Судья Верховного Суда Республики Крым Павловский Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на решение судьи Сакского районного суда Республики Крым от 23 января 2017 года по делу N 12-3/2017, которым рассмотрена жалоба на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Муравьева М.С. от 03.11.2016 в отношении
главы администрации "адрес" ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки "адрес" Мордовской АССР, зарегистрированной по адресу: "адрес"
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю Муравьева М.С. от 03 ноября 2016 года N 277 АД-16 должностное лицо - глава администрации Сакского района Мирошниченко Г.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Мирошниченко Г.А. обратилась с жалобой в суд на указанное постановление
Решением судьи Сакского районного суда Республики Крым от 23 января 2017 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Муравьева М.С. от 03.11.2016 о привлечении главы администрации Сакского района Мирошниченко Г.А. к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба главы администрации Сакского района Мирошниченко Г.А. - без удовлетворения.
Мирошниченко Г.А., не согласившись с вынесенным решением, обратилась с жалобой, в которой просит отменить постановление от 03 ноября 2016 года N 277 АД-16 и решение судьи Сакского районного суда Республики Крым от 23 января 2017 года и прекратить производство по делу, поскольку полагает, что нарушений требований ФЗ от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в ее действиях не имеется, установив необходимые ему требования к товару, Заказчик действовал в соответствии со ст. 33 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Кроме того, она утвердила аукционную документацию в силу своего должностного положения и не имела умысла ограничить участников в каких либо правах, вредных последствий не наступило.
В судебном заседании Мирошниченко Г.А. не участвовала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Защитник Мирошниченко Г.А. - Демко А.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную "данные изъяты", и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную "данные изъяты" а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную "данные изъяты", для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
В силу п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44) контроль за соблюдением, в том числе, заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Из материалов дела следует, что Сакской межрайонной прокуратурой Республики Крым проведена проверка исполнения должностными лицами администрации Сакского района Республики Крым требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении аукциона в электронной форме "Выполнение работ по ремонту мягкой кровли столовой межхозяйственной базы отдыха с. Штормовое" (номер извещения N).
Изучением технического задания документации об Аукционе, установлено, что Заказчиком установлены избыточные требования к материалам, используемым при выполнении работ по ремонту.
В связи с чем, по результатам проведенной проверки, в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ, Сакской межрайонной прокуратурой 19.10.2016 в отношении главы администрации Сакского района Мирошниченко Г.А. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и материалы переданы на рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю Муравьева М.С. от 03 ноября 2016 года N 277 АД-16 должностное лицо - глава администрации Сакского района ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.
14 сентября 2016 главой администрации Сакского района Республики Крым Мирошниченко Г.А. утверждена документация об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту мягкой кровли столовой межхозяйственной базы отдыха с. Штормовое.
В разделе "Основные сведения о материалах, применяемых для производства работ" технической части документации об электронном аукционе установлены требования к описанию участниками закупок материалов, используемых при выполнении работ, в том числе материалы:
1. Битумы нефтяные строительные кровельные ... Пенетрация может быть (т.е. глубина проникновения в битум специальной иглы при температуре 25 С и нагрузке 100 гр. (десятые доли миллиметра) более 185; ... Индекс пенетрации может быть 1,0 - 2,5; Глубина проникания иглы при 25 °С в остатке после прогрева, % от первоначальной величины должна быть, " 59.
