Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 28 марта 2017 г. по делу N 33а-186/2017
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего
- Кураксина А.С.,
и судей
- Мартыненко Ю.А., - Агапова А.А.,
при секретаре Боголеповой Л.С., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Кулеш И.Ю. об оспаривании действий начальника 2 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, связанных со снятием с жилищного учета, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Хиловой Е.А. на решение Белогорского гарнизонного военного суда от 19 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Агапова А.А., объяснения представителя административного ответчика Орловой А.Н. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление Кулеш И.Ю. удовлетворено.
Суд обязал начальника 2 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - 2 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье") установленным порядком включить Кулеш И.Ю. в список на предоставление служебных жилых помещений по месту службы "адрес"
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Хилова Е.А. просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Суть доводов автора жалобы сводится к тому, что истец к новому месту службы не убывает, в связи с чем необоснованно сдал ранее предоставленную ему служебную квартиру по месту службы, ухудшил жилищные условия и злоупотребил правом.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Орлова А.Н. дополнительно пояснила, что истец ухудшил жилищные условия с целью создания искусственных оснований для получения денежной компенсации за поднаем жилого помещения.
Рассмотрев материалы административного дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
На основании ст. 99 и 104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения в виде отдельной квартиры или жилого дома предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Порядок предоставления служебных жилых помещений в Минобороны России определен Инструкцией, утвержденной приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 года N1280.
Так, в соответствии с п. 3 Инструкции служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления жилых помещений по договору социального найма, установленных ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
По смыслу пункта 7 названной Порядка при изменении состава семьи, в результате чего площадь служебного жилого помещения стала ниже учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, военнослужащие вправе претендовать на улучшение жилищных условий.
Основания для снятия с жилищного учета граждан содержатся в ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2 названной статьи решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Статья 53 ЖК РФ сама по себе не устанавливает каких - либо оснований для снятия с жилищного учета граждан, ранее признанных таковыми уполномоченным органом, а регулирует правоотношения, связанные с признанием нуждающимся в жилье граждан, которые намерено ухудшили жилищные условия, ограничивая право граждан на признание нуждающимися в жилье в случае намеренного ухудшения жилищных условий.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Кулеш И.Ю. и двое членов его семьи (жена и дочь) включены в список на предоставление служебных жилых помещений в целях улучшения жилищных условий по месту службы истца "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ Кулеш И.Ю. по своей инициативе, в связи с обучением дочери "адрес" сдал предоставленное ему в 2011 году служебное жилое помещение по адресу "адрес" "данные изъяты" и переехал в съемную квартиру "адрес"
По этой причине 2 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" ДД.ММ.ГГГГ принял решение N об исключении истца из списков на предоставлении служебного жилого помещения.
Основанием для принятия решения послужило то, что Кулеш И.Ю. к новому месту службы не убывал, сдав квартиру, ухудшил свои условия и злоупотребил правом быть признанным нуждающимся в получении служебного жилья.
Данных о том, что административный истец ставил вопрос о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в материалах административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что какие - либо основания для снятия с жилищного учета, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, административным ответчиком не подтверждены, квартира по адресу "адрес" не соответствовала нормам предоставления, установленным ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", гарнизонный военный суд пришел к обоснованному и достаточным образом мотивированному выводу о незаконности принятого решения, поскольку сам по себе факт сдачи в установленном порядке служебного жилого помещения не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий либо злоупотребление правом и повлечь снятие военнослужащего с соответствующего жилищного учета.
Более того, само решение в нарушение ч. 2 ст. 56 ЖК РФ не содержит ссылку на соответствующую норму части 1 той же статьи.
Доводы представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Орловой А.Н. о намеренном создании искусственных условий для получения денежной компенсации являются несостоятельными, так как подобные действия не влекут снятие военнослужащего с жилищного учета, а наличие права на получение такой компенсации находится за рамками настоящего административного дела.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белогорского гарнизонного военного суда от 19 января 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Кулеш И.Ю. об оспаривании действий начальника 2 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, связанных со снятием с жилищного учета, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласовано
Судья А.А. Агапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.