Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кураповой З.И.,
судьи-докладчика - Тимошенко Е.Г.,
судьи - Павловского Е.Г.,
при секретаре - Слабун О.Н.,
при ведении аудиопротоколирования,
с участием ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 07.12.2016 года по делу N2а-3774/2016
по административному иску ФИО1
к Администрации города Евпатория Республики Крым,
о признании незаконным постановления, понуждении осуществить определенные действия.
Заслушав судью-докладчика Тимошенко Е.Г., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 07.12.2016 года по делу N2а-3774/2016 отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации города Евпатория Республики Крым о признании незаконным постановления, понуждении осуществить определенные действия.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 27.05.2016 года, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Жалоба мотивирована тем, что Администрацией города Евпатории был произведен расчет по общей площади жилых помещений по месту регистрации Халова С.В., его супруги и несовершеннолетнего сына, в результате чего было установлено, что обеспеченность площадью всех жилых помещений на каждого члена семьи Халова С.В. составляет более 10 кв.м., в связи с чем он был исключен из списка очередности граждан на получение в собственность земельного участка. При этом, по мнению заявителя, Администрацией незаконно исключены из членов семьи его совершеннолетний сын и престарелые родители, проживающие совместно с Халовым С.В. Как указывает заявитель, поскольку спорные правоотношения касаются улучшения жилищных условий, применению подлежит российское законодательство, которое дает понятие о семье и членов семьи, в частности ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом членами семьи Халова С.В. являются супруга, двое детей и его родители, т.е. 6 человек.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле.
В соответствии п. 1 ст. 296 КАС РФ в случае, если иное не установлено настоящим Кодексом, апелляционные жалобы, представления рассматриваются, в частности, верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом - на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов.
ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил принять решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Администрация города Евпатория Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
В соответствии с п. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие Администрации города Евпатория, извещенной надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав заявителя, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, 20.10.2015 года ФИО1 обратился в Администрацию города Евпатория Республики Крым с заявлением о постановке в очередь и предоставлении земельного участка с приложением соответствующих документов, в том числе копий паспортов всех членов семьи, копии свидетельства о праве собственности на жилье - квартиру 1 в доме 71 по ул. 9-го Мая в г. Евпатории, общей площадью 51,8 кв. м, которая принадлежит Халову С.В. При этом согласно справке о составе семьи в указанной квартире на момент постановки в очередь и на день выдачи справки зарегистрированы и проживают Халов С.В., Халова В.С., Халова Л.А., Халова Н.А., Халов А.С., Халов В.С.
Постановлением Администрации города Евпатория Республики Крым от 25.11.2015 года N 1708-п ФИО1 поставлен в очередь и включен в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
В последующем, постановлением Администрации г. Евпатория N2221-п от 24.08.2016 года Халов С.В. исключен из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республика Крым, в связи с несоответствием заявителя требованиям п. 10 ст. 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015.
Из выписки из протокола заседания комиссии по вопросам постановки на очередь льготных категорий граждан, имеющих право на приобретение земельных участков на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым N 23 от 09.08.2016 года усматривается, что вопрос об исключении Халова С.В. из очереди на предоставление земельного участка рассматривается в связи с выявлением отсутствия оснований для нахождения в такой очереди. Так, комиссией было установлено, что Халов С.В. является собственником квартиры "адрес", общей площадью жилых помещений 51,8 кв. м, где зарегистрировано 6 граждан, в числе которых и сам Халов С.В. В состав семьи Халова С.В. входят супруга и один несовершеннолетний ребенок, соответственно 51,8 : 3 = 17,27 кв.м. Данный факт указывает на несоответствие заявителя требованиям п. 10 ст. 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 (в редакции Закона Республики Крым от 29.09.2015 года N 140-ЗРК/2015).
Не согласившись с принятыми постановлением Администрации г. Евпатория N2221-п от 24.08.2016 года ФИО1 обратился в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать такое постановление незаконным, восстановить постановление Администрации г. Евпатория N 1708-п от 25.11.2015 года.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции установил, что Администрацией г. Евпатории правомерно был произведен расчет по общей площади жилых помещений по месту регистрации Халова С.В., и по месту регистрации его супруги Халовой Н.А., и его несовершеннолетнего сына Халова А.С., в результате чего было установлено, что обеспеченность площадью всех жилых помещений на каждого члена семьи административного истца составляет более 10 кв. м, в связи с чем он и был исключен из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что обжалуемое постановление Администрации г. Евпатория N 2221-п от 25.11. 2016 года принято в соответствии с действующим законодательством и правовые основания для признания его незаконным и отмены - судом не установлены.
