Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Рогозина К.В.,
судей
Онищенко Т.С., Синани А.М.,
при секретаре
Нижняковской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о взыскании стоимости проезда на лечение и компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 16 августа 2016 года обратилась в суд с данным иском и с учетом предоставленных дополнений просила взыскать стоимость проезда на лечение в размере "данные изъяты" руб., моральный вред в размере "данные изъяты" руб. и судебные расходы "данные изъяты" руб. / л.д. 3-6, 65-67/.
Заявленные требования истец обосновывала тем, что ответчик лишил ее возможности воспользоваться предусмотренным законодательством правом инвалида второй группы на оплату проезда к месту лечения и обратно. Отказ в выдаче талонов на самолет со стороны ответчика и физическая невозможность воспользоваться талонами на поезд вынудили истца приобрести билеты на самолет за свой счет, при этом, стоимость авиабилета составляла меньше, чем стоимость проезда на поезде, вместе с этим по погодным условиям переезд через Керченскую переправу мог привести к опозданию на операцию. Своим бездействием ответчик нарушил права истца на безопасное перемещение к месту операции и обратно, так как на том момент истец находилась на костылях, а передвигаться без них, было запрещено, ответчик создал ситуацию, которая доставила истцу нравственные и физические страдания.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2016 года указанный иск удовлетворен частично.
Взыскано с ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в пользу ФИО1 стоимость проезда на лечение в размере "данные изъяты" руб. и судебные расходы в сумме "данные изъяты" руб., а всего "данные изъяты" руб.
В остальной части иска отказано /л.д. 79-85/.
Не согласившись с данным решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 88-92/.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена. В виду того, что истец не имеет травм спинного мозга и способна самостоятельно передвигаться, предоставление Региональным отделением Фонда талонов на право безденежного проезда в поезде дальнего следования в полном объеме соответствует требованию законодательства о государственной социальной помощи, и отказ в выплате компенсации за самовольно приобретённые авиа билеты не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
ФИО1 предоставлены письменные возражения и дополнения к ним, в которых истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 95-96, 103/.
Представитель ответчика - ФИО5 в заседании суда апелляционной инстанции жалобу поддержал по изложенным в ней доводам в полном объеме и просил ее удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Истец - ФИО1 в заседании суда апелляционной инстанции просила оставить решение суда первой инстанции без изменений по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ним, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N23 от 19 декабря 2003 года, следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда не соответствует данным требованиям закона.
Как усматривается из материалов дела, истец - ФИО1 является инвалидом второй группы общего заболевания бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано направление на госпитализацию для оказания высокотехнологической медицинской помощи.
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получила вызов на госпитализацию в ФГБУ "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндо протезирования" Министерства здравоохранения Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ "адрес"
Согласно выписному эпикризу, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в травматолого-ортопедическом отделении N ФГБУ "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндо протезирования" Министерства здравоохранения Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в "адрес".
В соответствии с выписным эпикризом, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на стационарном лечении в отделении травматологии N БУ "Городская клиническая больница N" МЗ и СР ЧР в "адрес". ДД.ММ.ГГГГ было проведено тотальное эндопротезирование левого тазобедренного сустава.
Как поясняла истец, ДД.ММ.ГГГГ она выехала железнодорожным транспортом из "адрес". От станции Первомайск она доехала автомобильным транспортом до "адрес". Из "адрес" вылетела авиатранспортом в "адрес" ДД.ММ.ГГГГ. При первой операции она также понесла расходы на паромное сообщение в размере "данные изъяты" руб. ДД.ММ.ГГГГ
Согласно копии авиабилета на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость билета "адрес"- "адрес" составляла "данные изъяты" руб.
В соответствии с копией билета на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, Крым-Кавказ через порт Крым истец понесла расходы на паром "данные изъяты" руб.
Как следует из сообщения "Крымская железная дорога" от ДД.ММ.ГГГГ N\л, согласно архивных данных информационно-вычислительного центра, стоимость проездных документов в купейном вагоне пассажирского поезда по маршруту "адрес" - "адрес", с датой отправления ДД.ММ.ГГГГ составляла - "данные изъяты" руб., в данную стоимость проезда входил: стоимость талона ( "данные изъяты" руб.), дающего право проезда автомобильным и морским транспортом.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано направление на госпитализацию для оказания высокотехнологической медицинской помощи.
ФИО1 получила вызов на госпитализацию в ФГБУ "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования" МЗ РФ на ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" в "адрес".
Согласно выписному эпикризу, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в травматолого-ортопедическом отделении N ФГБУ "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования" МЗ РФ в "адрес".
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на стационарном лечении в отделении травматологии N БУ "Городская клиническая больница N" МЗ и СР ЧР в "адрес", что подтверждается выписным эпикризом.
При проведении второй операции истец понесла следующие расходы:
авиаперелет "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, согласно копии авиабилета на имя ФИО1, стоимость авиаперелета составляет "данные изъяты" руб.;
затраты на аэроэкспресс ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" руб.;
авиаперелет "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, согласно копии авиабилета на имя ФИО1, стоимость авиаперелета составляет "данные изъяты" руб.;
авиаперелет "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, согласно копии авиабилета на имя ФИО1, стоимость авиаперелета составляет "данные изъяты" руб.;
авиаперелет "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, согласно копии авиабилета на имя ФИО1, стоимость авиаперелета составляет "данные изъяты" руб.
