в случаях:
представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в пункте 7.1 настоящих Правил и порядка;отсутствия необходимых документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с приложением N 3 настоящих Правил и порядка, и полноты их заполнения; выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах; неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 15 настоящих Правил и порядка.
Из материалов дела следует, что Нуруллин А.И. обратился с заявлением о постановке на учет в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с семьей из четырех человек 27 октября 2015 года. Распоряжением главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани
N 1528р от 25 ноября 2015 года в постановке на учет отказано в связи с отсутствием необходимых документов, прилагаемых к заявлению согласно пункту 10 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N 190.
Решением Кировского районного суда г. Казани от 29 февраля 2016 года Нуруллину А.И. отказано в удовлетворении иска о признании незаконным отказа в постановке на учет в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 мая 2016 года данное решение суда оставлено без изменения с указанием о наличии у Нуруллина А.И. права повторно обратиться к ответчику с требованием о постановке на учет, приложив к заявлению копию решения Кировского районного суда г. Казани от 06 декабря 2004 года об отказе в признании права собственности на самовольно построенный дом "адрес".
16 июня 2016 года Нуруллин А.И. повторно обратился к ответчику с заявлением о постановке его семьи на учет для улучшения жилищных условий в системе социальной ипотеки. Однако распоряжением главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани от 08 июля 2016 года
N 1013р Нуруллину А.И. в постановке на учет отказано со ссылкой на отсутствие необходимых документов, прилагаемых к заявлению.
Как следует из материалов дела, отказ ответчика обусловлен не предоставлением истцом правоустанавливающих документов на жилой дом "адрес", в котором истец проживает с семьей, для определения уровня обеспеченности семьи истца жильем.
Вместе с тем, семья Нуруллиных зарегистрирована в доме "адрес", что подтверждается выпиской из домовой книги.
В соответствии с адресными справками отдела АСР УВМ МВД по Республике Татарстан в доме, кроме семьи истца зарегистрировано еще 6 человек, которые членами семьи Нуруллина А.И. не являются.
Из технического паспорта на дом "адрес" следует, что общая площадь строения составляет 128,1 кв. м, дом разделен стеной на две части, имеет два входа, на основании акта о фактическом проживании от 28 декабря 2016 года, составленного УУП ОП N 3 УВД г. Казани, семья Нуруллиных проживает в одной части дома.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда
г. Казани от 06 декабря 2004 года Муратовой Ф.И. и Нуруллину А.И. отказано в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольно построенный дом "адрес" в равных долях, поскольку домовладение находится в зоне Д1 - деловой и коммерческой активности, в силу чего земельный участок не будет в установленном порядке предоставлен истцам под возведенную постройку. Данным решением суда также установлено, что в доме, являющемся самовольной постройкой проживают две семьи - Нуруллина А.И. и Муратовой Ф.И.
Согласно пояснениям истца его семья занимает изолированную часть дома, а именно - помещения NN 7, 8, 1, 2, общей площадью 66 кв. м, то есть на каждого члена семьи истца приходится 16,5 кв. м, что соответствует норме постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции принято правильное решение об удовлетворении исковых требований Нуруллина А.И. о признании незаконным распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани от 08 июля 2016 года N 1013р в части отказа в постановке истца с семьей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, а также о возложении обязанности поставить Нуруллиных на данный учет.
Судом обоснованно отмечено, что истцом подтверждено право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, поскольку Нуруллины не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Правоустанавливающие документы на занимаемый Нуруллиными жилой дом не могут быть предоставлены в силу объективных причин, в связи с отсутствием у них законных прав на данное самовольное строение, что подтверждено вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Казани от 06 декабря 2004 года.
Доводы апелляционной жалобы МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" о правомерности отказа истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в силу изложенного выше являются несостоятельными, поскольку судом исследованы и им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г. Казани от 09 января 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.