Однако, принимая обжалуемое решение, суд не учел следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Так, наряду с основаниями, которые предусмотрены в Земельном кодексе в части порядка предоставления земельных участков, на территории Республики Крым действует специальное нормативное регулирование, применяемое в предусмотренных им случаях.
Положения части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закона N 6-ФКЗ) закрепили, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно ч. 1 ст. 12. 1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Закон Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно статье 1 указанного Закона, принятого в развитие названных положений, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В силу положений ч. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта предоставляются льготным категориям граждан в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
Пунктами 1, 2 статьи 6 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 предусмотрено, что граждане, определенные статьей 4 настоящего Закона, желающие приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, подают заявление в уполномоченный орган.
В заявлении указываются вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и другие сведения, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право гражданина на приобретение земельного участка в собственность бесплатно или в аренду.
Земельные участки в соответствии с настоящей статьей предоставляются в порядке очередности. Порядок постановки заявителя в очередь на получение находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, снятия его с очереди, типовая форма заявления о постановке гражданина в очередь, а также перечень прилагаемых к заявлению документов определяются Советом министров Республики Крым.
Пунктом 10 статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что к льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся совершеннолетние граждане Российской Федерации из числа лиц, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьей 6 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.02.2015 N 41 (ред. от 21.10.2015) утвержден Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности.
Указанный Порядок устанавливает правила постановки заявителя в очередь на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, снятия его с очереди.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.02.2015 N 41 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым уполномочено давать разъяснения по вопросам применения Порядка.
11.06.2016 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым разъяснено Администрации города Евпатория Республика Крым, что при применении Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для расчета площади жилых помещений необходимо учитывать самого гражданина и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (п. 11).
Таким образом, исключая Халова С.В. из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республика Крым, в связи с несоответствием заявителя требованиям п. 10 ст. 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015, вопрос о признании лиц членом семьи собственника жилого помещения следовало разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ. При этом вывод комиссии по вопросам постановки на очередь льготных категорий граждан, имеющих право на приобретение земельных участков на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым о том, что в состав семьи Халова С.В. входят супруга и один несовершеннолетний ребенок, изложенный в протоколе заседания комиссии N 23 от 09.08.2016 года, с учетом имеющихся в материалах дела документов, не обоснован.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Наделение органов местного самоуправления распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления, предусматривает обязательный характер принятых ими решений для лиц, в отношении которых они вынесены.
Органы местного самоуправления, принимая правовые акты, которыми регулируются правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, выступают гарантом стабильности общественных отношений между самими органами и гражданами.
Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые не могут избирательно подходить к принятым ими же решениям.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Принимая во внимание наличие предусмотренной законом совокупности вышеназванных условий, судебная коллегия, с учетом вышеуказанных положений федерального законодательства и нормативных правовых актов Республики Крым, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Администрации города Евпатория Республики Крым в части признания незаконным постановления Администрации г. Евпатория N2221-п от 24.08.2016 года.
При этом судебная коллегия считает необходимым указать на то, что исковые требования административного истца в части восстановления постановления Администрации г. Евпатория N 1708-п от 25.11.2015 года о постановке ФИО1 в очередь и включении в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, удовлетворению не подлежат, поскольку признание незаконным постановления Администрации г. Евпатория N2221-п от 24.08.2016 года, влечет, в том числе, незаконность его пункта 2, которым постановление от 25.11.2015 года N1708-п считается утратившим силу.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ФИО1 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 07.12.2016 года по делу N2а-3774/2016 - удовлетворить частично.
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 07.12.2016 года по делу N2а-3774/2016 - отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ФИО1 к Администрации города Евпатория Республики Крым о признании незаконным постановления, понуждении осуществить определенные действия - удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации города Евпатория Республики Крым N 2221-п от 24.08.2016 г. "Об исключении ФИО1 из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым".
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Курапова З.И.,
Судьи: Тимошенко Е.Г.,
Павловский Е.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.