Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:
Сокол В.С.,
судей:
Егоровой Е.С., Пономаренко А.В.,
при секретаре:
Сашко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Симферополя к Администрации г. Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Управления образования администрации города Симферополя, Симферопольскому городскому совету Республики Крым, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым о понуждении к совершению определенных действий, по апелляционной жалобе Администрации г. Симферополя на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 декабря 2016 г.,
УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2016 г. Прокурор Железнодорожного района г. Симферополя, обратился в суд с иском к Администрации г. Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Управления образования администрации города Симферополя, Симферопольскому городскому совету Республики Крым, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым о понуждении к совершению определенных действий, с учетом уточненного иска просил: обязать ответчика обеспечить выполнение совокупности мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической безопасности - обеспечить МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" стационарной рамкой металлодетектора и ручным металлодетектором. В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения федерального законодательства в сфере охраны жизни и здоровья детей, а именно законодательства о пожарной безопасности, террористической защищенности в деятельности МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних обучающихся, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровью, закрепленные в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации и соответствующих нормативных правовых актах.
Определением от 17 октября 2016 г. судом к участию в деле в качестве ответчика, привлечено Управление образования администрации города Симферополя Республики Крым.
Обжалуемым решением постановлено:"Иск Прокурора Железнодорожного района г. Симферополя к Администрации г. Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Управления образования администрации города Симферополя, Симферопольскому городскому совету Республики Крым, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым о понуждении совершить определенные действия - удовлетворить. Обязать Администрацию г. Симферополя обеспечить выполнение совокупности мероприятий, направленных на обеспечения антитеррористической безопасности в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", расположенном по адресу: "адрес", п именно предусмотреть расходы на обеспечение указанного образовательного учреждения стационарной рамкой металлодетектора, ручным металлодетектором, в течении шести месяцев со вступления решения в законную силу, путем подготовки и внесения проекта решения на рассмотрение сессии Симферопольского городского совета Республики Крым. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, после поступления денежных средств обеспечит указанное образовательное учреждение стационарной рамкой металлодетектора, ручным металлодетектором в течении двух месяцев. В удовлетворении иска Прокурора Железнодорожного района г. Симферополя к Администрации г. Симферополя к Симферопольскому городскому совету Республики Крым о понуждении совершить определенные действия - отказать".
В апелляционной жалобе Администрации г. Симферополя, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает на то, что органы местного самоуправления лишь принимают участие в профилактике терроризма и экстремизма, тогда как организация и осуществление мероприятий возложено на органы государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с чем финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет бюджета Республики Крым.
Ответчики извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в судебное заседание суда апелляционной инстанции их представители не явились, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с абз. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражений относительно жалобы.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по их оборудованию металлоискателями. В свою очередь, финансирование данных мероприятий должно осуществляться органом местного самоуправления.
Пункт 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Железнодорожного района г. Симферополя проведена проверка в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. В ходе данной проверки было установлено нарушение законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.
В ходе проверки установлено, что посты в учреждении не оборудованы стационарной рамкой металлодетектора, ручным металлодетектором, интроскопом.
Указанные обстоятельства представителями ответчиков не оспариваются.
Поскольку МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым является образовательным учреждением, однако, в нем отсутствуют стационарная рамка металлодетектора, ручной металлодетектор, суд пришел к правильному выводу о понуждении ответчика установить соответствующее оборудование.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из приведенных норм видно, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка стационарной рамки металлодетектора и наличие ручного металлодетектора.
Указанные апеллянтом обстоятельства направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ и нашедших отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
В том числе, вопреки доводам апеллянта, выполнение ответчиком обязанности по оборудованию здания МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым стационарной рамкой металлодетектора и наличие ручного металлодетектора направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для финансирования за счет бюджетных средств указанных мероприятий, судебная коллегия находит необоснованным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относятся:
1) формирование, утверждение и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения:
7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
То есть, совокупность приведенных норм материального права в их взаимосвязи указывает на то, что органы местного самоуправления участвуют в обеспечении средствами защиты граждан, в том числе и путем принятия решений по вопросам финансирования, в образовательных учреждениях.
Исходя из изложенного, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Симферополя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.