Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Саитгараевой Р.А., Сибгатуллиной Л.И.,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Баракина Е.Д. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 22 декабря 2016 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Баракина Е.Д. о признании незаконными действий по постановке на учет в наркологическом диспансере отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баракин Е.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Нижнекамский наркологический диспансер" и ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" об оспаривании действий по постановке на учет.
В обоснование заявленных требований указано, что весной 2016 года административному истцу стало известно о том, что он состоит на учете в Нижнекамском наркологическом диспансере в связи с употреблением наркотических веществ.
Данную постановку на учет он считает незаконной, поскольку наркотические вещества не употребляет и в лечении не нуждается.
Административный истец просит признать незаконной данную постановку на учет и возложить обязанность на диспансер снять его с учета.
В судебное заседание административный истец не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, требования поддержал.
Административные ответчики ФГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан - "Нижнекамский наркологический диспансер" и ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" в судебное заседание не явились, в возражении на административное исковое заявление просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
С принятым решением не согласился Баракин Е.Д., в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В обоснование указывает на незаконность постановки его на диспансерный учет в связи с обнаружением в его организме "данные изъяты"
Административному истцу не был установлен диагноз "наркомания" или "токсикомания", врачом-психиатром истец не обследовался, следовательно, постановка на диспансерное (профилактическое) наблюдение в наркологическом диспансере - незаконна.
Вместе с тем, отсутствует согласие истца на постановку его на диспансерное (профилактическое) наблюдение после ознакомления с результатом медицинского освидетельствования.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 1 Инструкции
о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.
В пункте 2 Инструкции указано, что целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств - 1 год.
Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам:
- стойкая ремиссия (выздоровление);
- изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение);
- осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года;
- направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями);
- в связи со смертью.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
В отдельных случаях, когда наркологическое учреждение не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения - данный больной снимается с диспансерного учета. Решения о снятии с учета в этих случаях также выносятся на ВКК учреждения, где наблюдался больной.
Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Согласно пункту 3 Инструкции, осмотры наркологических больных и лиц группы риска необходимы для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения, проведения лечения и профилактических мер медицинского характера. При этом осмотром наркологических больных или лиц группы риска может считаться только личный контакт с пациентами участкового врача психиатра-нарколога, участковой медсестры, фельдшера наркопункта, фельдшера (медсестры) социальной помощи, сопровождающийся обследованием, лечебным воздействием или назначением медикаментозных средств.
Лица, злоупотребляющие алкоголем, замеченные в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, составляют группу профилактического наблюдения. Частота осмотров лиц старше 18 лет, злоупотребляющих алкоголем, устанавливается лечащим врачом индивидуально.
Частота осмотров лиц, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, без явлений наркомании и токсикомании - не реже 1 раза в месяц.
Из материалов дела следует, что 22 августа 2014 года ФГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Нижнекамский наркологический диспансер" на основании протокола инспектора ДПС ОГИБДЦ УМВД России по Нижнекамскому району Адиева А.Ф. в рамках дела об административном правонарушении проведено медицинское освидетельствование Баракина Е.Д., по результатам которого в организме Баракина Е.Д. обнаружено наркотическое средство "данные изъяты".
30 сентября 2014 года врачом-психиатром-наркологом ФГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Нижнекамский наркологический диспансер" установлен диагноз " "данные изъяты"
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан от 14 октября 2014 года Баракин Е.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год и 6 месяцев. Постановление не обжаловано и вступило в законную силу.
В связи с наличием письменного согласия Баракина Е.Д. на медицинское вмешательство с 30 сентября 2014 года за ним организовано диспансерное (профилактическое) наблюдение.
Из выписки из амбулаторной карты Баракина Е.Д. следует, что он являлся на профилактический осмотр к лечащему врачу ФГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан - "Нижнекамский наркологический диспансер" 31 октября 2014 года, 21 ноября 2014 года, 12 декабря 2014 года, 5 мая 2016 года, 29 июня 2016 года, 13 июля 2016 года, 22 августа 2016 года, 20 сентября 2016 года, 19 октября 2016 года, 24 октября 2016 года и 28 ноября 2016 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный истец был поставлен на диспансерное (профилактическое) наблюдение в соответствии с нормами приведенного законодательства, каких-либо нарушений в процедуре такой постановки суд первой инстанции также не усмотрел. Вместе с тем, оснований к прекращению диспансерного (профилактического) наблюдения в отношении административного истца также не имеется, поскольку Баракин Е.Д. не соблюдал обязательное условие для его прекращения - периодическую явку на профилактическое наблюдение не менее одного раза в месяц в течение одного года.
Судебная коллегия с данными выводами соглашается, поскольку они основаны на всесторонней оценке обстоятельств дела при правильном применении норм законодательства, регулирующих процедуру диспансерного наблюдения.
Как усматривается из материалов административного дела, Баракин Е.Д. допустил длительный (более года) перерыв явки на профилактический осмотр, в связи с чем оснований для снятия его с учета не имелось. С учетом того обстоятельства, что Баракин Е.Д. в течение одного года не проходил регулярные профилактические осмотры, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Доводы апеллянта сводятся к несогласию с принятым судом решением в связи с иной трактовкой обстоятельств, установленных судом. Правовых оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, подробно исследованы доказательства по делу, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 22 декабря 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Баракина Е. Д. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.