Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего С.А. Воробьевой,
судей Н.А.Терентьева и С.В. Яковлева,
при секретаре Ёна А.О.
при участии ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании решения органа государственной власти по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 12.12.2016 г. по делу N2а-6795/16.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, пояснения ФИО1, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 (далее истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным сообщение об отказе в государственной регистрации перехода к ней права собственности на "адрес", расположенную в "адрес" в "адрес", обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ( далее ответчик) совершить все необходимые действия для государственной регистрации перехода к ней права собственности на "адрес", расположенную в "адрес" в "адрес", согласно договору купли- продажи от 18.12.2012 г., реестровый N.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 12.12.2016 г. по делу N2а-6795/16 (судья Л.М. Короткова) в удовлетворении административного иска отказано
Не согласившись с указанным решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании 13.03.2017 г. истец настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, указав, что судом первой инстанции дана неправильная оценка обстоятельствам дела.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и дне его проведения был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не представил.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, выслушав мнение истца, руководствуясь указанными положениями ст.226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дела по имеющимся в нем письменным доказательствам.
Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее ГК РФ) установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.
Ст.8.1 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457, полномочия по государственному кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. N 1335-р утверждено "Соглашение о передачи части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по государственному кадастровому учету" уполномоченному органу Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014г. N 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Согласно указанному выше Положению основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставления услуг в данной сфере.
При таких обстоятельствах становится очевидным, что вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истец обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности, по результатам рассмотрения которого получил отказ, оформленный в виде сообщения N от 20.10.2016 г.
На момент подачи истцом заявления и его рассмотрения ответчиком порядок проведения регистрации прав на недвижимое имущество был определен в Федеральном законе от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон N122-ФЗ), в ст.2 которого было установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее государственная регистрация прав) представляла собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Судом первой инстанции установлено, что, действуя в соответствии с указанными выше положениями ГК РФ, в порядке, предусмотренном Законом N122-ФЗ, истец обратился к ответчику с заявлениями о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, представив, в том числе, договор купли-продажи от 18.12.2012 г. за реестровым N, заключенный с ФИО2 (л.д.8), согласно которому последний продал, а первый купил "адрес" Республики Крым ( далее объект недвижимости), которая состоит из комнаты 17.к.в.м, кухни 5.8 кв.м., туалета 1.8 кв.м.
По результатам рассмотрения представленных истцом документов государственным регистратором ответчика принято решения об отказе в государственной регистрации, которые оформлено в виде сообщения N от 20.10.2016 г., в которым указано, что по причине не представления необходимых документов для государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект, согласно абз.4, 9 п.1 ст. 20 Закона N122-ФЗ ему отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
В абз.4 п.2 ст.13 Закона N122-ФЗ было определено, что государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества была возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Ч.1 ст.16 Закона N122-ФЗ было установлено, что государственная регистрация прав проводилась на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не было установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В п.1 ст.20 Закона N122-ФЗ было установлено, что в государственной регистрации прав могло быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;
в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17.12. 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03. 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ).
Ст. 12 Закона N6-ФКЗ установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В ч.1 ст.12-1 Закона N6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым N 38-ЗРК от 30.07.2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N 38-ЗРК).
Ст.1 Закона N38-ЗРК предусматривает, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Ч. 1 ст.8 Закона N38-ЗРК устанавливает, что к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Закона N 6 -ФКЗ (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Законом N122-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (ч.4 ст.8 Закона N38-ЗРК).
Постановлением Совета министров Республики Крым N 264 от 11.08.2014г. утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, к которым относятся, в частности, договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации; регистрационное удостоверение на объект недвижимого имущества; решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости.
Таким образом, принимая во внимание то, что истцом в качестве подтверждения возникновения и регистрации права собственности на указанный объект недвижимости были представлены документы, оформленные до принятия Республика Крым в состав Российской Федерации, становится очевидным также необходимость применения к этим правоотношениям законодательства Украины.
