Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.Р. Гаянова, Р.А. Фахрутдиновой,
при секретаре судебного заседания Л.Р. Маметовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Валиулловой Н.Ф. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 24 ноября 2016 года, которым отказано в удовлетворении иска Валиулловой Н.Ф. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж работы, дающего право на доплату к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, назначении и выплате доплаты к пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истицы Т.А. Константиновой, поддержавшей жалобу, представителя ответчика З.Т. Дияровой, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.Ф. Валиуллова обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - ответчик, министерство), из которого следует, что истица, "дата" года рождения, с 17 апреля 2016 года является получателем пенсии по старости. В 2015 году истица обратилась в министерство с заявлением о подтверждении стажа муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет муниципального служащего.
Из полученного истицей ответа от 30 ноября 2015 года, следует, что не включаются в стаж муниципальной службы периоды работы Н.Ф. Валиулловой с 1 апреля 1988 года по 4 марта 1995 года в должности бухгалтера, главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Тляче-Тамакского сельского Совета Тукаевского района Татарской АССР, с 5 марта 1995 года по 31 декабря
2005 года в должности главного бухгалтера Тляче-Тамакского Совета местного самоуправления Тукаевского района Республики Татарстан, с 1 января
2006 года по 13 декабря 2012 года в должности главного бухгалтера Тляче-Тамакского сельского поселения Тукаевского района Республики Татарстан и с 14 декабря 2012 года по 30 июня 2013 года в должности главного бухгалтера Стародрюшского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Н.Ф. Валиуллова считает, что указанные периоды должны быть включены в стаж работы, дающего право на доплату к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы Республики Татарстан.
Истица просила обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан зачесть в стаж муниципальной службы, дающего право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, вышеуказанные периоды работы, признать незаконным отказ министерства в установлении истице ежемесячной доплаты к пенсии по старости лицам, замещавшим должности муниципальной службы и обязать министерство назначить ей указанную ежемесячную доплату.
В судебном заседании представитель истицы Т.А. Константинова поддержала исковые требования.
Ответчик извещен о времени и месте судебного заседания, представитель не явился, в отзыве на исковое заявление представитель министерства указала, что Н.Ф. Валиуллова в министерство с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного (муниципального) служащего не обращалась.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить, указывая на его необоснованность, и принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы истица приводит те же доводы, которые указала при подаче иска, указывает, что судом ненадлежащим образом оценены представленные истицей документы и обстоятельства по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истицы Т.А. Константинова жалобу поддержала.
Представитель ответчика З.Т. Диярова с жалобой не согласилась.
Представители третьих лиц Стародрюшского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ и Исполнительного комитета Тлянче-Тамакского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ в суд апелляционной инстанции не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ГУ-УПФР в г. Набережные Челны (межрайонное) РТ в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пенсионное обеспечение муниципальных служащих в Республике Татарстан регулируется нормами Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе от 25 июня 2013 года N 50-ЗРТ.
Согласно статье 28 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе муниципальные служащие, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, муниципальных органах в Республике Татарстан с учетом положений, установленных частями 1.1, 1.2, 2 и 2.1 настоящей статьи, при условиях:
1) наличия стажа муниципальной службы не менее 15 лет;
2) наличия стажа работы (службы) не менее 10 лет на должностях, указанных в пунктах 1 и 2 части 1, подпункте "е" пункта 3 части 2 статьи 29 настоящего Кодекса, а также иных должностях в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи;
3) освобождения от последней замещаемой должности муниципальной службы в Республике Татарстан и увольнения с муниципальной службы в Республике Татарстан по основаниям, предусмотренным:
а) пунктами 1 и 3 (в случае признания муниципального служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу) части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации";
б) пунктами 1 - 3, 5 (в случае перевода на государственную службу или перехода на выборную работу (должность), 7 - 9 части первой статьи 77, пунктами 1 - 3 части первой статьи 81, пунктами 2, 5 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Пункты 1 и 2 части 1 статьи 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе устанавливают, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы на постоянной (штатной) основе на:
1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы). При этом с 1 января 2006 года в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в органах местного самоуправления в Республике Татарстан на должностях, предусмотренных Реестром должностей муниципальной службы в Республике Татарстан, а до его утверждения - Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Татарстан;2) муниципальных должностях.
Подпункт "е" пункта 3 части 2 статьи 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе закрепляет, что периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей до 26 мая 1995 года в местных органах государственной власти и управления (районных, городских, районных в городах Советах народных депутатов, администрациях районов, городов республиканского значения, районов в городах) и их аппаратах включаются в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Из материалов дела следует, что Н.Ф. Валиуллова обратилась в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с заявлением, в котором просила выслать в ее адрес письменное разъяснение о праве на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.