2. Воронка водосточная: из оцинкованной стали ... Плоскостность стали: должна быть категории ПВ или ПУ или не нормируется. Оцинкованная сталь должна изготавливаться из углеродистой холоднокатаной стали с качеством поверхности по ГОСТ 16523-97. Холоднокатаная сталь должна быть изготовлена из углеродистой стали обыкновенного качества групп прочности ОКЗООВ; ОК360В; ОК370В. ОК400В или углеродистой качественной стали групп прочности К260В: К270В; КЗ 10В; КЗЗОВ, К350В; К390В; К490В. Качество отделки поверхности холоднокатаного проката должно быть особо высокой отделки; высокой отделки; 1 повышенной отделки. Временное сопротивление разрыву холоднокатаного проката должно превышать: не менее 260 (27) Н/мм~ (кгс/мм 2). Относительное удлинение холоднокатаного проката: должно быть не менее 13 %. Марка стали: должна быть 08пс/08кп/08Ю/10кп/08/10/БСт0/БСт1/ БСт2/ БСтЗ/ СтО/ Ст1кп/ Ст1 пс/" Ст1сп/ Ст2кп/ Ст2пс/ Ст2сп/ СтЗкп/ СтЗпс/ СтЗсп/ СтЗГпс/ СтЗГсп/ Ст4кп/ Ст4пс/ Ст4сп/ Ст5пс/ Ст5сп/ Ст5Гпс/ Стбпс/ Стбсп. Для цинкования должен применяться цинк марок Ц0/Ц1. Поверхность оцинкованной стали должна быть чистой со сплошным покрытием. Временное сопротивление разрыву оцинкованной стали: должно быть не менее 255 МПа; не нормируется. Предел текучести оцинкованной стали: должен быть " 230 МПа; не нормируется. Относительное удлинение оцинкованной стали: должно быть не менее 20 %; не нормируется. Глубина сферической лунки оцинкованной стали должна превышать: " 6,9 мм. Количество перегибов без излома оцинкованной стали должно быть " 8.
3. ...
4. Грунтовка: Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246; ВЗ-4 с диаметром сопла в границах 24мм при температуре 20,0?0,5 °С. не может быть " 46; Массовая доля нелетучих веществ может быть в границах 54-60%; ... Упаковка может быть: металлические/пластиковые банки/ведра/евроведра по 0,9/1,5/1.9/20/23 кг.
5. Мастика битумная кровельная горячая для выполнения работ по устройству рулонных кровель и мастичных кровель, ... Глубина проникновения иглы может быть при 25°С в пределах 25-50мм; Прочность на сдвиг клеевого соединения может быть не менее 1,5"н/м. Гарантийный срок хранения должен быть свыше 12 месяцев. Упаковка может быть: металлические; пластиковые евроведра по 10/20/30; бумажный мешок/ бумажный мешок 20/25/30 кг с силиконизированным внутренним слоем.
6. ...
7. сталь листовая оцинкованная, ... Оцинкованная сталь должна изготавливаться из углеродистой холоднокатаной стали с качеством поверхности по ГОСТ 16523-97. Холоднокатаная сталь должна быть изготовлена из углеродистой стали обыкновенного качества групп прочности ОКЗООВ: ОК360В; ОК370В, ОК400В или углеродистой качественной стали групп прочности К260В; К270В; КЗ 10В; К330В, К350В; К390В; К490В. Качество отделки поверхности холоднокатаного проката должно быть особо высокой отделки; высокой отделки; повышенной отделки. Временное сопротивление разрыву холоднокатаного проката должно превышать: не менее 260 (27) Н/мм" (кгс/мм 2). Относительное удлинение холоднокатаного проката: должно быть не менее 13 %. Марка стали: должна быть 08пс/08кп/08Ю/10кп/08/10/БСт0/БСт1/ БСт2/ БСтЗ/ СтО/ Ст1кп/ Ст1пс/ Ст1сп/ Ст2кп/ Ст2пс/ Ст2сп/ СтЗкп/ СтЗпс/ СтЗсп/ СтЗГпс/ СтЗГсп/ Ст4кп/ Ст4пс/ Ст4сп/ Ст5пс/ Ст5сп/ Ст5Гпс/ Стопе/ Стбсп. Для цинкования должен применяться цинк марок Ц0/Ц1. Поверхность оцинкованной стали должна быть чистой со сплошным покрытием. Временное сопротивление разрыву оцинкованной стали: должно быть не менее 255 МПа; не нормируется. Предел текучести оцинкованной стали: должен быть " 230 МПа; не нормируется. Относительное удлинение оцинкованной стали: должно быть не менее 20 %; не нормируется. Глубина сферической лунки оцинкованной стали должна превышать: " 6,9 мм. Количество перегибов без излома оцинкованной стали должно быть " 8 ...