В соответствии с сообщением ФГУП "Крымская железная дорога" от ДД.ММ.ГГГГ N\л, согласно архивных данных информационно-вычислительного центра, стоимость проездных документов в купейном вагоне пассажирского поезда по маршруту Симферополь-Москва, с датой отправления ДД.ММ.ГГГГ составляла - "данные изъяты" руб., в данную стоимость проезда входит: стоимость талона ( "данные изъяты" руб.), дающего право проезда автомобильным и морским транспортом. "адрес"а в купейном вагоне по маршруту "данные изъяты", с датой отправления ДД.ММ.ГГГГ, составляла - "данные изъяты" руб.
Стоимость проездных документов в купейном вагоне пассажирского поезда по маршруту "данные изъяты" с датой отправления ДД.ММ.ГГГГ составляла - "данные изъяты" руб., по маршруту "данные изъяты" с датой отправления ДД.ММ.ГГГГ составляла - "данные изъяты" руб., в данную стоимость проезда входит стоимость талона ( "данные изъяты" руб.), дающего право проезда автомобильным и морским транспортом.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон 17 июля 1999 года N178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 8 данной нормы названы инвалиды.
Пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В части 1 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ определено, что на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 рублей в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ установлено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункт "б" пункта 1 Правил) (далее - Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц, относятся дети-инвалиды (подпункт "з" пункта 2 Правил).
На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:
железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности) (абзац второй данного подпункта);
водным транспортом третьей категории;
автомобильным транспортом общего пользования;
авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым данного подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. При использовании авиационного транспорта для проезда граждан к месту лечения и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту лечения либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту лечения и (или) обратно.
В силу пункта 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями.
Порядок направления граждан органами исполнительными власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года N617 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон N2 указанного образца. Талон N2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N271н (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 11.2 Административного регламента, предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 Административного регламента.
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно инвалида производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена.
В соответствии с вышеприведёнными нормами Региональным отделением Фонда были предоставлены истцу - ФИО1 талоны на право безденежного проезда в поезде дальнего следования в направлении "данные изъяты" (серия талона - N) и в направлении "данные изъяты" (серия талона - N).
Ввиду того, что истец не имеет травм спинного мозга и способна самостоятельно передвигаться, предоставление ответчиком талонов на право безденежного проезда в поезде дальнего следования в полном объеме соответствует требованию Законодательства о государственной социальной помощи и отказ в выплате компенсации за самовольно приобретённые авиа билеты не противоречит действующему Законодательству Российской Федерации.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований о компенсации стоимости проездных билетов неправильно истолковал положение подпункта "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, устанавливающее случаи, при которых возможно предоставление бесплатного проезда гражданам - получателям набора социальных услуг воздушным транспортом: отсутствие железнодорожного сообщения к месту следования; наличие у инвалида заболевания или травмы спинного мозга; меньшая стоимость авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом. В иных случаях должен быть предоставлен бесплатный проезд инвалиду к месту лечения и обратно другими (не авиационным) видами транспорта, основным из которых является железнодорожный транспорт. Проезд к месту лечения и обратно предоставляется только по талонам на проезд, то есть в натуре, оплата его стоимости при самостоятельном приобретении билетов нормативными положениями не предусмотрена.
Ссылка на то, что стоимость проезда железнодорожным транспортом больше по сравнению со стоимостью авиаперелета по маршруту "данные изъяты" и обратно, сделана без учета установления юридически значимых обстоятельств и нормативных предписаний. В соответствии с пунктом 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями. Справка о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту "данные изъяты" не отражает действительной стоимости проезда, устанавливаемой ОАО "Российские железные дороги", с которым региональное отделение Фонда заключает контракт об оказании услуги провоза к месту лечения и обратно инвалида.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для взыскания в пользу истца расходов на проезд к месту лечения и обратно.
Судебная коллегия не усматривает оснований для возмещения истцу судебных расходов по оплате государственной пошлины, в связи с отсутствием правовых основания для удовлетворения указанных требований материального характера.
Отказывая в иске о компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнут.
Доводы, приведенные заявителем в рассматриваемой апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в части отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении морального вреда, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции и ставящих под сомнение законность судебного акта в данной части, постановленного по данному делу, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на оспаривание обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, решение суда первой инстанции подлежит отмене (пункты 2-4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в части удовлетворения исковых требований о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно, а также взыскания судебных расходов в сумме 680 руб., с принятием нового решения по делу в данной части об отказе удовлетворении данных требований, а в остальной части судебное постановление подлежит оставлению без изменений.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2016 года отменить в части взыскания с Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в пользу ФИО1 стоимости проезда на лечение в размере "данные изъяты" руб. и судебных расходов в сумме "данные изъяты" руб., а всего "данные изъяты" руб., с принятием нового решения в данной части об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
В остальной части решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2016 года оставить без изменений.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.