В ответ на обращение Н.Ф. Валиулловой заместителем министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан подписано письмо
от 30 ноября 2015 года, в котором истице сообщается, что ее стаж муниципальной службы составляет 2 месяца и 21 день, который состоит из периода работы в должности начальника ВУС Тляче-Тамакского сельского Совета Тукаевского района Татарской АССР с 11 января 1988 года по 31 марта 1988 года.
Период работы Н.Ф. Валиулловой с 1 апреля 1988 года по 4 марта
1995 года в должности бухгалтера, главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Тляче-Тамакского сельского Совета Тукаевского района Татарской АССР не включается в стаж муниципальной службы, поскольку централизованная бухгалтерия по своему организационно-правовому статусу не являлась органом государственного управления и не выполняла функции государственного управления.
В письме заместителя министра также указано, что работа
Н.Ф. Валиулловой в период с 5 марта 1995 года по 31 декабря 2005 года в должности главного бухгалтера Тляче-Тамакского сельского Совета Тукаевского района Республики Татарстан не может быть включена в стаж муниципальной службы, поскольку согласно Закону Республики Татарстан
от 30 ноября 1994 года N 2250-XII "О местном самоуправлении" в марте
1995 года произошла ликвидация местных органов государственной власти на сельском, поселковом, городском уровнях с образованием органов местного самоуправления, которые согласно части 2 статьи 1 указанного закона не входили в систему органов государственной власти и управления.
Также согласно письму заместителя министра периоды работы
Н.Ф. Валиулловой с 1 января 2006 года по 13 декабря 2012 года в должности главного бухгалтера Тляче-Тамакского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и с 14 декабря 2012 года
по 30 июня 2013 года в должности главного бухгалтера Стародрюшского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан не включены в стаж муниципальной службы, поскольку согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в органах местного самоуправления в Республике Татарстан на должностях, предусмотренных Реестром должностей муниципальной службы в Республике Татарстан, а указанным Реестром должность "главный бухгалтер" не предусмотрена.
Полагая, что ее права нарушены, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды подлежат включению в стаж муниципальной службы, основаны на ошибочном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Суд первой инстанции правильно указал, что должности "бухгалтер, главный бухгалтер" не могут быть отнесены к должностям муниципальной службы, поскольку исходя из пункта 1 части 1 статьи 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе для того, чтобы считать должность относящейся к должности муниципальной службы (или к муниципальной должности муниципальной службы, что равнозначно), необходимо, чтобы должность с 1 января 2006 года была включена в Реестр должностей муниципальной службы в Республике Татарстан, а до его утверждения была включена в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Татарстан.
Однако, в Реестре должностей муниципальной службы в Республике Татарстан, в Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Татарстан должности "бухгалтер", "главный бухгалтер" не предусмотрены, что означает, что эти должности не могут быть отнесены к должностям муниципальной службы.
Занимаемые Н.Ф. Валиулловой должности "бухгалтер", "главный бухгалтер" не подпадают под подпункт "е" пункта 3 части 2 статьи 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе, поскольку в указанной норме речь идет о периоде замещения до 26 мая 1995 года должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей в местных органах государственной власти и управления (районных, городских, районных в городах Советах народных депутатов, администрациях районов, городов республиканского значения, районов в городах) и их аппаратах, а истица работала не районном, городском или в районном в городе Совете народных депутатов, а в сельском Совете (сельском поселении).
Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действовавшем с 1 сентября 1995 года по 31 декабря 2008 года, было предусмотрено, что в уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, указанных в статьях 15 и 16 настоящего Федерального закона, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 17).
В Законе Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года N 2250-XII "О местном самоуправлении", действовавшем с 5 марта 1995 года по 31 декабря 2005 года, было предусмотрено, что лица, наделенные настоящим Законом и уставом местного самоуправления полномочиями по осуществлению распорядительных, исполнительных, контрольных и иных функций местного самоуправления, являются должностными лицами местного самоуправления. Должностные лица местного самоуправления обладают полномочиями, предусмотренными уставом местного самоуправления, с момента вступления в должность. Выборные должностные лица могут наделяться полномочиями органа местного самоуправления за исключением полномочий, указанных в части 4 статьи 21 настоящего Закона.
Таким образом, как действовавшее ранее, так и ныне действующее федеральное и региональное законодательство под муниципальными должностями понимает должности, предусмотренные уставом муниципального образования.
Согласно представленной в дело копии устава Тляче-Тамакского местного самоуправления в уставе не предусмотрены муниципальные должности "бухгалтер", "главный бухгалтер".
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные периоды работы истицы не могут быть засчитаны в стаж работы, дающий право на доплату к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим должности муниципальной службы Республики Татарстан. Следовательно, у истицы отсутствует стаж работы, необходимый для назначения доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы Республики Татарстан,
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 24 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Валиулловой Н.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.