Массовая доля в цементах активных минеральных добавок должна быть:
Обозначение вида цемента
Активные минеральные добавки, % по массе
в том числе
всего
Доменные гранулированные и электротермофосфорные шлаки, до вкл
Осадочного происхождения, кроме глиежа, до вкл
прочие активные, включая глиеж, до вкл
ПЦ-Д5
До 5
5
5
5
ПЦ-Д20,
ПЦ-Д20-Б
Св.5 до 20
20
10
20
Предел прочности при изгибе и сжатии должен быть не менее значений:
Обозначение
вида
цемента
Гарантированная
Предел прочности, не менее МПа (кгс/см")
марка
при изгибе в возрасте, сут
при сжатии в возрасте, сут
3
28
3
28
ПЦ-Д20
400
_
__________-
5,4 (55)
-
39,2 (400)
500
-
5,9 (60)
-
49,0 (500)
ПЦ-Д20-Б
400
3,9 (40)
5,4 (55)
24,5 (250)
39,2 (400)
500
4,4 (45)
5,9(60)
27,5 (280)
49,0 (500)
Схватывания цемента должно наступать " 44 мин, а конец - "11 ч от начала затворения. Тонкость помола цемента должна быть такой, чтобы при просеивании пробы цемента сквозь сито с сеткой N 008 по ГОСТ 6613 проходило не менее 85-86 % массы просеиваемой пробы.
Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) в цементе должна быть: Обозначение вида цемента
SO3, % по массе
не менее
не более
ПЦ 400-Д0, ПЦ 500-Д0,, ПЦ 400-Д5, ПЦ 500-Д5, ПЦ 400-Д20, ПЦ 500-Д20.
1,0
3,5
ПЦ 400-Д20-Б, ПЦ 500-Д20-Б
1,5
4,0
Может быть введение в цемент при его помоле специальных пластифицирующих или гидрофобизирующих поверхностноактивных добавок в количестве не более 0,3-0,35 % массы цемента в пересчете на сухое вещество добавки. Гидрофобный цемент не должен впитывать в себя воду в течение 5 мин от момента нанесения капли воды на поверхность цемента. Для интенсификации процесса помола допускается введение технологических добавок, не ухудшающих качества цемента, в количестве не более 0,9-1 % , в том числе органических не более 0,14-0,15 % массы цемента ... " (цитата документации об Аукционе).
Судья районного суда, оставляя без изменения постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю Муравьева М.С. от 03 ноября 2016 года N 277 АД-16, которым глава администрации Сакского района ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ сослался, кроме прочего, на то что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок химических и физических свойств товаров и материалов, используемых при выполнении работ по капитальному ремонту, конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров и материалов, ограничивают возможность участников закупки надлежаще подготовить заявку на участие в Аукционе.
Однако суд апелляционной инстанции считает данные выводы судьи преждевременными исходя из следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон N 44-ФЗ).
Согласно статье 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к которым, в том числе, относится электронный аукцион.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регулирует параграф 2 главы 3 Федерального закона N 44-ФЗ, в частности, статьи 59-71 названного закона.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44- ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки определены в статье 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что в аукционной документации установлены конкретные требования к описанию участниками закупок материалов, используемых при выполнении работ.
Сам факт установления требований к закупаемым товарам, не ограничивает круг лиц имеющих право на участие в торгах. В данном случае заказчик реализует свое право на приобретение товара соответствующего его требованиям.
В связи с чем в данной части как выводы суда, так и выводы должностного лица являются несостоятельными.
Вместе с тем, судьей не установлено, соответствуют ли использованные при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, и качественные характеристики объекта закупки, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Поскольку допущенные судьей нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, решение судьи нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
С учетом изложенных обстоятельств, обжалуемое решение судьи подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение судье по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в связи с наличием существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При этом апелляционный суд не проверяет иные доводы жалобы, поскольку они подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
В соответствии с изложенным и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Сакского районного суда Республики Крым от 23 января 2017 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Сакский районный суд Республики Крым.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись
Е.Г. Павловский
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.