Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 30 марта 2017 г. по делу N 33а-185/2017
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего
- Кураксина А.С.,
и судей
- Андрусова В.А., - Агапова А.А.,
при секретаре Боголеповой Л.С., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего "данные изъяты" "данные изъяты" Бакалова Л.Л. об оспаривании действий Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, связанных с определением размера жилищной субсидии и снятием с жилищного учета, по апелляционной жалобе административного истца на решение Белогорского гарнизонного военного суда от 10 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Агапова А.А., возражения представителя административного ответчика Глушак Я.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Бакалова Л.Л., в котором он просил признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) с применением поправочного коэффициента 1,85, без права на дополнительную площадь "данные изъяты" а также признать незаконным решение 2 отдела того же органа о снятии с учета нуждающихся в жилых помещения.
В апелляционной жалобе Бакалов Л.Л. просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении его требований.
Автор жалобы, подробно цитируя положения нормативных правовых актов и судебных постановлений, полагает, что он сохранил право на дополнительную площадь и после зачисления в распоряжение, так как до зачисления в распоряжение он замещал должность "данные изъяты" будучи зачисленным в распоряжение, принят на жилищный учет с правом на дополнительную площадь. Должностные лица не уполномочены были изменять первоначальное решение и не доказали законность оспоренных действий.
Анализируя положения п. 1, 7-9 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года N76 (далее - Правила), п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" истец приходит к выводу, что выплата субсидии должна быть произведена с применением поправочного коэффициента 2,375.
По мнению Бакалова Л.Л., суд нарушил принцип состязательности, заведомо встал на сторону ответчиков, переложил на себя роль по доказыванию, не привел в решении доказательств и ссылок на нормативные правовые акты. Суд не рассмотрел замечания на протокол судебного заседания, что свидетельствует об отсутствии в административном деле этого протокола.
Представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Хилова Е.А. в письменных возражениях не согласилась с доводами административного истца, полагала решение суда законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы административного дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" офицеры военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет) имеют статус военнослужащих, проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", обладают правами, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и настоящим Федеральным законом.
По их выбору им предоставляются правовые гарантии и компенсации по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации" или Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Сотрудники Следственного комитета имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты (п. 23 ст. 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации").
На основании п. 3 и 5 ст. 4 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" сотрудниками Следственного комитета являются руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители, следователи, а также другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий.
Пунктом 8 ст. 40 названного Федерального закона установлено, что обеспечение военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета и членов их семей жилыми помещениями по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации для военнослужащих, с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 20 квадратных метров, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели Следственному комитету.
В пункте 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 15.1 этого же Федерального закона военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание России, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Анализ названных правовых норм свидетельствует, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Иные категории военнослужащих (например, сотрудники Следственного комитета в воинском звании до подполковника) имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы и замещения соответствующей должности.
Право на дополнительную общую площадь жилого помещения подлежит реализации исключительно при предоставлении жилого помещения и согласно правовым основаниям, существующим на момент предоставления жилого помещения (Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 года N2097-О).
Как усматривается из материалов дела, приказом руководителя военного следственного отдела по Белогорскому гарнизону ДД.ММ.ГГГГ N Бакалов Л.Л., общая выслуга на военной службе которого менее 16 лет, зачислен в распоряжение в связи с проведением организационно - штатных мероприятий и освобождением от должности заместителя руководителя этого же отдела.
Согласно справке ДД.ММ.ГГГГ N Бакалов Л.Л. подлежит незамедлительному увольнению в связи с проведением организационно - штатных мероприятий после обеспечения его жильем.
Данных о том, что после ДД.ММ.ГГГГ административный истец замещает какую либо должность в Следственном комитете в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному и достаточным образом мотивированному выводу об отсутствии у Бакалова Л.Л. права на дополнительную общую площадь жилого помещения, поскольку он с 2013 года не замещает какую либо должность в Следственном комитете, не имеет воинское звание полковник, ему равное или выше.
Правильными являются и выводы гарнизонного военного суда об отсутствии нарушений прав и законных интересов истца при выплате жилищной субсидии Бакалову Л.Л.
Так, согласно п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставление военнослужащим жилищной субсидии осуществляется с применением поправочных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации.
Такие поправочные коэффициенты установлены Правилами, в п. 7 которых указано, что при расчете субсидии, предоставляемой военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 16 лет, устанавливается поправочный коэффициент в размере 1,85.
Пунктом 9 тех же Правил определено, что военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения из списков личного состава воинской части.
Анализ вышеприведенных правовых норм, свидетельствует о том, что выплата субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с учетом увеличенного поправочного коэффициента в размере 2,375 производится исключительно гражданам, уволенным с военной службы и не обеспеченным на момент увольнения жилищной субсидией или жилым помещением.
Иное толкование п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" делает неприменимыми положения п. 7 Правил.
Как установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ Бакалову Л.Л. перечислена жилищная субсидия в размере "данные изъяты", с учетом двух членов его семьи "данные изъяты" без учета права на дополнительную площадь, с применением коэффициента 1,85, исходя из общей продолжительности военной службы "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ решением ФГКУ "Востокрегионжилье" N Бакалов Л.Л. снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания.
Из изложенного следует, что на момент выплаты субсидии приказ об исключении из списков личного состава в отношении истца не издавался, его выслуга на военной службе составляла менее 16-ти лет, в связи с чем основания для выплаты ему жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375 отсутствовали.
Не влияют на правильность принятого судебного постановления и ссылки автора жалобы на то, что он принят на жилищный учет с правом на дополнительную жилую площадь как заместитель руководителя военного следственного отдела по Белогорскому гарнизону, так как на момент предоставления жилищной субсидии он был освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение.
В связи с получением Бакаловым Л.Л. в установленном порядке и размере бюджетных средств на приобретение (строительство) жилого помещения решение о снятии его с жилищного учета, принятое на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является законным и обоснованным.
Данных о существенных нарушениях судом первой инстанции норм процессуального права, повлекших принятие неправильного решения, в материалах административного дела не имеется.
Протокол судебного заседания изготовлен в письменном виде, подписан председательствующим, секретарем судебного заседания и приобщен вместе с аудиозаписью к материалам административного дела. Замечания на протокол судебного заседания рассмотрены, о чем вынесено определение, которые также находятся в материалах дела.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белогорского гарнизонного военного суда от 10 января 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Бакалова Л.Л. об оспаривании действий Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, связанных с определением размера жилищной субсидии и снятием с жилищного учета, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Согласовано
Судья А.А. Агапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.