Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 28 марта 2017 г. по делу N 33а-188/2017
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.
и судей - Андрусова В.А.,
- Пестрикова О.В.,
при секретаре - Боголеповой Л.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 11 января 2017 года по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Щербининой Г.Г. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г.Комсомольск-на-Амуре) федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Пестрикова О.В., объяснения представителя административного ответчика - Орловой А.Н. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением суда первой инстанции административное исковое заявление Щербининой удовлетворено.
Суд признал незаконным решение начальника отделения (территориальное, Комсомольск-на-Амуре) федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ТО ФГКУ "Востокрегионжилье") от 2 ноября 2016 года N 26 об отказе в принятии Щербининой и члена ее семьи - сына ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязав названное должностное лицо принять административного истца и члена ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в городе Хабаровске и внести соответствующие сведения в Единый реестр данных по жилью для военнослужащих (дата принятия на учет нуждающихся 21 июня 2016 года, способ обеспечения жильем - государственный жилищный сертификат).
В апелляционной жалобе начальник ТО ФГКУ "Востокрегионжилье" ФИО2 выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование своей просьбы, цитируя положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 51 Жилищного кодекса РФ, а также пункта 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280, автор жалобы обращает внимание на то, что оснований для принятия Щербининой на жилищный учет не имеется, так как ей и ее сыну на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"., в связи с чем она и члены ее семьи обеспечены жильем по установленным нормам.
Поскольку административным истцом не было представлено надлежащим образом оформленное обязательство о безвозмездном отчуждении в государственную (муниципальную) собственность вышеуказанного жилого помещения, автор жалобы полагает, что Щербининой обоснованно было отказано в постановке на жилищный учет.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Исследовав все представленные доказательства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемых административным истцом действий должностного лица ТО ФГКУ "Востокрегионжилье", поскольку данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на всесторонне проверенных в судебном заседании доказательствах, которые не вызывают сомнений в своей достоверности, согласуются между собой, достаточно полно приведены в судебном решении и надлежащим образом судом оценены.
Как следует из материалов дела, 21 июня 2016 года Щербинина, имеющая продолжительность военной службы более 21 года и подлежащая увольнению с военной с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, обратилась с заявлением в ТО ФГКУ "Востокрегионжилье" о принятии ее с составом семьи 2 человек, включая ее сына, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в избранном после увольнения месте жительства - г.Хабаровск путем получения государственного жилищного сертификата.
В данном заявлении Щербинина и ее сын выразили согласие взять на себя обязательство о безвозмездном отчуждении в государственную или муниципальную собственность находящуюся у них собственности квартиру по адресу: "адрес"., которая была приобретена Щербининой на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
Между тем решением начальника ТО ФГКУ "Востокрегионжилье" от 2 ноября N26 Щербининой было отказано в принятии на жилищный учет по причине обеспеченности ее семьи жильем по установленным нормам в связи с проживанием в вышеуказанной квартире.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее Правила учета), урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно подпункту "и" пункта 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Правил учета, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства вышеуказанная норма Правил учета допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
Порядок и условия выделения военнослужащему денежных средств для приобретения жилого помещения установлены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила).
Согласно пункту "а" статьи 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют также военнослужащие, указанные в абзаце 1 пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", к числу которых относится и административный истец.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "в" пункта 16.1 Правил участником подпрограммы может быть гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности. Для получения сертификата такой гражданин в соответствии с подпунктом "ж" пункта 44 Правил обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, не имеющего установленных обременений, в государственную или муниципальную собственность.
Таким образом, наличие в собственности военнослужащего либо членов его семьи жилого помещения само по себе не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в жилом помещении с целью последующего обеспечения государственным жилищным сертификатом.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о незаконности отказа административного ответчика в принятии Щербининой и ее сына, изъявивших желание быть обеспеченными жильем в избранном после увольнения постоянном месте жительства путем получения государственного жилищного сертификата и согласившихся дать обязательство о безвозмездном отчуждении в государственную или муниципальную собственность имеющегося у них в собственности жилого помещения, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вопреки доводам автора апелляционной жалобы, является правильным.
Не находя оснований для отмены или изменения решения, судебная коллегия, руководствуясь ст.308, п.1 ст.309 и ст.311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 11 января 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Щербининой Г.Г. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Комсомольск-на-Амуре) федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Согласовано
Судья О.В. Пестриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.