Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 23 марта 2017 г. по делу N 33а-164/2017
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего
- Кураксина А.С.,
и судей
- Самовалова А.В.,- Агапова А.А.,
при секретаре Помниковой Л.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" "данные изъяты" Ильиных С.Д. об оспаривании действий главнокомандующего Воздушно-космическими силами, связанных с увольнением с военной службы, по апелляционной жалобе административного истца на решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 29 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Агапова А.А., заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа - майора юстиции Анчутина А.В., полагавшего решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление Ильиных С.Д., в котором он просил признать незаконным приказ главнокомандующего Воздушно-космическими силами ДД.ММ.ГГГГ года N об увольнении его с военной службы по возрасту, оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Ильиных С.Д. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Суть доводов автора жалобы сводится к тому, что истец без согласия уволен с военной службы, будучи необеспеченным жилым помещением. Его отказ от получения жилищной субсидии не может расцениваться как надлежащее исполнение командованием обязанности по жилищному обеспечению. Суд установил, что по месту службы он обеспечен жилым помещением "данные изъяты" но технических документов, подтверждающих эту площадь, не имеется. По его подсчетам площадь составляет 65 кв.м., сам дом на техническом учете не стоит, квартира непригодна для проживания. На каждого члена его семьи приходится менее установленной ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" нормы общей площади жилого помещения - 18 кв.м.
Кроме этого, истец не восстановлен в должности заместителя командира войсковой части N от которой он освобожден в 2009 году, и с которой должен был быть уволен. Его контракт о прохождении военной службы, заключенный до 4 апреля 2012 года, является действующим до момента исключения из списков личного состава воинской части. Денежным довольствием в полном объеме он не обеспечен, отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 дней ему не предоставлен.
По мнению автора жалобы, суд нарушил нормы процессуального права, так как решение основано не на всех имеющихся в деле доказательствах и неправильно определилнормы права, подлежащие применению.
В письменных возражениях исполняющий обязанности командира войсковой части N ФИО10 не согласился с доводами истца и пояснил, что порядок увольнения не нарушен. Каждое действие должностных лиц, связанное с увольнением (заключение аттестационной комиссии, порядок представления к увольнению) Ильиных С.Д. обжаловал в суд отдельно. В удовлетворении его требований судом отказано. По месту службы истец жильем обеспечен по установленным нормам в 1989 году. Это жилое помещение пригодно для проживания. Нуждающимся в получении жилья истец признан в избранном после увольнения месте жительства "адрес", в котором жилищное строительство не ведется. Реализовать свое право на жилье посредством получения жилищной субсидии истец не хочет. Утверждение Ильиных С.Д., что в 2011 году он должен был быть восстановлен в воинской должности на основании решения суда ошибочно, так как суд обязал направить представление к назначению, что было сделано командиром части 9 раз. Контракт о прохождении службы до достижения предельного возраста истек в 2012 году, но новый контракт Ильиных С.Д. заключить отказался, поэтому оснований для продолжения службы нет. Необеспечение истца видами довольствия на процесс его увольнения не влияет.
Рассмотрев материалы административного дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлен запрет на увольнение военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, по так называемым льготным основаниям (достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями), без предоставления жилых помещений или жилищной субсидии и без согласия на увольнение самих военнослужащих. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого же Федерального закона.
Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Аналогичная правовая норма содержится и в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента России от 16 сентября 1999 года N1237. При этом в данном пункте уточнено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством России.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N487 утверждено Положение, по смыслу п. 5 которого военнослужащий, уволенный с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть выселен из занимаемого служебного помещения до предоставления ему с семьей жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ, изложенным в п. 48 постановления от 29 мая 2014 года N8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.
Как следует из материалов административного дела, Ильиных С.Д., имеющий общую выслугу на военной службе более 20-ти лет, срок контракта о прохождении военной службы которого истек в апреле 2012 года, с февраля 2011 года зачислен в распоряжение.
20 июля 2016 года с административным истцом проведена беседа, в ходе которой он не согласился с увольнением, так как не восстановлен в ранее замещаемой воинской должности заместителя командира войсковой части N и не обеспечен жильем в избранном после увольнения месте жительства.
В этот же день командир войсковой части N представил Ильиных С.Д. к увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Приказом главнокомандующего Воздушно-космическими силами ДД.ММ.ГГГГ N истец уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста (пп. "а", п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В 1989 году Ильиных С.Д. по месту службы предоставлена трехкомнатная квартира по "адрес" на состав семьи четыре человека "данные изъяты"
Данных о том, что названная выше квартира признана непригодной для проживания в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в материалах административного дела не имеется.
В суде административный истец пояснил "данные изъяты" что он проживет в квартире с супругой "данные изъяты"
По месту службы Ильиных С.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий не признан и принят на жилищный учет в избранном после увольнения с военной службы месте жительства "адрес"
Поскольку по последнему месту службы Ильиных С.Д. обеспечен жилым помещением, из которого не может быть выселен до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (или жилищной субсидией), препятствий для пользования этим жилым помещением нет выводы гарнизонного военного суда об отсутствии оснований для восстановления его на военной службе являются верными и достаточным образом мотивированными.
Утверждение Ильиных С.Д. о том, что по месту службы он не обеспечен по норма жилым помещением не обосновано, поскольку уполномоченным жилищным органом он нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы не признавался.
Непредоставление истцу жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением само по себе не является препятствиям для увольнения в запас.
Право Ильиных С.Д. на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства может быть им реализовано без каких-либо ограничений и после увольнения с военной службы.
Довод о невозможности увольнения Ильиных С.Д., как военнослужащего, зачисленного в распоряжение, является несостоятельным, поскольку срок заключенного им контракта о прохождении военной службы истек, новый контракт он заключить отказался, изъявив тем самым нежелание продолжить военную службу. То есть нахождение на военной службе заявитель связывал с реализацией жилищных прав.
Кроме того, в приказе об увольнении Ильиных С.Д. указана воинская должность, которую он замещал до зачисления в распоряжение, что не может расцениваться как нарушение прав и законных интересов административного истца.
Данных о существенном нарушении процедуры увольнения с военной службы, а также о нарушениях судом первой инстанции норм процессуального права, повлекших принятие неправильного решения, в материалах административного дела не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 29 декабря 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Ильиных С.Д. об оспаривании действий главнокомандующего Воздушно-космическими силами, связанных с увольнением с военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласовано
Судья А.А. Агапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.