В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Украины ( далее ГК Украины) гражданские права и обязанности возникают из действий лица, предусмотренным актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но по аналогии, порождающих гражданские права и обязанности.
В ст.328 ГК Украины указано, что право собственности приобретается на основаниях, не запрещенных законом, в частности из сделок.
Согласно ч.2 ст. 331 ГК Украины право собственности на объект недвижимого имущества возникает с момента государственной регистрации.
Ч.4 ст. 334 ГК Украины предусмотрено, что право на недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации, возникает со дня такой регистрации в соответствии с законом.
Правые, экономические, организационные основы создания в составе государственного земельного кадастра единой системы государственной регистрации вещных прав на земельные участки и другое недвижимое имущество, обременение этих прав определены в Законе Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений", который в том числе направлен на обеспечение признания и защиту государством вещных прав на недвижимость.
Ст.4 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений" устанавливает обязательную государственную регистрацию вещных прав на недвижимое имущество.
Порядок проведения государственной регистрации вещных прав установлен в ст.17 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений", в которой указано, что процедура регистрации завершается выдачей документа, подтверждающего зарегистрированное право.
Как указано выше, истец, действуя в порядке, предусмотренном Законом N122-ФЗ, обратился к ответчику с заявлениями о государственной регистрации прав на объект недвижимости, представив, в том числе, договор купли-продажи от 18.12.2012 г. за реестровым N, заключенный с ФИО3.
Материалы дела подтверждают, что государственный регистратор ответчика, действуя согласно требованиям ст. 13 Закона N122-ФЗ, при проведении правовой экспертизы представленных истцом документов направил в адрес Филиала ГУП Республики Крым "КрымБТИ" в г.Керчь запрос, согласно которому в целях подтверждения подлинности представленных документов и достоверности, содержащихся в них сведений, просил предоставить информацию о зарегистрированных правах, ограничениях, обременениях на указанный выше объект недвижимости.
Согласно ответу Филиала ГУП Республики Крым "КрымБТИ" в г.Керчь исх.N8599/5 от 23.09.201 г. (л.д. 48) право собственности на объект недвижимости - "адрес" в "адрес" Крым - по состоянию на 31.12.2012 г. зарегистрировано с 28.11.2012г. на основании решения Керченского городского суда от 03.07. 2008 г. по делу N 2-3223 за ФИО2. При этом "адрес" состоит из комнаты 17 кв.м, кухни 5.8 кв.м, туалета 1.8 кв.м, кухня площадью 5.8 кв.м. не является обособленным помещением, а является частью помещения N12 площадью 16.1 кв.м.
Изучив материалы дела, судебная коллегия установила, что отсутствуют доказательства регистрации за истцом права собственности на объект недвижимости в порядке, действовавшем на территории Республики Крым в момент заключения указанного выше договора купли-продажи.
В материалах дела также отсутствуют доказательства регистрации за истцом после 01.01.2013 г. в соответствии с требованиями Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременениях" N 1952-IV от 01.07.2004 г. права собственности на этот объект недвижимости.
Истцом не представлены доказательства соблюдения указанных выше требований ст.16 Закона N122-ФЗ в части предоставления заявлений сторон договора купли-продажи от 18.12.2012 г. по регистрации права собственности истца объект недвижимости - "адрес" в "адрес" Крым.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при обращении к ответчику с заявлениями о государственной регистрации права собственности на указанную выше квартиру истцом не были представлены все необходимые документы для регистрации за ним права собственности на этот объект недвижимости.
Изучив указанные обстоятельства, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ответчик, отказывая истцу в регистрации за ним права собственности на объект, путем направления ему сообщения N от 20.10.2016г., действовал в порядке и способом, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с соблюдением, в том числе, требований Закона N122-ФЗ.
В силу изложенного становится очевидным, что судом первой инстанции решение постановленопри правильной определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 309- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 12.12.2016 г. по делу N2а-6795/16 оставить без изменений.
Апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий подпись С.А. Воробьева
Судьи подпись Н.А. Терентьева
подпись С.В. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.