Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Кузнецовой Е.А.
судей: Авериной Е.Г. и Чистяковой Т.И.
при секретаре: Стрельцовой Н.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 30 августа 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц, воспитанников, пребывающих в специализированном учреждении для несовершеннолетних к Государственному бюджетному специализированному учреждению Республики Крым "Ленинский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о возложении обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности детского учреждения,
установила:
Прокурор Ленинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, воспитанников, пребывающих в специализированном учреждении для несовершеннолетних к Государственному бюджетному специализированному учреждению Республики Крым "Ленинский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о возложении обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности детского учреждения указав, что прокуратурой Ленинского района Республики Крым проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в Государственном бюджетном специализированном учреждении Республики Крым "Ленинский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", в ходе которой установлено, что существующее состояние антитеррористической защищенности специализированного учреждения для несовершеннолетних не в полной мере отвечает установленным законом требованиям.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 30 августа 2016 года исковые требования удовлетворены.
На Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым возложена обязанность выделить Государственному бюджетному специализированном учреждению Республики Крым "Ленинский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" денежные средства на финансирование мероприятий по оборудованию помещений тревожной сигнализацией, камерами видеонаблюдения и оборудованию территории ограждением.
На Государственное бюджетное специализированное учреждение Республики Крым "Ленинский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" возложена обязанность по оборудованию помещения тревожной сигнализацией, камерами видеонаблюдения, оборудованию территории ограждением в виде забора.
Не согласившись с данным решением, ответчик Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым подало апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе ставят вопрос об отмене решения суда, поскольку судом при вынесении решения нарушены нормы материально и процессуального права, дана неправильная оценка юридически значимым обстоятельствам дела. Свои требование мотивировали тем, что требование о необходимости оснащения учреждения техническими средствами (помещения учреждения тревожной сигнализацией и камерами видеонаблюдения) не основывается на какой-либо норме права подлежащей применению в данном случае.
На заседание судебной коллегии представитель Государственного бюджетного специализированного учреждения Республики Крым "Ленинский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представил, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, представителя Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора ФИО4 возражавшую против доводов апелляционной жалобы и полагавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основным доводом апелляционной жалобы является ссылка на отсутствие норм материального права обязывающих Государственное бюджетное специализированное учреждение Республики Крым "Ленинский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" провести указанные в решении мероприятия по антитеррористической защищенности учреждения в интересах которого подан иск и незаконности возложения обязанности профинансировать данное детское учреждение.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 2, 3 Федерального закона РФ "О противодействии терроризму" правильно исходил из того, что осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью образовательного учреждения, поэтому пришел к обоснованному выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. ст. 5 и 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и подписанной от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственным или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В силу ст. ст. 20, 41, 38 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации "О противодействии терроризму" установлено, что основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "О противодействии терроризму" противодействие терроризму является деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма; выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).Согласно п. 43 Положению о деятельности организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N481, организация для детей-сирот обеспечивает соблюдение установленных государственными санитарно- эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для детей факторов среды обитания, условий деятельности организаций для детей-сирот, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и транспортных средств.
Пунктами 3,4,5 указанного Положения к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя в порядке, установленном ст. 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот, в которых созданы необходимые условия для их содержания, воспитания и образования, соответствующие их состоянию здоровья и потребностям.
Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 Федерального Закона от 30.12.2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что прокуратурой Ленинского района Республики Крым проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в Государственном бюджетном специализированном учреждении Республики Крым "Ленинский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", в ходе которой установлено, что существующее состояние антитеррористической защищенности специализированного учреждения для несовершеннолетних не в полной мере отвечает установленным законом требованиям.
Территория Центра, являющегося учреждением для несовершеннолетних, не имеет сплошного ограждения, тревожной сигнализации, камер видеонаблюдения, что создает предпосылки к совершению различного рода посягательств на находящихся в учреждении несовершеннолетних и работающих в учреждении граждан со стороны третьих лиц, в том числе совершению террористических актов, и подтверждается актом обследования антитеррористической защищенности объекта.
Предметом деятельности Центра в соответствии с пунктами 2.3, 2.4 Устава, утвержденного Министром образования, науки и молодежи Республики Крым от 25.12.2014, является оказание несовершеннолетним гражданам социальной, психологической и иной помощи в ликвидации трудной жизненной ситуации, помощи в обеспечении и защите законных прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
С учетом уставной деятельности Центра учреждение обязано соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права несовершеннолетних на безопасность, охрану жизни и здоровья.
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет полномочия и самостоятельно принимает нормативные правовые акты такие как, порядок функционирования и развития сети специальных учебно-воспитательных и реабилитационных учреждений для детей и подростков.
Пунктом 5.1 Устава Государственного бюджетного специализированного учреждения Республики Крым "Ленинский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" определено, что имущество учреждения принадлежит Республике Крым и закреплено за ним на праве оперативного управления. Функции и полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Центра осуществляет Совет министров Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым (п. 1.5 Устава). Функции и полномочия учредителя Центра от имени Республики Крым выполняет Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым (п. 1.6 Устава).
Финансирование и развитие материально-технической базы Центра осуществляется за счет бюджета Республики Крым (п. 5.14 Устава).
Таким образом, судом первой инстанции в ходе рассмотрения исковых требований прокурора установлено, что Центром и учредителем, в лице Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не исполняются положения статей 2, 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 N35 "О противодействии терроризму", что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в данном учреждении, нарушает права и законные интересы несовершеннолетних на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности Государственного бюджетного специализированного учреждения Республики Крым "Ленинский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" является обязанностью не только этого образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления - его учредителя, а именно, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.
Подлежат отклонению изложенные в жалобе доводы о том, что здание Государственного бюджетного специализированного учреждения Республики Крым "Ленинский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" введено в эксплуатацию до принятия "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения", Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, поэтому данные нормы не могут быть применены к возникшим правоотношениям, ввиду следующего.
Согласно пунктам 1, 2 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10 (далее - СНиП 31-09-2009), установлено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Указанный выше пункт СНиП 31-09-2009 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Кроме того, в данном случае основания заявленных прокурором требований связаны не с переустройством, реконструкцией, капитальным ремонтом или перепланировкой самого здания Государственного бюджетного специализированного учреждения Республики Крым "Ленинский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", а с обязанностью учреждения в силу требований закона принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности, и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым,
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 30 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.